Игры - эксперементы для дошкольников (мастер - класс)
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Елецких Ольга Александровна

Мастер - класс для педагогов "Игры - эксперементы для дошкольников" на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyti_i_eksperementy.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-эксперименты для дошкольников.

(мастер-класс)

Цель: способствовать повышению компетенции педагогов и родителей

в создании условий для развития творческой активности ребенка. Научить

взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского

характера.

Структура:

1.Введение и мотивация.

2. активизация органов чувств к исследовательской деятельности

(мандарин).

3. Опыты с магнитами.

4. Игры-эксперименты с водой.

5. «Пирамида знаний»- итог.

В мастер-классе использована игровая технология и проблемное

обучение, а так же продуктивная деятельность.

Оборудование:

- трубочки для коктейля на каждого

- стакан с водой на каждого

- два пустых стакана

- карандаши на каждого

- скрепки, резиновые игрушки, булавки, гвозди, пуговицы, монеты на

каждом столе

- воздушные шары на каждого

- цветы лотоса на каждого

- два таза с водой

- 2 панно лилия в пруду

- бумажные кораблики на каждого

- магниты на каждого

- иголки на каждого

Проведение:

- Здравствуйте. Я рада вас видеть, и мы начинаем наш мастер-класс.

Тема нашей встречи «Игры - эксперименты для дошкольников», она выбрана

не случайно, потому что дети по своей природе исследователи.

Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка,

он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное

состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками

в аквариуме; изучать поведение синички за окном; разбирать игрушки,

изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний

происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?».

Именно в ходе поисково-исследовательской деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании. Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины луж и наблюдение бензиновых пятен на луже, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно. Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники. По моим наблюдениям, знания, полученные в ходе эксперимента, опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный подъем.

Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, какие звуки он издает, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.

Я предлагаю вам самим в этом убедиться. Пример с мандарином.

- Что это?

- Какой он по форме?

- Потрогайте его, какой он на ощупь? Гладкий, шершавый?

- Какого он цвета?

- Может ли мандарин звучать?

- Попробуйте на вкус, запах. О чем напоминает вам этот запах? (запах

детства, Нового года).

Скоро наступят праздничные каникулы, и часто у взрослых возникает

проблема, чем занять ребенка, как подхватить его любознательность, как ему

помочь познать окружающий мир и радостно провести свободное время.

Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут вам расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.

Предлагаю присесть за столы.

Как можно рассказать о магните и явлении магнетизма.

Что такое магнит? Магниты — это куски железа или стали,

обладающие способностью притягивать металлические предметы.

Какие предметы притягивает магнит?

Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

- Давайте проверим, может ли действовать магнит на

металлические предметы через другие материалы?

Опыт №1. Мы — фокусники

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с

водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока

не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко

достать, не замочив рук. Почему это произошло?

Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

– Где человек использует это свойство? Благодаря своей способности

притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и

ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и

прокладывать кабель или держать под рукой инструмент. (прокладывание

под водой нефтепровода – используют магнит).

«Лилия в пруду»

Внимание! Хочу показать вам фокус.

Беру картон и привожу в движение лилию с помощью магнита.

- Как это происходит? Сила магнита, проходя через картон,

притягивает металлическую скрепку, прикрепленную к лилии и приводя

лилию в движение. Попробуйте провести этот эксперимент сами.

- Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует через картон и

бумагу.

- Это свойство магнита использует человек, например, для того, чтобы

прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

- Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на

расстоянии?

Опыт №2. «Магнитная регата»

Возьмите бумажные кораблики, сверху прикрепите мачту из гвоздя и

опустите кораблики в таз с водой. Мы будем управлять кораблями, двигая

магнит над тазом (не касаясь их).

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

- Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует даже на

расстоянии.

- Я недавно вычитала в Интернете, что, благодаря свойству

магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют

в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать

стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно

стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут

перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую

стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который,

вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом,

вещество перемешивается.

- Я показала вам несколько опытов, которые помогут изучить с детьми

свойства магнита. Есть и другие эксперименты, позволяющие изучить

свойства воздуха, дерева, железа, воды, бумаги.

А сейчас мы с вами поучимся и поиграем в игры - эксперименты с

водой.

«Цветы лотоса»

- Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз

с водой. Я вам приготовила из цветной бумаги цветы, и вы с помощью

карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите

цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).

- Почему это происходит? (бумага намокла и стала тяжелее).

«Без помощи рук»

- Возьмите воздушный шарик и стакан на четверть наполненный водой.

Попробуйте перенести стакан с водой к другому краюстола, не дотрагиваясь до него

руками.

- Как это удалось сделать? (Вложили шарик в стакан и надули его так,

чтобы он плотно прилегал к внутренним стенкам стакана. Зажали отверстие

шарика, чтобы из него не выходил воздух, и перенесли его в другоеместо).

Соломинка-пипетка

- Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь

стакана руками?

Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля,

стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине

стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для

коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку

сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки - вода

вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем

перенести всю воду из одного стакана в другой.

- А сейчас предлагаю провести соревнование

«Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку вы начинаете наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны

закончить.

- Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает

пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Все эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны. Мы сегодня с

вами научились, не только тому, чем и как занять ребенка дома, но и как

развивать его любознательность, стремление к маленьким «открытиям».

И в завершении я хочу попросить вас собрать «Пирамиды знаний», стоящие у меня на столе, а ваши ответы будут кольцами пирамиды. Одну пирамиду соберет первый стол (воспитатели), а другую – 2-ой стол (родители) (пирамиды ставлю на столы к родителям и воспитателям). Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах стоит корзина с кольцами. Одно кольцо – один ответ. Например: Я сегодня научилась проводить мастер-класс.

Вопрос для первого стола (воспитателей).

- Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?» (игры-эксперименты развивают наблюдательность, любознательность, мышление, речь, творческие способности, расширяется кругозор ребенка, смекалку).

Вопрос для второго стола (родителей).

- Чему вы научились сегодня? (мы научились познавать окружающий

мир вместе с ребенком, научились занимать детей, играть в интересные

игры, научились делать опыты, объяснять ребенку явления окружающей

действительности в доступной форме).

- Вершины ваших «Пирамид знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил

показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому

мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих

ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если

скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность

показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец

ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках» (нанизываю верхушки).

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные

нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они

останутся нераскрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Мастер-класс

Формирование артикуляционной моторики    Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и...

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...

«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объе...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...