План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 5 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
План работы по теме самообразования:
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
на 2019 – 2020 гг.
Воспитатель: Белоконова Е.В.
2019г.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образовании происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем, такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцен утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей подготовительной группы, средствами художественной литературы.
Цель:
- воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;
- повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формировать представления у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр - драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020 г.
Ожидаемые результаты для детей:
- у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
- разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
- разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
- умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивации к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Организация детской деятельности.
- Образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
- Работы с родителями (консультации, совместные занятия);
- отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете
Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)
План работы с детьми
Сентябрь
«Я и моя семья»
В.Осеева «Волшебное слово»
-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки
«Дары осени»
Ю. Тувим «Овощи»;
Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
- ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
- содействование трудовому воспитанию.
«Золотая осень»
С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу
Октябрь
«Родная земля – кормилица – хлеб»
Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»
-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.
-воспитание желания трудиться
«В гостях у бабушки Ульяны»
Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Наш город»
С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой»
-развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности
«Домашние животные»
Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»
-ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших
Ноябрь
«Труд взрослых в детском саду»
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»
-ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому воспитанию
«Уголок природы»
Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,
Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась»
-расширение представлений о нравственных качествах;
- развитие воображения детей;
-воспитание умения вести себя в обществе
«Поздняя осень (живая и неживая природа)»
С. Воронин «Трусишка»
-углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела
«Уроки Здоровейки»
К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита»
-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим
Декабрь
«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И.С. Никитин «Встреча зимы»
-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности
«Бытовая техника»
К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»
-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно
«В мире сказок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка»
А, И. Одоевский «Мороз Иванович»
-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм
«Новый год в городе»
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
-расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания
Январь
«Дикие животные зимой»
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»
-обучение детей слушанию стихотворного текста;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам
«Предметы быта: посуда»
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»
-выявление специфики работы с посудой;
-развитие умения логически излагать мысли;
-содействие трудовому воспитанию
«Зимующие птицы»
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту
Февраль
«Транспорт»
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь"
-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения
«Наша армия»
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе»
-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну
«Наши папы»
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других
«Зимние развлечения, забавы»
А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковский «Мойдодыр»
-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;
-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;
-воспитание умения слушать других, не перебивая
Март
«Праздник мам»
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
-расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму
«Наши добрые дела»
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма
«Вежливость»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали
«Ранняя весна и ее признаки»
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»
-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу
Апрель
«Уроки Здоровейки»
Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик»
- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье
«Космос»
И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет»
-продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина
«Домашние животные»
Т. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. А. Сухомлинский «Старый пес»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
- ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому
Май
Мониторинг
- выявить уровень развития детей
Алгоритм работы с книгой
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы по самообразованию | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 5 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
План работы по теме самообразования:
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
на 2019 – 2020 гг.
Воспитатель: Белоконова Е.В.
2019г.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образовании происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем, такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцен утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей подготовительной группы, средствами художественной литературы.
Цель:
- воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;
- повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формировать представления у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр - драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020 г.
Ожидаемые результаты для детей:
- у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
- разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
- разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
- умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивации к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Организация детской деятельности.
- Образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
- Работы с родителями (консультации, совместные занятия);
- отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете
Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)
План работы с детьми
Сентябрь
«Я и моя семья»
В.Осеева «Волшебное слово»
-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки
«Дары осени»
Ю. Тувим «Овощи»;
Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
- ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
- содействование трудовому воспитанию.
«Золотая осень»
С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу
Октябрь
«Родная земля – кормилица – хлеб»
Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»
-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.
-воспитание желания трудиться
«В гостях у бабушки Ульяны»
Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Наш город»
С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой»
-развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности
«Домашние животные»
Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»
-ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших
Ноябрь
«Труд взрослых в детском саду»
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»
-ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому воспитанию
«Уголок природы»
Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,
Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась»
-расширение представлений о нравственных качествах;
- развитие воображения детей;
-воспитание умения вести себя в обществе
«Поздняя осень (живая и неживая природа)»
С. Воронин «Трусишка»
-углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела
«Уроки Здоровейки»
К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита»
-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим
Декабрь
«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И.С. Никитин «Встреча зимы»
-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности
«Бытовая техника»
К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»
-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно
«В мире сказок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка»
А, И. Одоевский «Мороз Иванович»
-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм
«Новый год в городе»
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
-расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания
Январь
«Дикие животные зимой»
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»
-обучение детей слушанию стихотворного текста;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам
«Предметы быта: посуда»
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»
-выявление специфики работы с посудой;
-развитие умения логически излагать мысли;
-содействие трудовому воспитанию
«Зимующие птицы»
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту
Февраль
«Транспорт»
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь"
-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения
«Наша армия»
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе»
-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну
«Наши папы»
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других
«Зимние развлечения, забавы»
А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковский «Мойдодыр»
-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;
-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;
-воспитание умения слушать других, не перебивая
Март
«Праздник мам»
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
-расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму
«Наши добрые дела»
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма
«Вежливость»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали
«Ранняя весна и ее признаки»
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»
-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу
Апрель
«Уроки Здоровейки»
Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик»
- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье
«Космос»
И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет»
-продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина
«Домашние животные»
Т. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. А. Сухомлинский «Старый пес»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
- ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому
Май
Мониторинг
- выявить уровень развития детей
Алгоритм работы с книгой
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
План работы
1. Изучение литературы по данной теме.
-разработка перспективного плана на сентябрь – май в подготовительной группе.
2. «Роль книги в нравственном воспитании детей»,
Октябрь
Консультация для родителей
3.«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Ноябрь
Консультация для воспитателей
4. Выставка книг.
Декабрь
Оформление выставки для родителей
5. «Чтобы дети росли добрыми»;
Январь
совместная творческая деятельность родителей и детей
6. Картотека игр
Февраль
Март
Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов
7. «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка»
Апрель
Консультация для родителей
8. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
Май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...
Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...
Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...