РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
материал на тему
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель проекта: разработка технологии формирования профессионального имиджа педагога дошкольного образования
Задачи проекта:
- Разработать диагностический пакет, позволяющий определить степень сформированности профессионального имиджа у педагогов дошкольной организации;
- Выделить структурные части технологии, направленной на формирование профессионального имиджа педагога
- Разработать программу повышения квалификации педагога
- Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогами.
Концептуальными основами технологии стали:
- положения зарубежной и отечественной науки по вопросам имиджа (Л. Браун, Б. Джи, Панасюк, В.М. Шепель, В.Г. Горчакова, Т.В. Климова, Е.Б. Перелыгина и др.);
- положения компетентностного подхода, позволяющие выстроить работу с педагогами не в рамках информирования, а как целенаправленная работа по наращиванию умений разрешать трудности и проблемы, встречающие воспитателей в процессе решения профессиональных задач;
- Положения деятельностного подхода, предполагающего организацию различных видов профессионального сотрудничества в процессе выработки единых подходов к определению структурных компонентов профессионального имиджа педагога;
- Андрагогические идеи, позволяющие вытроить процессы взаимодействия с педагогами на основе основных требований обучения взрослых людей, а именно учитывать возможности, потребности и интересы педагогов, делать акцент на развитие профессиональной компетентности и т.п.
Для решения первой задачи был разработан диагностический пакет, позволяющий изучить особенности сформированности профессионального имиджа педагога дошкольного образования и условий его формирования в дошкольной организации.
Разработанный пакет был успешно апробирован.
Описание инструментария:
Пакет состоит из 4-х взаимосвязанных частей и позволяет целостно изучить интересующий объект.
Первая часть пакета направлена на изучение показателей профессионального имиджа педагога, привлекательных для потребителей дошкольных образовательных услуг (родителей и детей).
Для решения этой задачи используется следующий инструментарий:
- Вопросы, позволяющие осуществить беседу со старшими дошкольниками с целью определения привлекательных для ребенка профессиональных и личностных характеристик современного педагога.
- Критерии оценки сайтов, родительских форумов, где осуществляется сетевое взаимодействие родителей, имеющих детей дошкольного возраста с целью определения качеств, черт личности, внешних характеристик, составляющих образ привлекательного / непривлекательного педагога дошкольного образования.
Вторая часть диагностического пакета была направлена на изучение отношения педагогов к процессу формирования профессионального имиджа воспитателя детского сада.
Для решения поставленной задачи был использован метод анкетирования
Третья часть диагностического пакета была направлена на выявление особенностей профессионального и личностного взаимодействия педагогов с воспитанниками группы
Для решения поставленной задачи рекомендуется использовать следующий инструментарий:
- Наблюдение за профессиональным общением педагога с детьми в разных режимных моментах. Для реализации метода наблюдения разработана диагностическая карта, где обозначены параметры наблюдения.
- Написание педагогами эссе с целью определения современной мисси педагога, самоанализ готовности решать профессиональные задачи в контексте современных нормативных требований к профессии
Четвертая часть диагностического пакета позволяет осуществить анализ методической деятельности, направленной на формирование профессионального имиджа педагога детского сада.
Для решения поставленной задачи используется следующий инструментарий:
- Анализ методической документации ДОО на выявление запланированных и уже проведенных мероприятий и событий посвященных проблемам формирования положительного имиджа педагога
- Метод анкетирования администрации ДОО
Весь диагностический инструментарий представлен в приложении.
В рамках решения второй задачи были выделены структурные части технологии, направленной на формирование профессионального имиджа педагога.
Технология формирования профессионального имиджа педагога включает в себя:
- Пояснительную записку, где представлена актуальность данной технологии;
- Цель и задачи технологии
- Концептуальные идеи технологии
- Основные этапы реализации
- Ожидаемые результаты
- Возможные риски реализации технологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Традиционно профессиональный имидж педагога существовал в условиях Российский и Советских образовательных организаций всегда. Образ педагога всегда связывался с теми идеями воспитания и образования, которые существовали в стране в определённую историческую эпоху. В какое-то время имиджу уделяли большее внимание, контролировали его формирование, в какие-то эпохи данный вопрос уходил в тень, на нем не заострялось внимание.
