Саморазвитие 2015-2018
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа
по саморазвитию
воспитателя МБДОУ № 4 Соколовой Н. О.
ТЕМА:
« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ИКТ»
Пояснительная записка
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин — «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Актуальность
Компьютерные технологии прочно вошли в жизнь современного ребёнка. Я убедилась в этом, когда дети моей группы всё чаще и чаше стали приходить с планшетами. Бесконтрольное использование гаджетов беспокоило меня и как воспитателя, и как маму. Тогда я решила направить интерес детей в нужное русло. При проведении консультаций с родителями, бесед с детьми, совместно мы выработали определённые правила использования компьютерных технологий в детском саду.
Далее передо мной встала задача наиболее эффективного использования компьютерных технологий для развития познавательных интересов детей. Я решила, что в наше время, в эпоху компьютерной революции с детьми нужно продолжать играть. Пусть они не видят, что их чему-то обучают, но незаметно для себя, в процессе компьютерной игры, считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода занимательные задачи.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Математика по праву занимает очень большое место в процессе общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста, в развитии их познавательных интересов. Арифметическая задача – это простейшая, собственно математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются, и стихийно, хотим мы этого или не хотим, стремятся выразить и осмыслить в числовых понятиях.
Цели и задачи
Цель: внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс; повышение эффективности воспитательно - образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников, посещение МО и РМО по использованию ИКТ в ДОУ
2. Накапливать личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО.
3. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
4. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
5. Систематизировать опыт работы с детьми при решении арифметических задач средствами ИКТ в виде медиотеки.
7. Презентовать отчет по теме профессионального самообразования.
8. Посещение семинаров, конференций по данной теме.
9. Повышение квалификации по теме самообразования в центре онлайн педагогов ЭКСТЕРН.
10.Проведение открытых занятий с детьми с использованием ИКТ для анализа со стороны коллег.
11. Развивать логическое мышление у старших дошкольников посредством ИКТ.
12. Воспитывать у детей самостоятельность, интерес к математическим задачам.
13.Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться.
14.Воспитать интерес к играм.
Этапы изучения темы:
1.Организационно – подготовительный этап
- создать и изучить справочник библиографической литературы по теме самообразования.
-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития ребёнка дошкольного возраста;
2.Основной этап
-изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;
-просветить родителей по вопросам работы по теме самообразования;
-провести входящее диагностическое обследование направленное на выявление актуального уровня познавательного развития;
- внедрить в НОД по познавательному развитию интерактивную игру на решение арифметических задач, основываясь на задачах НОД;
- экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников.
3. Заключительный этап
-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития в решении арифметических задач у дошкольников.
-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;
- сделать выводы по теме самообразования.
Формы и методы реализации
- совместная деятельность (индивидуальная, подгрупповая, групповая);
- игровая деятельность;
- решение проблемных ситуаций, (проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать).
Словесные методы: рассказ, беседы - рассуждения.
Наглядные методы: мультимедийные презентации для детей.
Практические методы: составление и анализ арифметической задачи.
Формы работы по самообразованию на 2015-2018г.
Этапы проекта | Задачи |
1 этап – подготовительный | 1.Изучение литературы по теме самообразования 2. Подбор в программе диагностический инструментарий. 3. Организовать процедуру диагностики развития способности организации действия у воспитанников. |
Результат | 1. Модель совместной деятельности взрослых и детей для развития способности воображения и организации действия. 2.Диагностический инструментарий по освоению способа действий. 3.Результаты первичной диагностики. 4.Формы и методы работы с воспитанниками для развития способности организации действия 5.Механизм работы с родителями. |
2 этап -Основной | 1.Внедрить и апробировать эффективность: -модели совместной деятельности по развитию способности организации действия; -форм и методов работы; - механизма работы с родителями. 2.Проанализировать результаты деятельности и скорректировать дальнейшую работу. |
Результат | 1.Апробирована модель совместной деятельности. 2.Определены эффективные формы и методы работы с воспитанниками по развитию способности действия. 3. Созданы проблемы образовательных ситуаций. 5.Подобраны ситуации для развития способности организации действия в условиях семейного воспитания. 6.Родители участники образовательных проблемных ситуаций. 8. Обогащена предметно – развивающая среда в группах: правила группы, схемы, алгоритмы, модели. 9.Созданны в информационной среде для родителей рубрики «Ребенок и компьютер», физкультминуток для глаз и др. |
3 этап –заключительный | Подведение итогов и осмысление результатов - распространение опыта; - обобщение материалов для представления на итоговой методической конференции образовательного учреждения. |
Результат | 1.Аналитические материалы (сформулированы результаты диагностики, выявлены проблемы, намечены пути.) 2.Обощенные материалы и продукты программы (картотека презентаций, интерактивных игр) |
Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов. На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
Анализ результатов (презентация)
Литература
1.Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
2.И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании», 2013г.
3.Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
5.Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников - «феникс», 2005.
6. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Новая школа,1996.
7.Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
8. Интернет ресурсы.
При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни. Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе. Т. о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как: - Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. - Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. -Овладевший необходимыми умениями и навыками . 8. Слайд
Подробнее: https://www.uchmet.ru/library/material/401993/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников» Период работы над темой: 2015-2018 год
Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников 2015-2018гг....
План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...
План самообразования на 2015-2018, 2018-2019.
План саморазвития и самообразования....
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа
Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...
План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы
Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня Шараповой Маулиды Салихьяновны на 2015-2018, 2018-2023 г.г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня Шараповой Маулиды Салихьяновны на 2015-2018, 2018-2023 г.г....