Обобщение педагогического передового опыта по теме "Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №7 «Солнышко»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
Обобщение передового педагогического опыта по теме:
«Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста
средствами артикуляционной гимнастики»
Выполнил:
Учитель-логопед
Тетерюк Анна Николаевна
Корсаков
2016
Если педагог хочет, чтобы что-либо
было хорошо усвоено,
Он должен заботится о том, чтобы это было
ИНТЕРЕСНО.
Л.С. Выготский
Введение
Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. В настоящее время возрастает число людей, имеющих то или иное речевое нарушение.
Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимый для правильного произношения звуков. Существует традиционная артикуляционная гимнастика, которую можно разделить на два вида: статическую и динамическую. К статическим упражнениям относятся: «Улыбка», «Хоботочек», «Иголочка»
а к динамическим - «Часики», «Маляр», «Лошадка» и другие. В своей работе я использую артикуляционную гимнастику Ястребовой Г.В.,с применением нетрадиционных приемов.
Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики»
Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики на развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики, в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективной, если:
- Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики в подгрупповых, индивидуальных и фронтальных занятиях.
- Использовать артикуляционную гимнастику во всех видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений в условиях дошкольного образовательного учреждения в теории и практике педагогики.
2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».
3. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на развитие речевой моторики детей старшего дошкольного возраста.
4. Создать и внедрить комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
5. Экспериментально проверить эффективность внедрения комплекса артикуляционной гимнастики.
Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.
Новизна исследования заключается в насыщении дидактической системы по развитию речевой моторики детей старшего дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приемов артикуляционной гимнастики во все виды образовательной деятельности.
Опытно-педагогическая работа проходила в три этапа:
1 этап (сентябрь 2014 – октябрь 2014 г). На этом этапе изучалась методическая литература по теме исследования, проводилась подборка дидактических игр по артикуляционной гимнастике, проводилась первичная диагностическая работа по выявлению уровня сформированности речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап (октябрь 2014 – апрель 2015г.). На этом этапе проводилась практическая работа, в ходе которой применялся комплекс артикуляционной гимнастики с использованием нетрадиционных приемов.
Работа строилась по 3 направлениям:
- С детьми (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия).
- С педагогами (консультации, посещение занятий)
- С родителями (проведение родительских собраний, консультации, ведение домашних тетрадей).
3 этап (май 2015г.). Проводилась итоговая диагностика уровня сформированности развития речевой моторики, осуществлялся сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики по развитию речевой моторики детей старшего дошкольного возраста.
В результате проделанной работы были получены следующие результаты уровня сформированности речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень развития речевой моторики увеличился на 30%, уменьшилось количество детей и со средним уровнем на 20%, а количество детей с низким уровнем развития речевой моторики с 10% уменьшилось до 0%.
Таким образом, применение нетрадиционных приемов артикуляционной гимнастики эффективно влияние на развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которая может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...
Презентация Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
«Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр»...
«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная рабо...
«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
Картотека диагностики развития речи детей. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Ре...
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...