Развитие речевого аппарата, речевой моторики у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
К 6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_apparata_u_doshkolnika.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого аппарата и речевой моторики у детей дошкольного возраста
Онегова Татьяна Леонидовна
Учитель-логопед ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Дети, в основном, при нормальном развитии к 5 годам правильно произносят все звуки, в том числе свистящие, шипящие, р.
К 6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь 6 – летнего ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуативной.
Часто родители необъективны к оценке речи своего ребенка. Родители реагируют на неправильное произношение звуков детьми по-разному.
Одних умиляет искаженное произношение, родители сами повторяют с радостью «детское» произношение. Закрепляя в речи неправильное произношение, лишают ребенка правильного звукового образца. Такие родители ошибочно полагают, что ребенок подрастет и у него все звуки появиться.
Другие родители наоборот пытаются очень рано добиваться от малыша чистого звукопроизношения, когда его речевой аппарат еще не готов к произношению сложных звуков.
Родители должны знать, когда их ребенок должен правильно произносить различные звуки.
Примерные сроки окончания усвоения гласных и согласных звуков детьми:
1-2 года – а, о, э, п, б, м
2-3 года – и, ы, у, ф, в, т, д, н, г, к, х, й
3-5 лет – с, з, ц, ш, ж, ч, щ
4-5 лет – р, л
Если к 5 годам ребенок не смог освоить правильное произношение, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. А если звукопроизношение формируется с задержкой, то необходима помощь логопеда, консультация и сопровождение невролога в более раннем возрасте.
Речь – сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большое влияние на ребенка оказывают окружающие, ребенок учиться на примере родителей, воспитателей, друзей.
Значение имеют психические особенности ребенка. Ребенок должен четко воспринимать слова и звуки, запоминать их, точно воспроизводить.
Необходимо хорошее состояние слуха и развитое слуховое внимание.
Дети с нарушением внимания, гиперактивные, рассеянные часто совершают ошибки в звукопроизношении и слоговой структуре слов.
Если к 5 годам ребенок не смог освоить правильное произношение, тогда необходимо вырабатывать правильную, полноценную артикуляцию для постановки недостающих звуков, выполняя специальный комплекс артикуляционной гимнастики.
Проводить ее следует под контролем логопеда.
Речевой аппарат состоит из трех основных частей:
Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути – бронхи, трахея.
Гортань с голосовыми связками.
Система воздушных полостей, расположенных над гортанью – глотка, носоглотка, рот, нос.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
Улучшить кровоснабжение органов артикуляции и их иннервацию (нервную проходимость);
Улучшит их подвижность;
Укрепит мышечную систему языка, губ, щек;
Увеличит амплитуду движений;
Уменьшит спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
Научит ребенка удерживать определенную артикуляционную позу и подготовит к правильному произношению звуков.
Все упражнения необходимы для развития артикуляционного аппарата. Но специалист подбирает упражнения исходя, из правильной артикуляции звука и объединяет их в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного произношения звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положения губ, языка, необходимых и для четкого, правильного произношения всех звуков. Подробное описание данных комплексов и правильность их выполнения можно найти в специальной литературе или на логопедических сайтах.
- Общая артикуляционная гимнастика:
Улыбочка (Заборчик)
Хоботок (Трубочка)
Домик открывается
Чередование: Хоботок, Улыбочка, Домик открывается
Любопытный язычок
Лягушка
Зайчик
Окошко
Язычок здоровается с подбородком
Язычок здоровается с верхней губой
Обезьянка
Бульдог
Прятки (Чередование: Обезьянка – Бульдог)
Хомяк
Кружок
Чередование: Толстячки – Худышки
Шарики
Самовар (Паровозик)
Шлепаем губами по языку (Накажем непослушный язык)
- Комплекс упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков
Покусаем язык
Кусаем боковые края языка
Чистим зубы снаружи
Загоним мяч в ворота
Лопаточка
Дуем на лопаточку
Горка (Мостик)
Ветерок дует с горки
Мостик построим – Мостик разрушим
Чистим нижние зубы (с внутренней стороны)
Катушка
Жуем блинчик
- Комплекс упражнений для подготовки к постановке шипящих звуков
Чашечка
Вкусное варенье
Ступеньки ( Чередование: Чашечка на верхней губе – Чашечка на верхних зубах – Чашечка за зубами)
Чистим верхние зубы (с внутренней стороны)
- Комплекс упражнений для подготовки к постановке звука «Р»
Маляр
Барабанщик
Лошадка
Грибок
Гармошка
Кучер
- Комплекс упражнений для подготовки к постановке звука «Л»
Парус
Иголочка
Маятник
Змейка
Индюк
Качели
Пароход
Полноценное развитие личности ребенка возможно только при правильной речи.
Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется. Надеется на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере взросления ребенка ошибочно, так как они могут прочно закрепиться в речи и превратиться в стойкие нарушения.
Недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы. Родителям необходимо проявить заботу и терпение, чтобы избавить своих детей от недостатков произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ...
Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""
Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...
Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР
Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...
Совместная деятельность по теме: «Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста» «Лиса и заяц» (младшая речевая группа)
Конспект совместной деятельности в младшей речевой группе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов....
Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»
laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...