В настоящее время кардинально изменились представления общества и государства об образе современного педагога. Многогранность данного портрета, следование требованиям многих нормативных документов и оправдание ожиданий главных потребителей образовательных услуг делают процесс формирования имиджа педагога очень сложным многовариативным и индивидуально-направленным.
Поэтому так важно уделять данному процессу пристальное внимание в условиях дошкольной образовательной организации. Ведь без сознательного построения своего профессионального имиджа современному педагогу не возможно стать компетентным специалистом.
Разработка направлений работы с педагогами, позволяющих осуществить эффективный процесс формирования профессионального имиджа педагога дошкольного образования
Цель технологии: способствовать успешному формированию профессионального имиджа педагогов дошкольного образования.
Задачи технологии:
Разработать пакет диагностических материалов, позволяющий изучить особенности сформированности профессионального имиджа педагога.
Проектирование программы повышения квалификации педагогов, обеспечивающая возможность реализации направлений формирования профессионального имиджа педагога
Определение этапов реализации технологии в условиях детского сада
При создании технологии мы опирались на основные андрагогические принципы, а именно:
Приоритетности самостоятельной образовательной деятельности. Поэтому педагогам предлагаются индивидуально направленные консультации, взаимодействие со специалистами по созданию индивидуального профессионального имиджа;
Принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность администрации ДОО с педагогами, а также взаимодействие с социальными партнерами детского сада для реализации процесса формирования профессионального имиджа педагога;
Принцип опоры на опыт педагога – где профессиональный и жизненный опыт используется в качестве одного из источников самообразования. Данный принцип предполагает, что формы сотрудничества с педагогом учитывают его сложившийся уникальный опыт
Принцип индивидуализации профессионального сотрудничества, позволяющий педагогу найти команду наставников, консультантов с которыми возможно регулярное взаимодействие в процесс реализации разработанной программы повышения квалификации.
Принцип актуализации результатов профессионального взаимодействия, который предполагает безотлагательное применение приобретенного опыта.
Этапы реализации технологии:
Технология рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года и включает в себя следующие этапы:
- Диагностический этап – для дальнейшей реализации технологии важно определить особенности сформированности профессионального имиджа педагога. Для реализации данного этапа используется диагностический пакет, описание которого представлено выше.
- Проектировочный этап, направленный на определение возможных направлений процесса формирования положительного профессионального имиджа педагога
Опираясь на результаты теоретической части исследования мы предполагаем что процесс формирования профессионального имиджа педагога включает в себя 3 направления:
- Определение внешних характеристик педагога, иллюстрирующих профессиональную компетентность сотрудника
- Определение стандартов общения с субъектами образовательных отношений
- Определение стандартов внешнего вида педагога детского сада
Каждое направление позволяет реализовать 3 главные задачи:
- Достижение высокого уровня компетентности и эффективное взаимодействие с субъектами образовательных отношений
- Установление эмоциональной связи с субъектами образовательных отношений
- Поддержание имиджа успешной дошкольной образовательной организации
Для реализации данных направлений разработана программа повышения квалификации педагогов, включающая в себя 3 части:
1 часть: раскрывает особенности профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации, направлена на формирование новой системы профессиональных ценностей и предназначения педагога.
2 часть: раскрывает специфику общения с основными потребителями образовательных услуг – детьми дошкольного возраста и позволяет педагогу нарастить опыт общения и взаимодействия с детьми, стать интересным партнёром в процессе совместного общения;
3 часть: раскрывает секреты профессионального имиджа, позволяет создать внешне привлекательный для потребителей облик воспитателя детского сада
Этап реализации технологии включает в себя описание наиболее эффективных форм, методов и приемов сотрудничества педагогов в рамках участия в процессе формирования профессионального имиджа
Мы обратили внимание на большие возможности антропных технологий, где главным конструктором общения с организаторами процесса формирования профессионального имиджа становится сам педагог. Ему датся возможность выбирать и конструировать тематическое содержание взаимодействия, определять количество часов на освоение той или иной темы, что позволяет обеспечить адресность процессе формирования профессионального имиджа. Реализация таких технологий возможна путем установления систематической обратной связи с участниками, включенными в реализацию технологии, применение опросных листов, беседа, предоставление возможности выбора наиболее привлекательных вопросов в процессе участия в конкретном мероприятии.
