Конспект проектной деятельности для детей средней группы «Русские народные сказки».
проект по художественной литературе (средняя группа)

Кучинка Ирина Васильевна

Конспект  проектной деятельности  для детей

средней группы «Русские народные сказки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_sredney_gruppy.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА                                                                                     ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №19                                                            

Конспект  проектной деятельности  для детей 

средней группы «Русские народные сказки».

 Разработчик: Кучинка И.В., воспитатель


Актуальность темы.


Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

                                                                                                          Л.Н. Толстой

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Срок реализации: 4 недели.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

Цель проекта:

Цель сказки — воспитать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

                                                                                   

                                                                                                    К. И. Чуковский                                                                                        

  • Расширять представления об этом литературном жанре, его особенностях, отличии от произведений других жанров.
  • Формировать стойкий интерес к сказке, желание слушать, творчески интерпретировать, делиться своими впечатлениями, воспроизводить полюбившиеся ситуации и персонажей в продуктивной деятельности (изобразительной, театрализованной, свободной игровой).
  • Прививать понятия о добре и зле, лучших моральных качествах, положительных моделях поведения.

Задачи проекта:
Для детей:

  • Учит детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, вызывает эмоциональный отклик на описываемые события, поступки героев.
  • Способствует социализации ребёнка, обогащает его представления не только о предметах и явлениях окружающего мира, но и о взаимосвязях между ними. Следя за сюжетом сказки, дети усваивают, что поступки, действия персонажей влекут за собой другие события и поступки.
  • Развивает мышление, память. Ребёнок учится делать простые умозаключения, поясняет цепь событий, высказывает собственное мнение о произошедшем. В средней группе дети начинают понимать разницу между реальными и сказочными событиями. Дошкольникам становится доступна юмористическая составляющая сказок, что свидетельствует о быстром развитии интеллекта, его «взрослении».
  • Развивает речь: монологическую (при пересказывании) и диалогическую (рассказывание по ролям). Если сказка интересна детям и вызвала отклик, ребята охотно участвуют в её обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию.
  • Активизирует навыки словотворчества (дети дают имена героям, придумывают новых персонажей и сказочные предметы, их качества, волшебные свойства).
  • Обогащает речь эпитетами, сравнениями, уменьшительно-ласкательными формами слов (травушка, коровушка, землица и пр.), способствует выработке плавности речи.

Для родителей:

  • Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • Развитие совместного творчества родителей и детей;

Для педагогов;

  • Развитие творческого потенциала ребенка;
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Формы работы:  чтение сказок, беседы, показ сказок, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей.

Предполагаемый результат проекта:

  • Последовательность и связность речи. (Пересказ сказки, выразительность и эмоциональность речи при драматизации);
  • Умение слушать сказки;
  • Бережно обращаться с книгой;
  • Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  • Развитие интереса к русским народным сказкам;
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
  • Содействие творческому развитию детей;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости;          
  • Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап.
  • Завершающий этап
  • Итоговый этап

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Подбор материалов по теме проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Консультации для родителей:

«Сказка в жизни ребенка»

              «Читайте детям сказки»

  • Обогащение развивающей среды:
    в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
    в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
    в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
    в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
  • Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
  • Изготовление альбома для рассматривания:

«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

            «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

  • Русские народные игры -  «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору»,  «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
  • Дидактические игры –  «Составь сказку», «Назови сказку», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Узнай по описанию», «Путаница».
  • Загадки о сказках.
  • Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
  • Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
  • Физминутки по русским народным сказкам.
  • Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.
  • Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»
Познавательное занятие:
1 НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
2. НОД : Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».
Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,
Способствовать развитию связной речи детей.
Способствовать развитию умения рассуждать.
Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
3. НОД: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
4. НОД «В гостях у сказки».
Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Вызвать желание помочь близкому.
5. НОД «На поляне сказок».
Цель: Обеспечить развитие умения придумывать необычные концовки к известным сказкам, закреплять знания жанровых особенностей сказки.
Активизировать в речи детей употребление сложных предложений.
Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей.
Способствовать развитию воображения, фантазии.
Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.
6. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
7.Нод «Путешествие по сказкам».
Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».
Вызвать желание помогать взрослым.
8. НОД «Лучшие друзья»
Цель: Способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам.
Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
9. Литературная викторина «Путешествие по сказкам»
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.
Формировать умение узнавать сказки, их героев.
Развить интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
10. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
11. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

12. Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)
13. Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
1. Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»;
2. Оформление мини-музея «Русские народные сказки» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок);
3. Драматизация сказки «Теремок».

Итоговый этап

  1. Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «Русские народные сказки».

Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «Русские народные сказки»:
«Петушок – золотой гребешок»,«Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Репка», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса и гуси», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок»

Литература:
1. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
2. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
4. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
5. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
6. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

КАЛИНИНГРАД 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Русские народные сказки» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. Москва Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских ска...

Конспект НОД по Развитию речи во второй младшей группе "Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Задачи:• Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.• Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.• Развивать внимание, память, воображение, отчетли...

Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.

Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...