Речевое развитие воспитанников в условиях ФГОС ДО
материал на тему
Данная публикация освещает основные пути формирования и развития речи в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.rechevoe_razvitie_vospitannikov_v_usloviyah_fgos_do.docx | 20.77 КБ |
rechevoe_razvitie_po_fgos_-_kopiya.pptx | 212.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
«Речевое развитие воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила:
Белова Т.В.,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Тюльган, 2018г.
Слайд 2
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:
- резкое ухудшение здоровья детей;
- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;
- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;
- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.
Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте, в ФГОС ДО речевое развитие не случайно выделено в отдельную образовательную область.
Слайд 3
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Содержание ОО «Речевое развитие» по ФГОС ДО:
- Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
- Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
- Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
- Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 4
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Слайд 5
Средства развития речи:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи;
- художественная литература;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам программы.
Слайд 6
Основные направления работы по развитию речи детей:
- Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
- Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.
Слайды 7, 8, 9 (фильмы)
Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.
Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
- речь педагога;
- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Центральным моментом развития монологической речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.
Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Слайд 10
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Слайд 11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал. Саади
Задачи речевого развития по ФГОС ФГОС ДО, 2 раздел 2.6 Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Целевые ориентиры
Средства развития речи общение взрослых и детей общение взрослых и детей обучение родной речи художественная литература изобразительное искусство, музыка, театр занятия по другим разделам программы
Основные направления работы по развитию речи детей: Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование. Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание). Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.
Весь период речевого развития от года до шести лет считается сензитивным , то есть особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...
Организация деятельности воспитателя в образовательной области «Речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО
консультация для воспитателей по внедрению ФГОС в образовательную область "Речевое развитие"...
«Развитие речевой деятельности в условиях ФГОС ДО»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения ...
Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...
Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС
Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является при...
Приказ № 651 "Особенности речевого развития родного языка в условиях ФГОС в ОО, ДОУ"
quot;Мастер - класс" "Степная красавица из бросового материала"Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.Назначение...
Консультация для воспитателей "Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС"
Консультация для воспитателей«Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»Подготовил Воспитатель Шапошникова НАГоворить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы и...