Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка (старшая группа) на тему
Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.
В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно – пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастные особенности и специфика обучающихся детей, т.к. современные ДОУ располагают разными возможностями для организации предметно – пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_predmetno_razvivayushchaya_sreda_v_dou.docx | 95.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2
МО Усть-Лабинский район
Вертепа И.В. (т. 8-918 9892436)
Невмержицкая Анна Анатольевна, воспитатель 8(918) 4036373
т. детского сада: 8-86135-2-22-00
Адрес детского сада: 352330 РФ, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, улица Трудовая,4
Электронный адрес 3426876@RAMBLER.RU
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в группе детей старшего дошкольного возраста
Современная ситуация в сфере дошкольного образования ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерна регламентация педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Оценочная деятельность воспитателя ДОУ является одним из современных направлений его педагогической деятельности и в современной психолого-педагогической литературе изучена недостаточно, необоснованны основные компоненты, нет глубокого теоретического основания.
Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.
В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно – пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастные особенности и специфика обучающихся детей, т.к. современные ДОУ располагают разными возможностями для организации предметно – пространственной среды.
Во-первых, это характер самих помещений (типовые здания детских садов или приспособленные помещения), их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Во-вторых, это возрастные группы, которые различаются по составу детей, их количеству, уровню развития, преобладанию мальчиков и девочек, интересы которых должны быть учтены.
Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Прежде всего, это «среда обитания» дошкольника, то есть группа, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду, где можно реализовать собственные потребности и интересы.
Данное исследование по изучению современных подходов к организации предметно-развивающей среды позволяет нам сделать некоторые выводы, что продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени, соответствующих нормативно-правовой базе для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Позволяет нам определить современные подходы к формированию предметно-развивающей среды:
- целенаправленная организация с учетом потребностей ребенка;
- соответствие принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогенности, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоёмкости);
- соответствие требованиям и закономерностям развития ребенка, его игровой деятельности, педагогическим задачам воспитания и обучения дошкольников.
- отражение содержания образовательных областей;
- соответствие когнитивной сфере ребенка, (т.е. должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне и преобразовании).
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организованное взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства возрастной группы для детей старшего дошкольного возраста;
Формирование предметно-развивающей среды – процесс, который регламентирован ГОС (Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении) (приказ МО №448 от 22.08.1996 г) и ФГТ (приказ МО № 2151 от 20.07.2011г.) имеет строго обозначенные правила, условия и помогает воспитателям выполнять указанные нормы.
Исследование по выбранной проблеме формирования предметно-развивающей среды позволяет нам конкретизировать деятельность педагогов с учётом современных подходов:
- воспитатель ДОУ ориентируется в своей деятельности на государственный стандарт и выполняет Федеральные Государственные требования;
- воспитатель реализует на практике, начиная с 2009 г. требования ФГТ проводит образовательную деятельность с учётом 4 направлений и 10 образовательных областей;
- воспитатель использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;
- воспитатель в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой «От рождения до школы» (стр. 14-16): игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т.д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
- воспитатель проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;
- воспитатель включает в работу систему мониторинга достижений воспитанников. Планирует и нацеливает свою работу на оценку и самооценку результатов профессиональной деятельности по разным направлениям, проводит мониторинг собственной педагогической деятельности;
- воспитатель, в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы старшего дошкольного возраста со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;
- воспитатель создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Итак, исследование проблемы формирования предметно-развивающей среды подтверждает несомненную актуальность и востребованность выбранной темы в современном обществе
современные подходов к формированию предметно-развивающей среды.
С целью определения современных подходов к формированию предметно-развивающей среды были проведены следующие исследования:
1. изучение проблемы создания предметно-развивающей среды и определение современных подходов к её организации в условиях ДОУ;
2. разработка практических материалов для работы воспитателя в соответствии с современными требованиями по проблеме исследования;
3. представление результатов исследования по проблеме формирования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ.
Организация предметно-развивающей среды в современных условиях рассматривалась нами как самостоятельная исследовательская проблема, в которой обоснованы педагогические условия, предложена оценочная методика и критерии оценки, определены современные подходы к созданию комфортной среды, удовлетворяющей требованиям ФГТ.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что материалы, представленные в исследовании, могут быть полезны специалистам ДОУ, воспитателям, студентам педагогических специальностей в организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ.
К настоящему времени в отечественной науке и практике накоплен богатый опыт по созданию развивающей среды в ДОУ. Этот материал был систематизирован нами, позвольте представить его вашему вниманию.
- создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ (О.А. Барханова, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Н.Н. Щетинина и др.);
-преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова и др.);
- обеспечение преемственности психического развития детей в их деятельности (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.).
Особенностью этих исследований является актуализация внимания к построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Среда развития ребёнка в структуре государственных образовательных стандартов, определяется как комплекс материально-технических, санитарно гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативно-правовые документы последних лет, в частности введение ФГТ к структуре и условиям реализации ООПДО, расширяют ряд требований, включающих требования к предметно-развивающей среде, которые дают определённые ориентиры для её построения.
Федеральными государственными требованиями определены четыре основных направления и десять образовательных областей развития детей, интеграция которых должна в полной мере способствовать предметно – развивающая среда ДОУ.
Практическая работа по исследованию предметно-развивающей среды в возрастной группе детей 5-6 года жизни была организована и проведена на базе старшей «В» группы МАДОУ ЦРР д/с №2 г. Усть–Лабинска и включала в себя ряд заданий:
- Анализ основных требований ГОС и ФГТ к созданию предметно-развивающей среды.
- Составление фотоотчёта о состоянии предметно-развивающей среды в старшей «В» группе МАДОУ ЦРР №2 на 01.10.2011 г.;
- Разработка методики оценки предметно-развивающей среды в группе детей старшего дошкольного возраста;
- Апробация методики оценки предметно-развивающей среды и проведение оценочной деятельности состояния среды в группе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с методикой;
- Разработка модели предметно-развивающей среды в соответствии с Федеральными государственными требованиями;
- Определение центров активности в возрастной группе детей старшего дошкольного возраста.
Для анализа требований к созданию предметно-развивающей среды были взяты нормативы ГОС и ФГТ. До введения в действие ФГТ действовали временные (примерные) требования к деятельности дошкольного образовательного учреждения, которые являлись действующим стандартом первого поколения (утверждены приказом МО РФ № 448 от 22.08.96 г.).
Итак, Временные (примерные) требования (ГОС), на наш взгляд, в достаточной степени раскрывают общие подходы к созданию предметно-развивающей среды и охватывают все основные направления, по которым педагоги ДОУ создают и преобразуют среду образовательного учреждения, предопределяют пространство группы. Примерные требования дают возможность специалистам ДОУ использовать творческий подход к созданию предметно-развивающей среды, не ограничивают их фантазию, позволяют вариативно устраивать и оборудовать групповое помещение, спроектировав его с учетом интересов и субкультуры современных дошкольников. Основным же отличием временных (примерных) требований ГОС, по нашему мнению, является тот факт, что они дают рекомендации к формированию содержания предметной среды и не предусматривают требований к результатам и оценке деятельности по ее созданию, разработке и наполнению.
Анализ ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ №655 от 23.11.2009 г.) и ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ №2151 от 20.07.2011г.) позволяет нам сделать следующие выводы, что при организации предметно-развивающей среды необходимо учесть:
- требования СанПиН 2.4.1.2660-10 как условие обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья;
- ведущую роль игры в различных видах детской деятельности, используемой в дошкольном учреждении (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении);
- отражение содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
- принципы построения развивающей среды:
- Информативности;
- Вариативности;
- Полифункциональности;
- Педагогической целесообразности;
- Трансформируемости;
- Интеграции образовательных областей;
- Учета полоролевой специфики;
- Учет зоны ближайшего развития.
- задачи комплексного оснащения воспитательно-образовательного процесса;
- примерный перечень материалов и оборудования для учебно-материального обеспечения групп детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
Итак, ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают подходы к созданию предметно-развивающего пространства, ориентированные на современные дошкольные образовательные учреждения; конкретизируют насыщение материалов и оборудования для активизации всех видов деятельности детей; позволяют воспитателям стать реальными проектировщиками-дизайнерами, направляя свою деятельность на формирование предметно-пространственной среды в единстве её функциональных и эстетических качеств.
На основе проведённого исследования нами была разработана методика измерения и оценки предметного окружения в возрастной группе, целями которой является:
- анализ имеющегося оборудования предметно-развивающей среды в старшей группе «В» МАДОУ ЦРР д/с № 2;
- измерение и определение количества материалов и оборудования группового помещения;
- оценка оснащения предметного окружения детей в возрастной группе;
- конструирование оптимальной модели предметно-развивающей среды в старшей группе «В» с учетом современных требований;
- формирование программно-методического обеспечения образовательного процесса в старшей группе «В» МАДОУ ЦРР д/с № 2, с учетом ФГТ к созданию предметного окружения детей старшего дошкольного возраста.
