Программа взаимодействия с семьями воспитанников
рабочая программа на тему
Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:
- Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Возрождение традиций семенного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_semey.docx | 68.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий МБДОУ детского сада №30 г.Павлово __________ Лыгина О.А. |
Программа
взаимодействия с семьями воспитанников
группы «Знайки»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 30 «Дельфиненок» г. Павлово
на 2015 – 2018 г.г.
РАЗРАБОТЧИК:
Сиверскова Н. Б. – воспитатель
г. Павлово
2015г.
Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:
- Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Возрождение традиций семенного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Планируемые результаты сотрудничества МБДОУ с семьями воспитанников:
- Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
Формы взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников
Информационно-аналитические формы | |
Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. | |
Анкетирование | Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка |
Опрос | Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. |
Интервью и беседа | Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что неподвластно изучению другими методами), с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). |
Познавательные формы | |
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. | |
Практикум | Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей |
Лекция | Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания |
Дискуссия | Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление |
Круглый стол | Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого |
Симпозиум | Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы |
Дебаты | Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон |
Педагогический совет с участием родителей | Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей |
Педагогическая лаборатория | Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях |
Родительская конференция | Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность |
Общие родительские собрания | Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей |
Подгрупповые родительские собрания | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи |
Аукцион | Собрание, которое происходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме |
Вечера вопросов и ответов | Позволяют родителям уточнить вои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей |
Родительские вечера | Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок |
Родительские чтения | Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении |
Родительский тренинг | Активная форма взаимодействия с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным |
Педагогическая беседа | Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи |
Семейная гостиная | Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми |
Дни добрых дел | Дни добровольной посильной помощи родителей группе, МБДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с МБДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию |
Неделя открытых дверей | Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности |
Ознакомительные дни | Для родителей, дети которых не посещают МБДОУ |
Эпизодические посещения | Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми. Непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней |
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры | В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение |
Досуговые формы | |
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми | |
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей |
Совместные походы и экскурсии | Укрепляют детско-родительские отношения |
Письменные формы | |
Еженедельные записки | Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в МБДОУ, о его любимых занятиях и другую информацию |
Неформальные записки | Воспитатели посылают с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки выражающие благодарность или содержащие просьбы |
Личные блокноты | Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости |
Письменные отчеты о развитии ребенка | Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов |
Наглядно-информационные формы | |
Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях МБДОУ. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя | |
Информационно-ознакомительные | Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись МБДОУ», выставки детских работ фотовыставки, рекламу в СМИ, информационные проспекты, видеофильмы |
Информационно-просветительские | Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенд; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки |
План взаимодействия с семьями воспитанников
на 2015 – 2016 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Родительское собрание | |||
1. | Основные направления работы на 2015-2016 учебный год | Сентябрь | |
2. | Тематическое собрание «Это должен знать каждый» «Как обеспечить безопасность ребенка в быту и на улице» | Ноябрь | |
3. | Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый стол) на тему «Занимательная математика» | По плану педагогов | |
4. | Итоги работы за 2015-2016 учебный год (анкетирование, результаты диагностики) | Май | |
Консультации | |||
1. | «Развитие математических способностей у дошкольников» | Октябрь | |
2. | «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни» | Ноябрь | |
3. | «Развиваемся, играя» | Декабрь | |
4. | «Воспитание основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста» | Январь | |
