Диагностика и опыт ее проведения на базе дошкольного учреждения.
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Применение диагностики в системе образования  в последние годы приобрело широкое распространение, и это неудивительно. Диагностический подход позволяет контролировать тот или иной процесс, корректировать его, а так же  планировать педагогическую деятельность не только отдельных компонентов, но и всей системы в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uproshchennaya_diagnostika.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

    Диагностика и опыт ее проведения  на базе дошкольного учреждения .

Применение диагностики в системе образования  в последние годы приобрело широкое распространение, и это неудивительно. Диагностический подход позволяет контролировать тот или иной процесс, корректировать его, а так же  планировать педагогическую деятельность не только отдельных компонентов, но и всей системы в целом.

В соответствии с  современным этапом развития дошкольного образования можно выделить три цели диагностической работы ДОУ.

1 – «выявление особенностей для последующего учета при проведении образовательного процесса». Включает в себя анализ всех результатов по всем показателям, а так  же предполагает вытекающие из нее рекомендации и способы развития, а в случае необходимости и коррекционной работы. Подобная диагностика чаще встречается в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Ко 2 цели – можно отнести «выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения». В данном случае диагностика является профилактической, она так же как и  в первой цели, включает в  себя рекомендации, но в них может быть определено кто или что нуждается в углубленном обследовании или консультации у специалиста. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в ДОУ.

3 – цель – «выявление изменений в развитии для определения результатов педагогической деятельности». В данной диагностике в рекомендациях обобщается опыт педагога по какому-либо направлению или выявление причины недостаточной динамики какого-либо процесса.

Принимать участие в диагностической работе могут все сотрудники ДОУ: руководители, педагоги (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.

В зависимости от целей диагностической работы можно рассмотреть несколько видов диагностики: виды диагностической работы можно выделять по тому, кто ее проводит, однако более целесообразным представляется выделение видов диагностической работы по ее предмету. Если исходить из того, что объектом диагностики в дошкольном образовательном учреждении является развитие ребенка, то можно выделить следующие виды диагностики: медицинская, психологическая, педагогическая и управленческая.

К сожалению, для большинства дошкольных учреждений диагностическая работа является новой. Но к этому необходимо стремиться.  Так как одной из целей диагностической работы в ДОУ является выявление особенностей для последующего учета при проведении образовательного процесса. Конечно, в первую очередь, необходимо подготовить коллектив к ее внедрению. Эта подготовка должна включать:

-формирование осознания значимости диагностической работы для самого сотрудника и для коллектива в целом;

-освоение теоретических основ диагностической работы;

-овладение практическими умениями (планировать, проводить обследования, обрабатывать результаты, составлять заключения и разрабатывать рекомендации).

Помимо подготовки коллектива, необходимо создать правовую базу диагностической работы: внести необходимые изменения в документацию дошкольного учреждения, разработать  и утвердить положение о диагностической службе, если таковая предполагается и т.п. Внедрение диагностической работы в деятельность ДОУ потребует приобретения методических материалов. Во многом внедрение этого процесса будет определяться подготовленностью сотрудников, наличием готового диагностического инструментария и другими обстоятельствами.

     В нашем  дошкольном  образовательном учреждении  проводилась  диагностика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению с целью выявления особенностей для последующего учета при проведении образовательного процесса.

Значимость изучения проблемы интеллектуальной готовности к школьному обучению была обусловлена низким уровнем подготовленности некоторых детей, проявляющейся в дальнейшем как неуспеваемость, а так же недостаточная разработанность многих аспектов специальной  подготовки.

     Таким образом, целью нашей работы являлось: Диагностическое исследование интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста для выявления  готовности их к школе.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

- Изучение литературных данных по проблеме исследования.

-Разработка методики диагностики интеллектуальной готовности к школе.

Проведение  экспериментального  исследования.

Обобщение данных проведенного исследования с целью выявления особенностей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

При этом использовались следующие методы:

           -  наблюдения;

           - беседы;

 -комплексное обследование воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста, в виде тестирования;

- педагогический эксперимент;

- изучение и сравнение полученных результатов;

-изучение документации (сбор и анализ анамнестических сведений).