Методика измерения и оценки предметно-развивающей среды
в возрастной группе
Цель: оценка наличия игрового оборудования и материалов предметного пространства среды развития ребенка в старшей группе «В» и оценка ее соответствия Федеральным государственным требованиям.
Задачи:
- Определение исходного уровня комплектации и оборудования в возрастной группе «В» детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка методики сбора показателей и их оценки:
- разработка форм и таблиц для занесения данных исследования;
- разработка критериально-оценочных материалов;
- выявление положительных и отрицательных тенденций в организации предметного окружения детей 5-7 года жизни.
- Оценка наличия в группе объектов предметно-развивающей среды;
- Разработка рекомендаций для улучшения предметно-развивающей среды и совершенствования предметного окружения детей 5-7 года жизни.
Для исследования состояния предметно-развивающей среды использована блочно-модульная технология классификации материалов и оборудования группового помещения. В основу классификации материалов и оборудования были положены основные виды деятельности детей:
Блок 1. Игровая деятельность;
Блок 2. Продуктивная деятельность;
Блок 3. Познавательно-исследовательская деятельность;
Блок 4. Двигательная деятельность.
Для оценки состояния предметно-развивающей среды на соответствие ФГТ нами разработана форма протокола и критерии оценки состояния предметно-развивающей среды (Приложение 6).
В таблице 2 представлена разработанная форма для анализа игрового оборудования и материалов по одному из видов активности детей 5-7 года жизни в групповом помещении, в которой определены необходимые виды оборудования и материалов для выделенных типов детской активности. Предложенная система позволяет достаточно точно оценить состояние предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для её комплектации в группе.
Таблица 2 – Бланк для анализа состояния предметно-развивающей среды группы
Блок 1. Игровая деятельность 1.1 Материалы для сюжетно-ролевой игры | ||||||||
Модуль Тип материала | № ___ наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу | Наличие единиц игрового материала | Оценка состояния | Уровень | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.1.1. Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | ||||||||
1.1.2.Игрушки-предметы оперирования | ||||||||
1.1.3.Маркеры игрового пространства |
В таблице 2 определены основные виды оборудования и материалов в соответствии с требованиями ФГТ (графы 1,2,3,4,5). С целью оценки соответствия количественного состава предметов и материалов в данную таблицу добавлены ещё четыре позиции (графы 6, 7, 8, 9).
Оценка предметно-развивающей среды на соответствие требованиям ФГТ проводилась с 1 по15 октября 2012. Процедура оценивания предусматривала анализ наличия материалов и оборудования, имеющихся в возрастной группе «В» детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки соответствия разработаны следующие нормативы объёма и уровень наполнения материалов и оборудования:
- 2 балла - высокий, достаточный уровень; - от 80 до 100 %
- 1 балл - средний допустимый уровень; - от 40 до 79,9 %
- 0 баллов - низкий, не достаточный уровень; - от 0 до 39,9 %
В результате анализа возможны варианты заключений:
- 2 балла - количество материала соответствует норме;
- 1 балла - материал имеется, но в недостаточном количестве;
- 0 баллов - в группе отсутствует данный вид материала;
Разработанная методика оценки материалов и оборудования позволит: - отразить степень удовлетворённости требованиям федерального стандарта; - нацелит деятельность педагогов на создание интегрированной предметно-развивающей среды, учитывающей реализацию всех образовательных областей с участием детей и родителей.
Итак, введение в практику ФГТ к основной общеобразовательной программе и учёт ФГТ к предметно-развивающей среде, даёт возможность педагогам и практическим работникам ДОУ реализовать задачи по формированию и умению квалифицированно строить предметно-развивающее окружение, способствовать существенному повышению эффективности образовательного процесса, созданию игрового предметно-развивающего пространства.
Результативность работы по проблеме формирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении заключается в том, что:
- Определён исходный уровень комплектации и оборудования возрастной группы «В» детей старшего дошкольного возраста;
- Представлены данные о состоянии предметно-развивающей среды в старшей «В» группе МАДОУ ЦРР №2 г.Усть-Лабинска на 01.10.2012 г. (Таблица 3), в которой дана оценка состояния оборудования, уровень наполнения материалов в группе, процент наполнения оборудованием;
- Проведена оценка состояния среды развития ребёнка с использованием блочно-модульной системы, в которой определены и классифицированы возможные виды активности дошкольника, составляющие их основную деятельность.
Проделанная работа по классификации оборудования и материалов с использованием этой системы позволяет достаточно точно оценить наличие оборудования в группе по каждому блоку или модулю.
Таблица 3 - Данные о состоянии предметно-развивающей среды в старшей «В» группе МАДОУ ЦРР №2от 01.10.2011 г.
Блок 1. Игровая деятельность 1.1 Материалы для сюжетно-ролевой игры | |||
Модуль Тип материала | Оценка состояния | Уровень наполнения | Процент наполнения от 100% по каждой позиции |
1.1.1 Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | 1 балл | Средний, допустимый | 43,5 |
1.1.2 Игрушки-предметы оперирования | 1 балл | Средний, допустимый | 40,4 |
1.1.3 Маркеры игрового пространства | 1 балл | Средний, допустимый | 42,5 |
1.1.4Полифункциональные материалы | 2 балла | Высокий, достаточный | 80 |
1.2 Материалы для игры с правилами | |||
1.2.1Для игр на ловкость | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 35,7 |
1.2.2Для игр на «удачу» | 1 балл | Средний, допустимый | 66,7 |
1.2.3Для игр на умственную компетенцию | 1 балл | Средний, допустимый | 62,5 |
Средний показатель по Блоку 1 | Оценка состояния - 1 балл Уровень наполнения - средний | 52,7% | |
Блок 2. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности 2.1 Материалы для изобразительной деятельности | |||
2.1.1Для рисования | 1 балл | Средний, допустимый | 50 |
2.1.2Для лепки | 1 балл | Средний, допустимый | 69 |
2.1.3Для аппликации | 1 балл | Средний, допустимый | 54,3 |
2.2 Материалы для конструирования | |||
2.2.1 Строительный материал | 1 балл | Средний, допустимый | 50 |
2.2.2 Конструкторы | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 30 |
2.2.3 Детали конструктора | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 3 |
2.2.4 Плоскостные конструкторы | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 25 |
2.2.5 Бумага, природный и бросовый материал | 2 балла | Высокий, достаточный | 100 |
Средний показатель по Блоку 2 | Оценка состояния -1 балл Уровень наполнения -средний | 46,8% | |
Блок 3. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности | |||
3.0.1 Объекты для исследования в действии | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 35,5 |
3.0.2 Образно-символический материал | 1 балл | Средний, допустимый | 67,6 |
3.0.3 Нормативно-знаковый материал | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 11,3 |
Средний показатель по Блоку 3 | Оценка состояния -0 баллов Уровень наполнения - низкий | 38,1% | |
Блок 4. Материалы и оборудование для двигательной активности | |||
4.0.1 Для ходьбы, бега, равновесия | 1 балл | Средний, допустимый | 53,3 |
4.0.2 Для прыжков | 1 балл | Средний, допустимый | 40 |
4.0.3 Для катания, бросания, ловли | 1 балл | Средний, допустимый | 66 |
4.0.4 Для ползания и лазанья | 0 баллов | Низкий, не достаточный | 0 |
4.0.5 Для общеразвивающих упражнений | 1 балл | Средний, допустимый | 60 |
Средний показатель по Блоку 4 | Оценка состояния -1 балл Уровень наполнения - средний | 43,9% | |
Состояние предметно-развивающей среды в старшей группе «В» на 01.10.2011 г. | Оценка состояния – 0,75 балла Уровень наполнения - средний | 45,4% |
Итак, по данным таблицы 3 можно дать оценку соответствия материалов, определить уровень наполнения по модулям и блокам, выявить процент наполнения указанным оборудованием – 45,4%, 0,75 (менее 1 балла), что соответствует среднему уровню.
Проделанная работа и выявленные результаты наглядно демонстрируют, что не все типы материалов и оборудования имеются в достаточном объёме, но по отдельным блокам вполне удовлетворяют Федеральным государственным требованиям к созданию предметно-развивающей среды. Из полученных данных можно сделать выводы:
- в целом предметно – развивающую среду группы можно охарактеризовать как соответствующую требованиям примерной общеобразовательной программы;
- в возрастной группе «В» созданы условия для реализации основных направлений деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- опираясь на личные наблюдения, следует отметить, что некоторые виды деятельности, несмотря на высокое процентное содержание соответствующих оборудования и материалов, например, игра, носит явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек, т.е. участие мальчиков в игровой деятельности носит незначительный характер. Доминирует ролевая игра и различные варианты «дочки-матери», в которой мальчики принимают крайне незначительное участие. Для ролевых игр мальчиков материалы присутствуют недостаточно. Мальчики в основном играют с машинами, строят для них гаражи, катают по полу, подражая звуку мотора;
- для режиссерской игры условия созданы также не достаточно. Имеющиеся материалы разрознены и не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями;
- в организации продуктивной деятельности доминирует рисование, так как для других видов, т.е. аппликации, лепки, художественного труда, в соответствии с требованиями СанПин в свободном доступе детей находиться не могут;
- познавательно – исследовательская деятельность присутствует только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования могут бытьиспользованы только в занятиях, наблюдении или других видах организованной деятельности;
- книжный уголок в основном представлен художественной литературой, научно-познавательная и энциклопедическая - имеется в наличии по 1-2 экземпляра.