Приоритеными для нашей работы становятся тренинговые технологии – организация тренингов, упражнений, погружений в ситуации самоимиджирования. Педагоги включаются в процесс интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных имиджелогических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в самоимиджировании и самопрезентации), возможно использование таких социально-психологических тренингов как тренинг уверенного поведения, коммуникативных навыков, семинар-тренинг по самоимиджированию и самопрезентации, тренинг антистрессовой защиты.
Особое место в технологии должны занять игровые методы. Овладение навыками в области технологии игрового моделирования и организации игрового взаимодействия – необходимое условие эффективной работы с группой и совершенствования имиджелогических компетенций.
Этап реализации технологии предполагает использование комплекса методов обучения имиджированию и самоимиджированию. В зависимости от степени участия педагогов можно использовать методы, обеспечивающие разную степень активности педагогов, чередовать индивидуальные и групповые
Включение педагогов в технологию позволит нарастить опыт эффективного взаимодействия с разными субъектами образовательных отношений:
Педагог – коллега – наращивание опыта конструктивного и эффективного сотрудничества, умения договариваться, распределять профессиональные задачи, овладение позитивными технологиями выхода из конфликтных ситуаций и т.п.
Педагог – ребенок – наращивание опыта решения задач педагогического взаимодействия в логике личностно-ориентированного подхода
Педагог – родитель – наращивание опыта сотрудничества с родителями, установление доброжелательных отношений, проигрывание стратегий решения проблемных ситуаций и т.п.
В результате реализации 3 этапа технологии педагогами создает информационно-методическое сопровождение процесса формирования профессионального имиджа педагога – «Этический кодекс педагога», «Стандарт поведения и общения воспитателя в ДОО», «культура речи педагога – давайте говорить правильно»
Аналитический этап – его предлагается реализовать в виде организации конкурса «Наш педагог – успешный педагог». В рамках конкурса предлагается создать з номинации:
1 номинация – «Педагог - лицо детского сада»
2 номинация – «Лучший в коммуникации»
3 номинация – «Готов к реализации профессионального стандарта»
Участие педагогов в подобном конкурсе позволит определить успешность осуществленной работы и выделить перспективы на будущее, какие направления, связанные с процессом формирования профессионального имиджа педагога будут востребованы на следующий год.
В результате реализации данной технологии ожидаем получить следующие результаты:
1. Формирование элементов профессионального имиджа педагога дошкольного образования.
2. Создание в дошкольных организациях системы работы, направленной на формирование профессионального имиджа педагога ДОО, выделение арсенала наиболее эффективных способов взаимодействия с педагогами, определение перечня социальных партнёров необходимых для реализации разработанной технологии;
3. Динамичное наращивание опыта имиджирования дошкольной организации и самоимиджирования педагогов детского сада
И как следствие, более успешное выполнение педагогами задач, связанных с профессиональным взаимодействием с субъектами образовательных отношений.
Возможные риски реализации технологии:
Разработанная технология рассчитана на реализацию в условиях дошкольной организации, где нет специально подготовленных специалистов в области нашего исследования. Технология сложна и трудоемка, поэтому можно предположить наличие следующих рисков:
- одними из основных рисков реализации технологии является: большая загруженность педагогов в связи с изменениями содержания и условий их профессиональной деятельности, что может привести к стрессовым ситуациям, поскольку процесс формирования профессионального имиджа усиливает и акцентирует внимание на многих моментах профессиональной компетентности педагогов сверх того, что уже является предметом повышения квалификации.
- Отсутствие мотивации у педагогов участвовать в предложенных формах работы;
- Отказ социальных партнеров принимать участие в реализации данной идеи.
- Сложность организации некоторых форм взаимодействия педагогов и как следствие невозможность реализации в имеющихся условиях;
- Трудоемкость организации некоторых форм работы, отсутствие времени на качественную подготовку мероприятия, тренинга, игры;
Для минимизации выделенных рисков необходимо:
- Одним из важнейших условий реализации данной технологии является поиск единомышленников, создание команды, объединенной целью создания условий успешной реализации технологии формирования профессионального имиджа педагога.
- Организация взаимодействия с социальными партнерами с целью определения потенциальных организаторов данных мероприятий: психологов, игротехников, коучей, модераторов и т.д.
- Тщательно осуществлять подготовку к подобным мероприятиям, продумывать эргономические параметры проведения, раздаточный материал, методы активизации педагогов с целью повышения заинтересованности принимать участие в подобных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"
Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...
Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...
Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....
Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."
Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...