"Организация работы с семьей по социально- нравственному воспитанию дошкольников"
материал (подготовительная группа) на тему
В статье представлен материал из опыта работы по социально- нравственному взаимодейтствию детского сада и семьи..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы с семьей по социально-нравственному воспитанию дошкольников».
Сообщение из опыта работы.
Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными; формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмыслено, у ребенка формируется ответственность за собственное поведение, чувство товарищества, доброжелательность, т. е. качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости отстаивать свои взгляды без ссор, и капризов. Большое значение имеет воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.
Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Однако при всей важности познавательного развития ребенка 6—7 лет его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.
Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время старший дошкольник становится все более активным в поиске новой информации.
Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
· установление единства в воспитании детей;
· педагогическое просвещение родителей;
· изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
· ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации, в том числе и русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству.
Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные мероприятия, проводятся праздники семьи. Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в оснащении предметно-развивающей среды, в различных конкурсах: «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки», «Папа, мама, я - дружная семья».
И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказкотерапии".
Актуальность и перспективность опыта работы, теоретическая база опыта, технологии и рекомендации по использованию опыта по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказко...
Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...
Сообщение из опыта работы «Социально - нравственное воспитание дошкольников» (с использованием технологии И.Ф.Мулько и Н.Г.Комратовой)
Социально-нравственное воспитание дошкольника - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь с взрослыми и све...
План работы по самообразованию на 2019-2020 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (4-5 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Социально - нравственное воспитание дошкольников»
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по данному вопросу.Задачи:-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;-спос...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – детский сад № 5 г. РоссошиРоссошанского муниципального района Воронежской области...