Обобщение педагогического передового опыта по теме "Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тетерюк Анна Николаевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oppo_2016.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №7 «Солнышко»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Обобщение передового педагогического опыта по теме:

«Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста

 средствами артикуляционной гимнастики»

Выполнил:

Учитель-логопед

Тетерюк Анна Николаевна

Корсаков

2016

Если педагог хочет, чтобы что-либо

было хорошо усвоено,

Он должен заботится о том, чтобы это было

ИНТЕРЕСНО.

Л.С. Выготский

Введение

Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. В настоящее время возрастает число людей, имеющих то или иное речевое нарушение.

Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимый для правильного произношения звуков. Существует традиционная артикуляционная гимнастика, которую можно разделить на два вида: статическую и динамическую. К статическим упражнениям относятся: «Улыбка», «Хоботочек», «Иголочка»
а к динамическим - «Часики», «Маляр», «Лошадка» и другие. В своей работе я использую артикуляционную гимнастику Ястребовой Г.В.,с применением нетрадиционных приемов.

Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики»

Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики на развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики, в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективной, если:

  • Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики в подгрупповых, индивидуальных и фронтальных  занятиях.
  • Использовать артикуляционную гимнастику во всех видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1.  Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений в условиях дошкольного образовательного учреждения в теории и практике педагогики.

2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».

3. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на развитие речевой моторики детей старшего дошкольного возраста.

4. Создать и внедрить комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

5. Экспериментально проверить эффективность внедрения комплекса артикуляционной гимнастики.

 Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

Новизна исследования заключается в насыщении дидактической системы по развитию речевой моторики детей старшего дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приемов артикуляционной гимнастики во все виды образовательной деятельности.

Опытно-педагогическая работа проходила в три этапа:

1 этап (сентябрь 2014 – октябрь 2014 г). На этом этапе изучалась методическая литература по теме исследования, проводилась подборка дидактических игр по артикуляционной гимнастике, проводилась первичная диагностическая работа по выявлению уровня сформированности речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2 этап (октябрь 2014 – апрель 2015г.). На этом этапе проводилась практическая работа, в ходе которой применялся комплекс артикуляционной гимнастики с использованием нетрадиционных приемов.

Работа строилась по 3 направлениям:

  1. С детьми (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия).
  2. С педагогами (консультации, посещение занятий)
  3. С родителями (проведение родительских собраний, консультации, ведение домашних тетрадей).

             3 этап (май 2015г.). Проводилась итоговая диагностика уровня сформированности развития речевой моторики, осуществлялся сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики по развитию речевой моторики детей старшего дошкольного возраста.

            В результате проделанной работы были получены следующие результаты уровня сформированности речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень развития речевой моторики увеличился на 30%, уменьшилось количество детей и со средним уровнем на 20%, а количество детей с низким уровнем развития речевой моторики с 10% уменьшилось до 0%.

         Таким образом, применение нетрадиционных приемов артикуляционной гимнастики эффективно влияние на развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

         Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которая может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная рабо...

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Картотека диагностики развития речи детей. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Ре...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...