«Вопросы диагностики в условиях МПк дошкольного учреждения»
статья на тему
Диагностика в дошкольном учреждении осуществляется в рамках деятельности медико-педагогического консилиума. В данном сообщении представлены: цели и оновные задачи МПк, структура и организация деятельности МПк в детском саду, документация МПк, порядок подготовки, этапы диагностики, и проведения МПк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вопросы диагностики в условиях МПк дошкольного учреждения»
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части, которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения в речевой системе.
В свою очередь речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
Диагностика в дошкольном учреждении осуществляется в рамках деятельности МПк и регламентируется следующими нормативными документами.
1.Конвенция о правах ребёнка.
2.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ №273 -ФЗ от 29 декабря 2012 г., ст.79).
3.Положение Министерства образования Российской Федерации о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (Приказ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08. 2013 г.
5.Нормативные документы Министерств Российской Федерации.
6.Устав, локальные акты дошкольного учреждения.
7. СанПиН 2.4.2.3286-15.
Целью МПк в дошкольном учреждении является обеспечение диагностико-коррекционного и медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и /или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Основные задачи МПк:
-своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и психическом развитии;
- обследование детей дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их
обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития.
-формирование на базе дошкольного учреждения специализированной группы по подготовке детей, имеющих особенности развития, готовности к школьному обучению как по основной общеобразовательной программе, так и по коррекционно-развивающим программам;
- диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе дошкольного учреждения;
- выбор оптимальной для развития ребенка образовательной программы и его медико-педагогическое сопровождение;
-определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
Структура и организация деятельности МПк в дошкольном учреждении
МПк создается на базе дошкольного учреждения приказом руководителя при наличии соответствующих специалистов.
В состав МПк входят: старший воспитатель (председатель консилиума), воспитатель, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж не менее 5 лет (другие специалисты тоже), учитель-логопед, медицинская сестра, врач-педиатр.
При заключение договора о взаимодействии с учреждениями здравоохранения и образовательными учреждениями в состав МПк можно включить педагога-психолога, а также и родителей, предварительно заключив договор (соглашение) с ними.
Функции председателя МПк:
-информирует членов МПк о предстоящем заседании не позже чем за 14 дней до его проведения (если это неэкстреное заседание), при возникновение конфликтных ситуаций заседание комиссии по медиации, предшествует заседанию МПк;
-организует подготовку и проведение заседания МПк;
-ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов МПк о
необходимости обсуждения проблемы ребенка;
-контролирует выполнение решений МПк;
-контролирует направление детей на ПМПК;
-контролирует выполнение решений ПМПК.
Прием детей на МПк осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так по инициативе педагога детского сада, в котором находится или воспитывается ребенок, и в обоих случаях должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка (договор).
Документация МПк
В МПк дошкольного учреждения ведется следующая документация:
1.Приказ «О создании медико-педагогического консилиума».
2.Положение о медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения.
3. План работы МПк.
4. Журнал записи на МПк.
5. Протоколы обследования детей специалистами детского сада.
6. Протоколы заседаний медико-педагогического консилиума.
7. Протоколы обследования детей и заключения специалистов МПк.
8. Журнал регистрации заключений МПк.
9. Карты индивидуального развития ребенка.
10.Договор о взаимодействии медико-педагогического консилиума (МПк) дошкольного учреждения и МУ «ГПМПК».
Порядок подготовки и проведения консилиума
Заседания МПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые МПк проводятся один раз в полугодие по итогам проведенной диагностики.
Внеплановые МПк собираются по запросам специалистов для детей разных возрастных групп. Поводом для внепланового МПк является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития.
Периодичность проведения МПк определяется реальным запросом учреждения на комплексное, всесторонне обсуждение проблем детей.
Плановые заседания проводятся не реже 1 раза в квартал.
Подробнее остановимся на проведение плановой логопедической и психолого-педагогической диагностики в дошкольном учреждении, которая включает в себя обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической, коррекционно-речевой помощи; определение уровня речевого развития и направление при необходимости нуждающихся воспитанников на ПМПК.
Этапы диагностики
1) Подготовительный этап
На этом этапе тщательно изучаются условия воспитания, динамики речевого и общего психического развития ребенка, которое проводится на основании наблюдений за ним, бесед с родителями, воспитателями; анализа медицинских документов и характеристики о ребенке.
Подготавливается и оформляется необходимая документация на МПк со всеми родителями воспитанников:
- заключение договора о порядке взаимодействия МПк с родителями (законными представителями) воспитанника, в котором выражается подписью согласие (в этом случае договор подписывается) или несогласия (в этом случае договор не подписывается) на медико-педагогическое обследование и сопровождение воспитанника;
- извещение родителей воспитанников о дате обследования учителем-логопедом под подпись.
