Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.

Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ребенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

В осуществлении процесса становления речи включены центральная нервная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс становления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, условия жизни, воспитание и обучение ребенка.            

Основные этапы развития речи

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

  1. предречевой;
  2. образование звуков;
  3. обогащение словарного фонда;
  4. продолжение обогащения словарного запаса.

Речь - одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Дошкольный возраст очень мобилен в исправлении дефектов, в воспитании правильной и четкой дикции, развитии фонематического слуха, что так необходимо для дальнейшего обучения в школе, для грамотного письма, быстрого обучения чтению.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для развития этого навыка необходима  артикуляционная гимнастика которая  проводилась бы в системе, от простого к сложному.

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи, членораздельной, без искажений звуков.

Правильно организованная работа по развитию речи в дошкольном возрасте играет важную роль в общем психическом развитии детей. Овладение речью как средством общения и разностороннего анализа, синтеза обобщения и классификации предметов и явлений окружающего мира является необходимой основой для своевременного развития высших форм интеллектуальной деятельности ребенка, что, в свою очередь, обеспечивает подготовку к успешному обучению в начальной школе.

Программа воспитания в детском саду определяет целый ряд речевых задач по всем возрастным группам детского сада. Необходимо правильно распределить этот материал по отдельным занятиям.

Воспитателю необходимо проводить различные игры, упражнения с язычком, упражнения на развитие фонематического слуха, заучивание чистоговорок с различной интонацией. Все это проводится в игровой форме в определенной системе, что помогает лучше усвоить материал. Воспитателям необходимо иметь представление об этапах развития детской речи, и они не должны испытывать  затруднения в планировании и проведении работы по звуковой культуре речи.

Образовательная деятельность по речевому развитию   проводится в системе; артикуляционная гимнастика - ежедневно; Один раз в неделю необходимо проводить как часть занятия.

Правила и рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в утренние часы, по 3-5 минут

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых артикуляционных упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, и обязательно  в игровой форме.

Ежедневно выполняются два-три упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение не достаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он применяет новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Поэтому воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы: б) показывает его выполнение; в) упражнения выполняют все дети: г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся не принужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения,  подбадривать его.

Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный фон, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. А в игре использовать соревновательный элемент. Для красочного и забавного оформления - картинки, игрушки, сказочных героев, стихов.

Примерный комплекс упражнений

Упражнения для развития подвижности губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка (Хоботок).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

4. Улыбка — Хоботок.

Чередование положений губ.

5. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

6. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

7. Улыбка — Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

8. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.

10. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

11. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

12. Лошадка  фыркает.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

2. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

3. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

4. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

5. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

6. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

7. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

8. Дразнилки.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

9. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

10. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё

иииииииииииии

11. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

ооооояяяяя

аааааииииииооооо

иииииээээээааааа

аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

8. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

9. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

10. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Литература

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-64с.+вкл.8с.

2. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю., Логопедические игры М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА».2010.-168 стр. ил.(серия« Обучение с пеленок»)

3. Генинг М.Г.. Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чувашское книжное издательство. 1986.

4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю., Деь за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. М.: ТЦ. Сфера, 2005.- 224С. (Ранний возраст)

5. Ермакова И.Е. Коррекция речи и голоса у детей и подростков – М., 1996.

6. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для воспитателей и логопедов детских садов / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.. 1989.

7. Плотникова-Буйко В.Н. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших щкольников с церебральным параличом// Дефектология.- 1989.

8. Рождественнская В.И., Радина Е.В. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста.-М., 1968

9. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.. 1987.

       10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Полученные результаты исследования по выявлению уровня   звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...

Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на 2020– 2021 уч.год.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики...