Диагностика леворукости в дошкольном учреждении
статья на тему

Зябкина Людмила Анатольевна

Специалисты дошкольных учреждений постоянно сталкиваются с признаками предпочтения ребёнком левой руки. Научные исследования доказывают пагубное воздействие, как на нервную систему ребёнка, так и на здоровье в целом, такого метода, как переучивание. Ведь леворукость – это отражение определённой межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_levorukost.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика леворукости в дошкольном учреждении

Авторы статьи:

Шевцова И.В., педагог-психолог

Зябкина Л.А., инструктор по физической культуре

ГБДОУ д/с №32 г.Ломоносов

Специалисты дошкольных учреждений постоянно сталкиваются с признаками предпочтения ребёнком левой руки. Научные исследования доказывают пагубное воздействие, как на нервную систему ребёнка, так и на здоровье в целом, такого метода, как переучивание. Ведь леворукость – это отражение определённой межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Наряду с большим количеством теоретических разработок мы столкнулись с недостатком практических рекомендаций по обучению и воспитанию левшей. Родители и педагоги смиряются с тем, что ребёнок действует в основном левой рукой, но как помочь ему приспособиться к «праворукому» окружению, не знают. Обычно проблема возникает только на пороге школы.

        Наряду с «чистыми» левшами, у которых ведущей является не только левая рука, но и нога, глаз, ухо, есть дети, у которых наблюдается частичная леворукость. Следует сказать и о детях-амбидекстрах, одинаково владеющих и левой, и правой рукой. Все варианты рукости требуют определённого педагогического подхода, так как отличаются психологическими и физиологическими особенностями. На физкультурных занятиях это важно при обучении основным движениям: метанию, прыжкам, упражнениям в равновесии.

        В общеразвивающих упражнениях нередко встаёт вопрос о дозировке выполнения движений ведущей и неведущей рукой, ногой.

        Следует также учитывать такие особенности левшей, как зеркальные движения, нарушения зрительно-пространственных ориентировок, возбудимость, тревожность, неуверенность в себе и других.

        Необходима ранняя диагностика, направленная на выявление не только ведущей руки, но и стороны тела. В изученных нами тестах задания рассчитаны, в основном, на детей старшего дошкольного возраста и направлены на выявление графической рукости и развитие мелкой моторики. Мы адаптировали диагностику применительно к детям 3-4 лет. Именно в этом возрасте, на наш взгляд, следует обратить внимание на предпочтение руки и дать прогноз в развитии ребёнка.

        Эта работа должна проводиться психологом и инструктором по физической культуре. Часть диагностики проводится на физкультурном занятии. Интересными являются такие показатели, как дальность метания правой и левой; упражнения «Цапелька», «Ударь по мячу» для определения ведущей ноги.

        После собеседования с родителями и воспитателями, а также по результатам наблюдений выявляется группа детей, требующая дополнительного обследования. Дальнейшая диагностика проводится индивидуально, чтобы исключить подражание. Все задания предлагаются в интересной игровой форме.

        Просьбу продемонстрировать движения следует давать непринуждённо, не акцентируя внимание на том, какой рукой (ногой) действует ребёнок.

        Важным показателем является определение длины шагов ведущей и неведущей ноги. Все результаты фиксируются наблюдателем, которым в данном случае является психолог. Психолог проводит графические пробы. Задания «Посмотри в подзорную трубу», «Позвони по телефону» позволяют определить, какой глаз и ухо являются ведущими. На основании полученных данных можно с большой степенью достоверности сделать вывод о том, кем ребёнок является на самом деле: леворуким, праворуким или амбидекстром. Кроме этого, полученный материал позволяет определить наличие сенсорной и моторной асимметрии, так называемой «индивидуальный профиль латеральности». Достаточно трудоёмкая по выполнению диагностика оправдана лишь в том случае, если выводы, сделанные на основании этой работы, становятся достоянием родителей, педагогов и других специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и опыт ее проведения на базе дошкольного учреждения.

Применение диагностики в системе образования  в последние годы приобрело широкое распространение, и это неудивительно. Диагностический подход позволяет контролировать тот или иной процесс, коррек...

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению...

«Вопросы диагностики в условиях МПк дошкольного учреждения»

Диагностика  в дошкольном учреждении осуществляется  в рамках деятельности медико-педагогического консилиума.   В данном сообщении представлены: цели и оновные задачи МПк, структур...

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению Остроуховой А.

В данном методическом материале приведена простая в проведении и обработке диагностика определения уровня адаптированности детей к ДОУ.   Предназначена для педагогов-психологов, воспитателей и со...

Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте под ред. А.А. Реан

Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте  под ред. А.А. Реан...

Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению (А. С. Роньжина)

Выявление эмоциональных нарушений и замедления темпа психофизического развития ребёнка в период адаптационного периода...