Программа социального партнерства с семьей
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа рвботы с родителями по экологическому образованию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по экологическому воспитанию дошкольников | 51.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Содержание……………………………………………………………..1
- Пояснительная записка…………………………………..……….…...2
- Актуальность………………………………………………………….….…………2
- Цель и задачи…………………………………………………………………....…..3
- Основные педагогические принципы и инновации в работе с семьей………….……….…………………………………………………………3
- Этапы работы: ………………………………………………………….4
- Ожидаемые результаты: ………………………………………………4
- Критерии оценки и диагностический инструментарий программы. …………………………………………………………………………...5
- Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………6
10. Литература……………………………………………...……………13
Пояснительная записка
Важной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологическая программа, одна из немногих технологий, выводящая педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников 3–7 лет по направлению экологическое воспитание. Программа предусматривает повышение экологической культуры, бережное отношение к природе. Представлено планирование по возрастам.
Актуальность.
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, для повышения экологической культуры родителей.
Задачи:
- Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
- Создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- Активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
- Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- Обогащать, расширять и повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах экологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
Инновационные подходы к организации и содержанию программы.
- Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Информационно - аналитические:
- Анкетирование
- Опросы
- беседы
Познавательные:
- Родительские собрания
- Круглые столы
- Консультации
- Беседы, дискуссии
- Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно - информационные:
- Папки-передвижки
- Родительский уголок
- Фотовыставки
- Отчеты на родительской страничке в сети Интернет
Досуговые:
- Праздники и развлечения экологической направленности
- Экскурсии
- Выставки, творческие конкурсы
- Квест-игры
Основные педагогические принципы и инновации в работе с семьей.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
- Открытость детского сада для семьи;
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Индивидуальный подход;
- Динамичность;
- Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
- Открытость и добровольность.
- Взаимное доверие и доброжелательность друг к другу.
- Единство реализации и цели в вопросах развития личности ребенка.
Этапы работы:
Первый этап:
- Продумываются содержание и формы работы с родителями.
- Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей.
Второй этап:
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
Третий этап:
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Четвертый этап:
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая не только о положительном, но и о трудностях, тревогах — отрицательном в поведении ребенка.
Пятый этап:
- Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Объединение интересов семьи и ДОО в вопросах обучения, воспитания и раз вития детей дошкольного возраста;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Как это повлияет на развитие ребенка:
- улучшится эмоциональный климат в семье;
- Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями ста нут более адекватными его возрасту;
- Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
- Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Методическая обоснованность программы:
Авторская программа социального партнерства с семьей экологической направленности содержит план работы на учебный год и эффективные технологии непрерывного экологического образования взрослых и детей. Представленный материал раскрывает основные методы и приемы по экологическому просвещению родителей в дошкольном учреждении. Он позволяет плавно включать родителей в совместную деятельность с детьми по экологическому развитию в детском саду и продолжать аналогичную работу в семье, тем самым решая познавательные, нравственные и воспитательные задачи в экологическом направлении.
Авторская программа может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Критерии оценки и диагностический инструментарий программы.
Исходя из задач, заявленных в программе, мной были разработаны следующие критерии оценки результатов:
- Повышение уровня экологической компетенции родителей и детей отдельной целевой группы.
- Создание условий для всестороннего развития каждого ребенка и привлечения к этой задаче совместных сил родителей и педагога.
- Оценка степени готовности детей и родителей включаться в совместную деятельность, направленную на поддержание необходимых для реализации программы условий.
Для проведения диагностики мной были разработаны анкета и опросник для родителей целевой группы. Диагностика положительных результатов детей группы проводится в ходе наблюдений за деятельностью в уголке природы и на территории участка детского сада.
Формы взаимодействия и общения педагогов с семьёй:
Информационно - аналитические:
- Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
• социологические опросы
• тесты
• анкетирование
• информационные стенды
Досуговые:
- Установление доверительных отношений, эмоционального контакта по линии «педагог-
родитель-ребёнок».
- совместные досуги
- праздники
- участие родителей и детей в выставках
Познавательные:
- Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
• семинары-практикумы
•«круглый стол»
•мастер-классы, тренинги
•педагогическая гостиная
•проведение собраний, консультаций
•игры с педагогическим содержанием
• педагогическая библиотека для родителей.
Наглядно - информационные:
- Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
• выставки детских работ
• выставки совместных работ детей и родителей
• открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОО
• фото о жизни ДОО
• организация мини-буклетов
• информационные стенды
• папки-передвижки
Информационно-просветительская:
- Обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания
детей дошкольного возраста.