Таким образом, предметно-развивающая среда группового пространства детей старшего дошкольного возраста не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
На основе данных анализа и оценки нами разработаны рекомендации по повышению эффективности предметно-развивающей среды в группе:
- Увеличить многообразие предметов и материалов по блокам, имеющим низкие показатели наполняемости. В первую очередь это материалы и оборудование для конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, а так же профессиональной одеждой, игрушками, представляющими различные виды транспорта, техники;
- Улучшить состояние материалов для сюжетно-ролевой игры (обновить «приклад» для кукол - одежда, постельное бельё);
- Дополнить маркеры игрового пространства (кукольная мебель);
- Переместить в зону, доступную для пользования детей материалы для продуктивной деятельности, оборудование для обеспечения двигательной активности.
Осуществление воспитательно - образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста, требует рациональной организации пространственного и предметного содержания развивающей среды, эффективности её многофункциональности от которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.
К задачам дальнейшей работы воспитателя старшей группы «В» относятся:
- формирования модели предметно-развивающей среды в старшей группе «В» с учетом современных требований;
- формирования программно-методического обеспечения образовательного процесса в старшей группе «В» с учетом ФГТ к созданию предметного окружения детей дошкольного возраста.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующее:
- линия времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
- линия освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
- линия стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия.
В модели развития дошкольника в соответствии с ФГТ представлены четыре основных направления и десять образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, решаются интегрированно. Интеграция обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребёнка в образовательном процессе (Схема 1).
Схема 1 - Модель дошкольного образования по направлениям и образовательным областям в соответствии с ФГТ
На её основе нами была разработана условная модель предметно-развивающей среды для возрастной группы детей 5-6 лет, которая:
- позволяет формировать пространство группы и выстраивать работу воспитателя по основным направлениям с учётом специфики и возможностями образовательных областей;
- осуществляет гендерный подход, позволяя равномерно развивать и расширять интересы мальчиков и девочек;
- способствует формированию познавательной активности; обеспечивает психофизический комфорт детям и педагогам;
- способствует эстетическому воспитанию детей в быту;
- повышает эффективность образовательной деятельности.
Разработанная условная модель отражает основные требования в рамках реализации ФГТ посредством организации развивающих центров активности детей в групповых помещениях (Таблица 4).
Таблица 4 - Модель предметно-развивающей среды для группы детей старшего дошкольного возраста
Направления и образовательные области в соответствии с ФГТ | Моделирование Центров активности в группе детей 5-7 года жизни |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Здоровье | 1. Центр гигиены «Владения мыльного Пузыря» 2. Центр движения «Спорт-мастер» 3. Центр настольных игр «Здоровячки» |
Физическая культура | |
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Социализация | 1.Центр безопасности жизнедеятельности «Служба спасения» 2. Мини-музей «Мир птиц» 3. Центр природы «Зелёная оранжерея», «Мини-огород» 4. Центр сюжетной игры «Познай себя» 5. Центр «Наша планета Земля» |
Труд | |
Безопасность | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | |
Познание | 1. Центр науки «Лаборатория исследователя», «Школа Всезнайки», «Коллекционерная» 2. Центр речи и грамотности «Юный оратор», «Звукарик», «Будем говорить правильно» 3. Центр математических игр «Игротека» 4. Центр настольных игр «Любознайка», 5.Культурно-коммуникативный центр «Чайный столик» 6. Центр литературы «Мини - библиотека», «Эрудит», «Читальный зал», «Здравствуй, книжка» |
Коммуникация | |
Чтение художественной литературы | |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Художественное творчество | 1. Центр творчества «Полочка красоты», «Вернисаж», «Золоторучка», «Построй-ка», «Мастерская Самоделкина» 2. Центр музыки «Музыкальная гостиная», «Театр песни», «Музыкальный салон» |
Музыка |
Первый шаг в проектировании среды - определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Мы предлагаем организовать центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок, игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр познания, куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев, в зависимости от возраста детей и вида учреждения, можно оформить центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, в рамках которого происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов, центры развития моторики и сенсорного развития. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:
- ориентируются на зону актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребёнка;
- формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;
- ставят перед каждым ребёнком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;
- поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.