Организация исследования:

Экспериментальное исследование включило в себя констатирующий эксперимент, который проходил в 2012 году на базе ГБДОУ №43 Приморского района г. Санкт - Петербурга. С использованием описанной ниже методики было обследовано 20 дошкольников.

Экспериментальное исследование было проведено в 6 этапов.

На первом этапе исследования нами была предложена методика для оценки психосоциальной зрелости. (Детям задавались вопросы в устной форме) (тест был предоставлен  психологом).

На втором этапе исследования была проведена методика на выявление уровня сформированности тонкой моторики руки и зрительно – двигательной координации, общего интеллектуального развития и усидчивости. Данная методика была предложена А. Керном в 1963 году и затем модифицирована Я. Йирасеком в 1966 году. Из данной методики мы взяли задание на подражание письменным буквам.

На третьем этапе была проведена методика на выявление сформированности грамматического строя. Было выявлено умение образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.

На четвёртом этапе исследования проведена методика на выявление умения детьми делать умозаключения (тест предложенный педагогом группы, разработанный совместно с психологом )

На пятом этапе проведён ориентировочный тест школьной зрелости. Тест предложен Я. Йирасеком в 1963 году и направлен на обследование вербального мышления испытуемого.

На шестом этапе эксперимента была проведена методика на исследование кратковременной памяти. Нами было предложено детям выполнить три задания.

Задание № 1.Повторить ряд цифр(из 4-5)

Задание № 2.Повторить ряд цифр (из 3) в обратном, порядке.

Задание № 3.Повторить фразу. (Одна из трех фраз должна быть повторена без ошибок)

По результатам каждого из этапов был проведен сравнительный анализ, что позволило сделать следующие обобщающие выводы:

           Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

В нашем случае, большинство детей экспериментальной группы имели средний уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность к школьному обучению зависела от степени осведомлённости испытуемых о школьной жизни.

Таким образом, диагностическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе позволило нам наметить пути и способы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

         В нашем учреждении были сделаны следующие выводы:

- Необходимо работая по программе не забывать и о беседах в свободной деятельности с ребенком, это позволяет в непринужденной атмосфере своевременно выявлять и корректировать (с помощью бесед, игровых моментов, рекомендаций родителям, а иногда и специалистов) индивидуальный уровень психосоциальной зрелости ребенка.

- В процессе всего дошкольного детства у ребенка развивается  моторика,  поэтому необходимо поощрять его в разнообразных занятиях способных развивать  мелкую моторику руки.  Помогают ее развивать  многие настольные игры, рисование, аппликация, шитье, конструирование и многое другое – главное, чтобы занятие увлекало ребенка. Необходимо консультировать родителей  по этому вопросу, объяснять необходимость развития этой функции для обучения в школе.

- Кроме всего, необходимо контролировать речевые функциональные возможности ребенка, умение его правильно воспринимать, запоминать новую информацию, быть открытым к новым знаниям. Все это безусловно длительная работа, начавшаяся еще в младшем дошкольном возрасте, но своевременно выявленные сложности позволяет многое скорректировать еще сейчас, до поступления ребенка в школу.

- Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству с педагогами, консультировать, предлагать специальные мероприятия  - семинары, семинары-практикумы и т.п..

- А так же, своевременно проводить диагностические срезы, которые бы проводились не только с целью выявления психофизического развития детей, но и компонентов самой системы конкретного учебного заведения (педагогов, среды, организации педагогического процесса и т.д.) с целью перспективного планирования деятельности ДОУ в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по подготовке дошкольного учреждения к введению ФГОС ДО

Материал предназначен для заведующих, заместителей по УВР, старших воспитателей ДОУ о подготовке к внедрению ФГОС ДО....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»

Комитет образованияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского му...

Доклад на тему: «Опыт оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

  Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым  физкультурно - оздоровительная...

Статья "Организация летнего отдыха на базе дошкольных учреждений, как одно из успешных практик оздоровления и занятости детей

В статье раскрывается важность организации летних лагерей на базе дошкольных учреждений...

Передовой педагогический опыт по вопросам взаимодействия дошкольного учреждения с родителями

Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»В.А.Сухомлинский      Главн...

" Передовой педагогический опыт в современных условиях дошкольного учреждения."

Сохранение и продвижение передового педаггогического опыта в детском саду, обмен опытом между коллегами....