• беседы
• консультации
• папки - передвижки
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- Совместные досуги, праздники.
- Организация дней открытых дверей.
- Семинары-практикумы, «круглый стол»
- Мастер-классы, тренинги
- Педагогическая гостиная
- Игры с педагогическим содержанием
- Педагогическая библиотека для родителей.
- Выставки совместных работ детей и родителей
- Информационные проспекты для родителей.
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Месяц | Тема встречи | Содержание | |
Сентябрь |
| Анкета «Экологическое воспитание детей в семье» Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». | |
Октябрь | «Природа ПФО и человек». | Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». Организация фото-выставки семейных фотографий «Природа и мы». «Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе. Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе». | |
Ноябрь | Экологический проект «Красная книга ПФО». | Участие родителей в проекте: Консультация для родителей «Люби и знай свой край» Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги» Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга ПФО» Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей. | |
Декабрь | Экологическая акция «Не рубите ёлочки». | Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» Участие в празднике «Вокруг ёлки соберёмся»! | |
Январь | «Невидимый мир природы» | Семинар-практикум для родителей «Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы?» Презентация домашней энциклопедической литературы на природоведческую тему. Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с песком и водой» Домашнее задание: подготовить семейную фото-выставку: «Экспериментируем дома – узнаём тайны природы!» | |
Февраль | «Животный мир природы» | Круглый стол: «С детства – любовь к животным» Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки?» Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг». | |
Март | Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!» | Консультация для родителей «Птицы нашего края» Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!» Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ. | |
Апрель | «Мир природы в детских играх» | Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» Экологическая игра «Волшебное солнышко» | |
Май | «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада» | Круглый стол – «Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей» Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!» |
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Месяц | Тема встречи | Содержание | |
Сентябрь |
| Анкета «Что мы знаем о экологическом воспитании?» Консультация: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». Семинар-практикум: «Что мы знаем об экологии?» | |
Октябрь | «Природа ПФО и человек». | Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе». | |
Ноябрь | Экологический проект «Красная книга ПФО». | Участие родителей в проекте: Творческий конкурс для детей и родителей, «Животные и растения Красной книги ПФО» Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга ПФО» Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей. | |
Декабрь | Экологическая акция «Не рубите ёлочки». | Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» Участие в празднике «Вокруг ёлки соберёмся»! Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу» | |
Январь | «Невидимый мир природы» | «Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала Консультация для родителей «Неизведанное рядом». Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с пеной и воздухом». | |
Февраль | «Животный мир природы» | Выставка фотографий «Моё любимое животное». Беседа: «Бродячие собаки». Консультация для родителей: «Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными». | |
Март | Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!» | Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы нашего края». Конкурс среди семей воспитанников на лучшую поделку – «Птичий домик». Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона. | |
Апрель | «Мир природы в детских играх» | Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе». Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей». Изготовление дидактической игры на экологическую тему. | |
Май | «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада» | Проведение высадки семян и рассады на участке д/с. Семинар «Экологическая культура дошкольников». Консультация для родителей: «Знай, люби и береги». |
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Месяц | Тема встречи | Содержание | |
Сентябрь |
| Анкета «Мы и природа. Правила поведения в лесу» Консультация: «Воспитание любви к природе». Семинар-практикум: «Что такое экологическая культура?» | |
Октябрь | «Природа ПФО и человек». | Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». Буклеты: «Правила поведения в природе». Конкурс по теме: «Экологические знаки». | |
Ноябрь | Экологический проект «Красная книга ПФО» | Участие родителей в проекте: Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные растения Красной книги ПФО» Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края». | |
Декабрь | Экологическая акция «Не рубите ёлочки». | Изготовление в рамках акции листовок «Хвойные деревья». Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» Участие в празднике « Весёлый хоровод вокруг ёлки»! | |
Январь | «Невидимый мир природы» | Семинар Почемучек «Знаете ли вы?» Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования». Проведение опытов с водой. | |
Февраль | «Животный мир природы» | Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира». Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба». «Эти забавные животные» - изготовление поделок из природного материала. | |
Март | Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!» | Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление кормушек, скворечников) «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с. Домашнее задание: придумать речёвки, частушки по теме: «Встреча с птицами». | |
Апрель | «Мир природы в детских играх» | Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии. Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья!» | |
Май | «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада» | Конкурс экологической газеты «Сохраним чистым воздух в нашем городе». Консультация для родителей: «Играя на природе – познаём её». Подготовить информацию для стенда по теме: «Берегите воду». |
Список литературы:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
- Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...
Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг
В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....
Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг
Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...