Артикуляционная гимнастика с использованием куклы "Язычок" в профессиональной деятельности и в домашних условиях.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Уважаемая аудитория, я хочу провести мастер-класс на тему:
«Артикуляционная гимнастика с использованием куклы «Язычок» в профессиональной деятельности и в домашних условиях».
- Актуальность вопроса.
Начнём с разминки, внимание на экран:
Раз - мы песенку запели (бегемотик)
Два - уселись на качели (качели)
Три - на лошади скакали (лошадка)
На четыре - поболтали (индюк)
Пять - по зубкам постучали (барабанщик)
Шесть - мы в часики играли (часики)
Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)
Восемь - спела нам гармошка (гармошка)
Девять - сделали грибок. (грибок)
Десять - ротик на замок.
Для начала я хочу привести пример, мой детский сад посещает 98 детей, из них речь нарушена у 86 детей, а 12 детей только с чистой речью.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Все мы с вами являемся мамами детей, а в будущем станем тётями и бабушками. Так давайте же научимся элементарным артикуляционным упражнениям, с помощью которых мы сможем улучшить подвижность речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба). Дети очень любят играть с язычком, а если кто-то ещё и из родных сможет с ними поиграть, мне это кажется будет просто замечательно. А в будущем, если будет ребёнок нуждаться в занятиях с логопедом, то вы облегчите ему работу.
- Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:
—упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
—движения должны быть точными;
—темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
—дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
—артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
—проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям
—не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.
—артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
- Практическая часть. (6 человек)
Итак, какие же вообще существуют артикуляционные упражнения? Я буду говорить, и показывать упражнения сама и с помощью использования куклы «Язычок», а вы повторять и запоминать.
Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки.
1. Позёвывание.
2. Глотание капелек воды, слюны.
3. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
4. Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти.
1. Открывание и закрывание рта.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево – вправо.
Упражнения для щёк.
1. Надувание щёк: обеих одновременно и попеременно.
2. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.
3. «Футбол». Толкаем щёки язычком попеременно.
Упражнения для губ.
1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
3. «Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом челюсти сомкнуты.
4. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
5. Вибрация губ (фырканье лошади).
6. Чмоканье.
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).
1. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
2. «Месим тесто». Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
3. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх – вниз (к носу – к подбородку), или за верхние зубы – за нижние зубы.
4. «Расчёска». Пропускаем язычок, через сближенные зубы – вперёд.
5. «Чистим зубы». Кончиком языка обводим слево – направо верхние и нижние зубы.
6. «Вкусное варенье». Облизывание верхней губы сверху вниз.
7. «Иголочка». Острый язычок выводим вперёд.
8. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
9. «Чашечка – лодочка». Рот открыт, края языка округлены.
А сейчас я предлагаю, разделиться вам на пары и обыграть небольшой сюжет, который я приготовила. Один будет рассказывать, а второй показывать на кукле «Язычок». Если возникнут вопросы, спрашивайте.
Задание 1.
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Непоседливый Язычок не сидит на месте (острый язычок толкает щёки поочерёдно). Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошёл погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик (засунуть язычок в рот). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (языком лакаем молоко), потом он облизнулся (облизать верхнюю губу сверху вниз. Язычок посмотрел на часы, они тикали : "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). И решил поспать.
Задание 2.
За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы). Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо (поднять кончик языка к носу), смотрел на травку (опустить кончик языка к подбородку). Посмотрел на часы (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться (облизать верхнюю губу сверху вниз), и чистить зубы (кончиком языка обводим верхние зубы).
Задание 3.
Жил-был весёлый язычок (показать острый язычок). Решил язычок погулять в лесу (кончик языка попеременно касается уголков губ). Шёл, шёл и увидел медведя (язык спрятался в рот). Но медведь оказался добрым и угостил язычка вкусным мёдом (облизываем верхнюю губу сверху вниз). Пошёл язычок дальше, и увидел речку. Решил покататься на лодочке (язык в форме чашечки). Но тут подул сильный ветер, и лодочку стало качать (язык в форме чашечки засовываем в рот, потом высовываем). Ветер стих, язычок вышел на берег и лёг отдохнуть (широкий язык лежит на нижней губе).
Таким образом, развивая речевую моторику детей, мы можем сказать, что ребёнок с удовольствием будет играть с вами. А вы в своё время будете развивать его речевую моторику.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...
"Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики"
Бионергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и св...
Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
В данном материале представлено комплекс артикуляционных упражнений с использованием содружественных движений руки и языка....
«Изучение артикуляционной гимнастики с использованием элементов других здоровьесберегающих технологий»
Аннотация Занятие «Изучение артикуляционной гимнастики с использованием элементов других здоровьесберегающих технологий» направлено на ...
Проект для детей подготовительной группы с нарушениями звукопроизношения различной тяжести «Артикуляционная гимнастика – основа формирования произношения звуков. Разнообразие форм проведения» (в условиях логопункта)
Проект для детей подготовительной группы, который подойдет для среднего и старшего дошкольного возраста....
"Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ"
Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединён...