Методический семинар: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»".
методическая разработка на тему
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"
Носова Евгения Александровна
Учитель – логопед МБДОУ «Одесский ДС»
Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"
Носова Евгения Александровна
Учитель – логопед МБДОУ «Одесский ДС»
Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»
Речь играет важную функцию в жизни человека. (СЛАЙД 2) Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались многие учёные (М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие). (Слайд 3)
В настоящее время возрастает число детей, имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. (СЛАЙД 4)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями.
Передо мной возникла проблема: «Как сделать работу по развитию речевой моторики более интересной и продуктивной? Как удержать интерес детей во время обучению артикуляционной гимнастики?».
(СЛАЙД 5)
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы работы «Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»».
Изучив теоретические исследования педагогов: я пришла к выводу, что артикуляционная гимнастика с использованием куклы «Язычок» должна преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. В результате занятия станут интересными, увлекательными, эмоциональными. Дети не заметят, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей будет проходить легче.
Поэтому цель моей работы была в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок» на развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольный логопедический пункт. (СЛАЙД 6)
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
- Создать куклу «Язычок» для обучения детей дошкольного возраста артикуляционной гимнастики, экспериментально проверить её эффективность использования в работе с детьми дошкольного возраста посещающих логопункт.
- Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Свою работу я выстроила в три этапа:
1 этап - подготовительный:
На начальном этапе происходило изучение и анализ учебно - методической литературы по проблеме развития речевой моторики у детей дошкольного возраста.
Также был выявлен уровень развития речевой моторики у детей дошкольного возраста, которые посещают логопедический пункт, на начало года. Для этого была проведена диагностика. За каждое выполненное задание ребёнок получал 1 балл.
Результаты первичного обследования речевой моторики у детей дошкольного возраста, посещающих логопедический пункт, представлены на СЛАЙДЕ 7.
2 этап - основной:
Включал в себя следующие направления работы:
• Работа с детьми
• Работа с родителями
• Работа с педагогами
Основываясь на анализе теоретической литературы и современные практические пособия, была создана кукла «Язычок». Кукла сделана из подручного материала. Кукла «Язычок» сделана таким образом, чтобы можно было просунуть руку в её рот и производить показательные движения артикуляционной гимнастики рукой, которая имитирует движения языка. (СЛАЙД 8)
Работа с детьми:
Мною был разработан комплекс артикуляционной гимнастики для развития речевой моторики:
1. «Лопатка - блинчик». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
3. «Месим тесто». Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх – вниз (к носу – к подбородку), или за верхние зубы – за нижние зубы.
5. Вялый, спокойный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Произносим пя-пя-пя, похлопывая верхней губой язык.
6. Сплёвывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
7. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
8. «Расчёска». Пропускаем язычок, через сближенные зубы – вперёд.
9. «Чистим зубы» .Кончиком языка обводим с лево – на право верхние и нижние зубы.
10. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней губы. Или круговое облизывание губ.
12. «Иголочка – змейка».суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. Острый язычок заводим вправо – влево.
13. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
14. «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опустить нижнюю челюсть вниз, язык не отрывать.
15. «Гармошка». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть, язык не отрывать.
16. «Чашечка – лодочка». Рот открыт, края языка округлены.
17. «Индюк»улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперёд – назад, влево – вправо, произнося бла-бла-бла.
18. «Горка – кошка сердится». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы.
19. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд – назад по нёбу.
20. «Дятел - барабан». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.
Артикуляционная гимнастика с использованием куклы «Язычок» применялась на индивидуальных и фронтальных занятиях, как сюрпризный или игровой момент. (СЛАЙД 9) Использование куклы позволяло поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание. Использование куклы усиливало наглядность, тем самым повышало осознанность воспринимаемого материала. А динамичность, красочность и яркость куклы «Язычок» вызывало у детей различные эмоциональные переживания.
Так же детям давалось домашнее задание на закрепление артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Работа с родителями:
Знакомство и обучение родителей артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок» проходило на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Здесь родители учились правильности выполнения всех артикуляционных упражнений, учились практически пользоваться куклой «Язычок».