2) Основной этап – обследование речи и интеллекта с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника специалистами МПк. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений, в итоге которого обосновывается медико-педагогическое заключение.
В качестве основных диагностических методов используют:
1. Беседы с детьми (индивидуальные и групповые).
2. Специальные задания диагностического характера.
3. Наблюдение особенностей поведения и общения детей в процессе разных видов
деятельности.
На этом этапе в случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-неврологу, психотерапевту, психологу, отоларингологу, окулисту и другим специалистам.
3) Заключительный этап
Данные диагностики выносятся на заседание МПк дошкольного учреждения, где определяется дальнейшее сопровождение ребенка.
Используют следующие формы работы при обследовании: индивидуальные и групповые.
Диагностика детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении предусматривает логопедическое и психолого-педагогическое обследование в условиях МПк.
Подробно остановимся на обследовании воспитанников учителем-логопедом. Данное обследование классически принято называть «психолого-логопедическим обследованием», но т.к. в наших ДОУ отсутствует психолог, поэтому считаем целесообразным это обследование называть педагогическим, потому что логопедия входит в раздел педагогики.
Цель: обследование речевого, интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей, выявление нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
Диагностика осуществляется учителем-логопедом учреждения как специалистом МПк, результаты обследования оформляются в протокол по схеме обследования. В протоколе фиксируются все высказывания и действия обследуемого ребенка.
Схема обследования состоит из четырех разделов.
Данная схема обследования используется мною в диагностической работе для средней группы (обследование можно проводить с любого возраста).
В протоколе педагогического обследования отмечаем данные ребенка: фамилия, имя, дата рождения и дата обследования.
Первый раздел - выявляет уровень представлений ребенка о себе и окружающих.
Второй раздел - диагностика уровня интеллектуального развития ребенка.
Третий раздел – диагностика уровня речевого развития ребенка.
Четвертый раздел - диагностика состояния мелкой и артикуляционной моторики.
После обследования данные педагогического обследования выносятся на заседание МПк дошкольного учреждения, где определяется дальнейшее сопровождение ребенка.
По результатам педагогического обследования в журнале предварительной записи на МПк записываются выявленные воспитанники.
Журнал предварительной записи включает в себя следующие разделы: № п/п, дата/время, Ф.И.О. ребёнка, дата рождения, пол, инициатор обращения, график консультирования специалистами МПк.
Обсуждение проблем, возникающих у детей, специалистами МПк планируется не позднее за 10 дней до основной даты проведения консилиума.
Далее специалистами МПк составляется коллегиальное заключение, разрабатываются рекомендации и готовятся следующие документы:
протокол педагогического обследования на ребенка, который был представлен выше;
протокол обследования специалистами МПк воспитанника ДОУ;
характеристика на воспитанника;
рисунки и другие виды самостоятельной деятельности детей;
карта индивидуального развития ребенка.
По итогам обследования председатель МПк в присутствии всех членов консилиума ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы ребенка на плановом или внеплановом заседании МПк детского сада, назначается дата и время.
На заседании МПк специалисты консилиума знакомят родителей (законных представителей) с результатами обследования. Коллегиальное заключение специалистов МПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
Под заключением родители ставят свою подпись, что ознакомлены с результатами обследования и выражают свое согласие или несогласие на посещение ПМПК. При несогласии родителей (законных представителей) с ними может проводиться психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы.
По результатам проведения заседания МПк в журнале регистрации заключений фиксируется коллегиальное заключение специалистов консилиума и рекомендации воспитаннику (посещение ПМПК).
Журнал регистрации заключений МПк включает в себя следующие разделы: № п/п, дата/время, Ф.И.О. ребёнка, дата рождения, пол, проблема, заключение специалистов или коллегиальное заключение МПк, рекомендации, состав МПк
Заседание МПк оформляется протоколом, который оформляется в течение 1 дня после его проведения, подписывается председателем МПк и всеми специалистами консилиума.
Медико-педагогический консилиум дошкольного учреждения активно взаимодействует с учреждениями здравоохранения и МУ «ГПМПК», что позволяет активно решать вопросы диагностико - коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения нуждающихся детей.
Таким образом, диагностическое исследование в условиях МПк, с одной стороны, позволяет, определить нарушение или не сформированность функциональных систем, в том числе и речи, а с другой стороны – способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей детям с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения
Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...
Вопросы диагностики в условиях медико-педагогического консилиума ДОУ
Целью МПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями ...
Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Если ребёнок не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет" Ignacio Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...
Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»
Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...
Подбор методов психологической диагностики и коррекции при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях образовательного учреждения
Подбор методов психологической диагностики и коррекции при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях образовательного учреждения...
Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")
Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...