Полноценное развитие дошкольника возможно только в том случае, если все виды его деятельности осуществляются не на вербальном уровне, а с использованием предметной среды.
В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные есть практически везде, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов и оборудования для исследования и игры.
Оптимизацию деятельности дошкольников посредством взаимодействия с воспитателями в предметно-развивающей среде мы предлагаем рассмотреть на примере проекта «Тайны птичьего мира», разработанного в рамках внедрения музейной педагогики в образовательный процесс (Таблица 5).
Таблица5 - Использование интегративной предметно-развивающей среды в работе педагога по реализации проекта «Тайны птичьего мира»
Виды деятельности (согласно ФГТ) | Центры активности | Элементы предметной среды |
Игровая | Центр сенсорного развития Центр «Мы познаём мир» Мини-музей «Мир птиц» Центр сюжетных игр Центр настольных игр «Любознайка» | Наборы для сюжетно-ролевых игр: «У бабушки в деревне», «Птичий двор», «Зоопарк», «Птицеферма» и т.д.; Дидактические и настольно-печатные игры: «Что за птица?», «Четвёртый лишний», «Узнай по голосу», «Зоологическое лото», «Кто где живёт?», «Что будет если..?», «Где чей дом?» и др. |
Коммуникативная | Центр сенсорного развития Центр речи и грамотности «Юный оратор» Мини-музей «Мир птиц» | Наборы предметных и сюжетных картинок о птицах, иллюстрации, репродукции художников, альбомы «Птицы России», «Перелётные птицы» Минискульптуры птиц (домашних, водоплавающих, экзотических), экологическая карта «Птицы нашей Земли» |
Трудовая | Центр творчества «Мастерская Самоделкина» | Наборы для творчества: «Экзотический базар», «Скульптор» |
Познавательно-исследовательская | Центр науки «Лаборатория исследователя» Коллекционерная Мини-музей «Мир птиц» Центр настольных игр «Любознайка» | Наборы: «Пазлы», «Фотогалерея о птицах», «Яйцо – растущий птенец», «Игрушки-птицы для игр с водой», «Коллекции перьев, яиц, птичьих следов», «Пиктограммы – строение птицы», «Микроскоп, лупа» |
Продуктивная | Центр творчества «Мастерская Самоделкина» | Наборы для детского творчества: глина, песок, краски, бросовый и природный материал, трафареты, разукрашки, пластилин, тесто и др. |
Музыкально-художественная | Центр музыки «Музыкальный салон» «Страна Театралия» Центр литературы «Мини - библиотека» | Игрушечные музыкальные инструменты, свистульки – птички, аудиозаписи «Голоса птиц в лесу, на закате, в джунглях», произведения композиторов-классиков о птицах (К.Сен-Санс, П.И.Чайковский и др.), атрибуты и декорации к тетральным спектаклям по сказкам о птицах |
Чтение художественной литературы | Центр литературы «Мини - библиотека» | Сборники стихов поэтов о птицах, сказки, рассказы. Библиотека «Наши пернатые друзья» |
Двигательная | Центр движения | Наборы, атрибуты для подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Птицы и птенчики», «Коршун и наседка» и др. |
Таблица 5 наглядно демонстрирует использование интегративного подхода и его применения в практике работы воспитателя по формированию предметно-развивающей образовательной среды. Согласно ФГТ выделены основные виды деятельности дошкольника (графа 1); определены центры активности с учётом деятельностного подхода к организации образовательного процесса (графа 2); конкретизированы элементы предметной среды (графа 3). Достижение поставленных целей происходит через освоение различных образовательных областей и смену видов деятельности, реализованных в разных центрах активности детей.
Таким образом, формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учётом интеграции обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитанияи непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые функции и осуществлять взаимодействия педагога, ребёнка, родителей. Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.
Список использованной литературы
1.Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
2.Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., 2007.
3.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.
4.Петровский В. А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993.
5.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
6.Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-М.,2012.
7.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2008.
8.ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...
Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (из опыта работы)...