Чтобы расширить кругозор родителей, оформляла папки – передвижки, где они знакомились с методическими рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Очень важно было чтобы родители понимали: что благодаря артикуляционной гимнастики ребёнок может самостоятельно исправить неправильное звукопроизношение, сделать свою речь более чёткой и красивой.
Работа с педагогами: (СЛАЙД 10)
В работе с педагогами были использованы следующие формы работы на тему: «Артикуляционная гимнастика в детском саду»:
- Консультации
- Семинары - практикумы
- Мастер-классы
3 этап– контрольный: диагностика. (СЛАЙД 11)
На данном этапе я проводила контрольную диагностику детей дошкольного возраста посещающих дошкольный логопункт, с целью убедиться в том, что эти же дети показали более высокий уровень по развитию речевой моторики.
Были использованы те же критерии по развитию речевой моторики.
Сравнительный анализ результатов (СЛАЙД 12) показал положительную динамику применения комплекса артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок» в работе по развитию речевой моторики с детьми дошкольного возраста посещающих дошкольный логопедический пункт.
Критериями результативности моей работы являлись:
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.);
- нормализация речевой функции – особенно звукопроизношения;
- проявление у детей устойчивого положительного интереса к проведению артикуляционной гимнастики и к занятиям с логопедом в целом.
Результат деятельности воспитанников:
- речевая моторика у детей достигла высоких результатов, дети научились самостоятельно выполнять и следить за правильным выполнением других детей артикуляционных упражнений;
- дети научились самостоятельно пользоваться куклой «Язычок»;
- у детей в целом нормализовалась речевая функция – особенно звукопроизношение;
- у детей сформировался устойчивый положительный интерес к проведению артикуляционной гимнастики и к занятию с логопедом в целом.
Результат деятельности учителя - логопеда:
- На логопедическом пункте созданы все условия для развития речевой моторики детей дошкольного возраста.
- Подобраны и пополнены комплексы артикуляционной гимнастики в виде картинок со стихотворениями.
- Была оформлена презентация, где дети, посещающие логопедический пункт выполняли артикуляционную гимнастику. С данной презентацией участвовала в международном конкурсе «Артикуляционная гимнастика в работе педагога», где стала победителем.
Практическая значимость данной темы заключается в подборе и возможности продуктивного использования комплекса артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок» на занятиях в ДОУ с детьми дошкольного возраста. Этот материал способствует развитию речевой моторики у детей дошкольного возраста и дает возможность применять его воспитателям ДОУ в работе с детьми по развитию артикуляционной моторики в разных возрастных группах детей дошкольного возраста, а также применять его родителями в закреплении изученного материала дома.
В будущем планирую:
- продолжать работу по развитию речевой моторики у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольный логопункт посредством использования куклы «Язычок»;
- мотивировать педагогов на создание куклы «Язычок» для использования в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речевой моторики;
- мотивировать родителей на создание куклы «Язычок» для домашних занятий;
- продолжать обогащать предметно-развивающую среду логопедического пункта, путём изготовления новых кукл – помощников.
(Слайд 13)
Список литературы:
- Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие /А.И. Богомолова 1994.
- Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие 2001.
- Фомичева Н.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Практикум по логопедии 1989.
- В.П. Балобанова Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: методическое пособие 2001.
- Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов 1995.
- Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи : Пособие для логопедов и родителей 1997.
- Филичева Т.Б., Формирование звукопроизношения у дошкольников 1993.
- Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец 1989.
- Жукова О.С. Программа развития и обучения: «Игры со сказками», для детей 4-6 лет 2004.
- Хватцев М. Е. Логопедия, работа с дошкольниками: «Как воспитать гения» 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого аппарата, речевой моторики у детей дошкольного возраста
К 6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситу...
Обобщение педагогического передового опыта по теме "Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
Обобщение опыта...
Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.
Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика с использованием куклы "Язычок" в профессиональной деятельности и в домашних условиях.
Мастер - класс для педагогов и родителей....
Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Ре...
Учебно-методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
Учебно-методическая разработка...