Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
материал (старшая группа) на тему
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, выбираемая ребёнком, и действия по реализации этой роли. В игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребёнок активно познаёт окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr._otchyot.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Отчёт самообразовательной работы
на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Воспитатель: Кутузова Н.Ю.
Тулун 2017 г.
Содержание
Введение…………………………………………………….....3
Опыт работы…………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………11
Литература…………………………………………………… 12
Введение
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, выбираемая ребёнком, и действия по реализации этой роли. В игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребёнок активно познаёт окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
Цель: Повысить уровень компетентности по теме «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Задачи:
1. Изучить литературу по социально-нравственному воспитанию дошкольников.
2. Разработать диагностический материал по социально-нравственному воспитанию, составить картотеку игр для старшего дошкольного возраста по изучаемой теме.
3. Подобрать детскую литературу для чтения с детьми дошкольного возраста по теме самообразования.
4. Подобрать материал по работе с родителями.
5. Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
6. Создать в группе такую обстановку, чтобы у детей возникало только положительное отношение к окружающим его людям.
7. В целях социально-нравственного воспитания использовать не только развивающие ситуации, но и естественные жизненные обстоятельства.
Теоретическое обоснование
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых, тем не менее, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагоги, не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.
Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджериц-кой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.
Таким образом, мнения многих авторов и актуальность проблемы побудили меня к поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.
Работая с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, я решила воспитать в детях своей группе социально-нравственные качества через разные виды игр. Поэтому тему своей самообразовательной работы я определила, как «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Практическая часть
В своей работе я использовала следующие методы и приемы:
1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
3.Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.
4.Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
5.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
6.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.
7.Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).
8.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников).
2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления).
4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье).
7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
Работу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников начала в старшей группе. В начале года провела диагностику
Таблица 1
Оценка осознания детьми нравственных норм
в старшей группе 2014-2015 уч. г.
Критерий | Результат |
Высокий | 21% - 5 ч. |
Средний | 46% - 11 ч. |
Низкий | 33% - 8 ч. |
Диагностика показала: освоение нравственных качеств у дошкольников в основном на среднем и низком уровне, что позволило наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставить возможность работать с опорой на знания индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.
Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры, дидактические игры.
Использовала игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом. Богатые возможности в воспитании доброжелательных отношений дают сюжетные игры. Сюжеты создавала с помощью игровых персонажей, чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь.
Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь.
Широко применяла в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка.
Такие игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре. Руководя играми, уделяла внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты.
Для достижения положительных результатов стала использовать в своей работе технологии ТРИЗ, которые помогают детям найти выход из трудных ситуаций. Например, игра «Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). Дополнительную игровую мотивацию создавали методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Воспитание у детей социально-нравственных качеств продолжалось и на прогулке, где с детьми организовывала наблюдения, игры с песком, театрализованные представления.
Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывают родители. Они – наши единомышленники. Совместные праздники, экскурсии, конкурсы, защиты проектов – всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы обсуждали пути воспитания, искали действенные средства и методы. Каждый досуг, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию детей.
Для развития у детей социально-нравственных качеств и проведения всех перечисленных мероприятий в группе была создана соответствующая развивающая среда. Группа была разделена на зоны: активную и зону отдыха и спокойных игр. В перечисленные зоны входили различные уголки и центры: патриотический уголок, театральный уголок, уголок ПДД, уголок природы, уголок «Читай-ка», а также познавательный центр, центр строительных игр, центр сюжетно-ролевых игр. Всё это входит в мою самообразовательную работу.
По окончанию своей самообразовательной работы получила следующие результаты:
Таблица 2
Оценка осознания детьми нравственных норм
в подготовительной группе 2015-16 уч. г.
Критерий | Результат |
Высокий | 58% - 14 ч. |
Средний | 42% - 10 ч. |
Низкий | 0 |
Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень нравственных качеств. Дети показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.
В целях обобщения опыта для педагогов ДОУ мною были проведены: открытое занятие «Поможем Золушке попасть на балл», открытый просмотр сюжетно-ролевой игры «Путешествие в театр», семинар – практикум, консультация. Приняла участие в муниципальном конкурсе эссе «Как воспитать доброго человека», имею сертификаты за печать на электронных сайтах.
Заключение
Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, забота), стремления оказать помощь, соответствующих требованиям общественной морали.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Литература
1.Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников./С.Н.Карпова Л.Г.Лысюк- М.: Изд-во МГУ, 1986
2.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание/ И.Ф Свадковский -
М.: Изд-во Москва, 1972
3.Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина, Н.Е Богуславская - М.: Изд-во Просвещение, 1992
4.Курочкина И.В. О культуре поведения и этике./ И.В. Курочкина -2003. №1 « Дошкольное воспитание»
5.Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. –/ И.В. Курочкина- М.: Изд-во Владос, 2003.
6.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В.Петерина – М.: Изд-во МГУ 1987.
8.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
9.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
10.Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Изд-во Просвещение, 2003.
11.Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника ./ Е.В. Субботский М.: Изд-во Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности. Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...
Представление опыта работы по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказкотерапии".
Актуальность и перспективность опыта работы, теоретическая база опыта, технологии и рекомендации по использованию опыта по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказко...
Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Сообщение на педсоветена тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...