5. | «Осторожно, ребенок на улице!» | Февраль | |
6. | Интегрированные занятия в детском саду «В гостях в лесу» | Март | |
7. | «Планируем отдых с ребенком» | Апрель | |
8. | День защиты детей. | Июнь | |
Другие формы работы с родителями | |||
1. | День открытых дверей в ДОУ | Сентябрь Февраль | |
2. | Оформление информационных стендов для родителей | В течение года | |
3. | Посещение семей воспитанников на дому | ||
4. | Семейные спортивные праздники и досуги «В гости в сказку» | ||
5. |
| ||
6. | Фотовыставка «Мой любимый питомец» | ||
7. | Подготовка ДОУ к новому учебному году. | Август | |
Досуги и развлечения | |||
1. | Проведение праздника «День знаний» | По плану музыкального руководителя | Музыкальный руководитель Педагог |
2. | Проведение праздника «Самая любимая бабушка моя» Проведение осенних праздников. | ||
3. | Математический КВН (досуг) | ||
4. | Проведение праздника «День рождения родного садика». Празднование новогодней елки - «Старик Хоттабыч на ёлке у ребят» | ||
5. | Неделя зимних забав и развлечений. | ||
6. | Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества. Спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые» | ||
7. | Утренник, посвященный «8 Марта» - «Зеркальце для мамы» Проведение праздника Масленица. | ||
8. | День здоровья. | ||
9. | Тематические досуги «День Победы - праздник прадедов и дедов» |
План взаимодействия с семьями воспитанников
на 2016 – 2017 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Родительское собрание | |||
1. | Основные направления работы на 2016-2017 учебный год | Сентябрь | |
2. | Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме «Формирование совести» | Ноябрь | |
3. | Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме «Математика в повседневной жизни» | По плану педагогов | |
4. | Итоги работы за 2016-2017 учебный год (анкетирование, результаты диагностики) | Май | |
Консультации | |||
1. | «Математика – это интересно!» | Октябрь | |
2. | «ЗОЖ для всех» «Играем, играем, играем…» | Ноябрь | |
3. | «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста» | Декабрь | |
4. | «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни». | Январь | |
5. | «Осторожно, ребенок на улице!» | Февраль | |
6. | Интегрированные занятия в детском саду «В гостях у Незнайки» | Март | |
7. | «Математика вокруг нас» | Апрель | |
8. | День защиты детей. | Июнь | |
Другие формы работы с родителями | |||
1. | День открытых дверей в ДОУ | Сентябрь Февраль | |
2. | Оформление информационных стендов для родителей | В течение года | |
3. | Посещение семей воспитанников на дому | ||
4. | Семейные спортивные праздники и досуги | ||
5. | Анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности качеством предоставляемых ДОУ образовательных услуг. | ||
6. | Фотовыставка «Наша дружная семья» | ||
7. | Подготовка ДОУ к новому учебному году. | Август | |
Досуги и развлечения | |||
1. | Проведение праздника «В гостях у Знайки» | По плану музыкального руководителя | Музыкальный руководитель Педагог |
2. | Проведение праздника «А ну-ка бабушки, а ну-ка дедушки» Проведение осенних праздников. | ||
3. | Кукольный театр «Инсценировка сказки по выбору детей» | ||
4. | Проведение праздника «День рождения родного города». Празднование новогодних елок. «Ёлка в Простоквашино» | ||
5. | Неделя зимних забав и развлечений. | ||
6. | Праздник «День защитника Отечества». Спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые» | ||
7. | Утренники, посвященные «8 Марта» «Баба Яга на празднике мам» Проведение праздника Масленица. | ||
8. | День здоровья. | ||
9. | Тематические досуги «Этот День Победы» |
План взаимодействия с семьями воспитанников
на 2017 – 2018 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Родительское собрание | |||
1. | Основные направления работы на 2016-2017 учебный год | Сентябрь | |
2. | «Возрастные особенности детей 6 – 7 лет» | Ноябрь | |
3. | Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики». | По плану педагогов | |
4. | Итоги работы за 2017-2018 учебный год (анкетирование, результаты диагностики) | Май | |
Консультации | |||
1. | «Как обеспечить безопасность ребенку в быту и на улице» | Октябрь | |
2. | «ЗОЖ для всех» «Играем, играем, играем…» | Ноябрь | |
3. | «Каникулы! Ребенок один дома» | Декабрь | |
4. | «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни». | Январь | |
5. | «Математика в повседневной жизни ребёнка» | Февраль | |
6. | Интегрированные занятия в детском саду. КВН с математическим уклоном | Март | |
7. | «Планируем отдых с ребенком» «Создание эффективной развивающей среды в домашних условиях» | Апрель | |
8. | День защиты детей. | Июнь | |
Другие формы работы с родителями | |||
1. | День открытых дверей в ДОУ | Сентябрь Февраль | |
2. | Оформление информационных стендов для родителей | В течение года | |
3. | Посещение семей воспитанников на дому | ||
4. | Семейные спортивные праздники и досуги «Страна Спортландия» | ||
5. | Мастер – класс «Дидактическая игра математического содержания своими руками» | ||
6. | Фотовыставка «Наша дружная семья» | ||
7. | Подготовка ДОУ к новому учебному году. | Август | |
Досуги и развлечения | |||
1. | Проведение праздника «День знаний» | По плану музыкального руководителя | Музыкальный руководитель Педагог |
2. | Проведение праздника «А ну-ка бабушки, а ну-ка дедушки» «Самая любимая бабушка моя» Проведение осенних праздников. | ||
3. | Кукольный театр «Инсценировка сказки по выбору детей» | ||
4. | Проведение праздника Праздник ко дню рождения детского сада «Парад звёзд!» Празднование новогодних елок. «Волшебный посох Дедушки Мороза» | ||
5. | Неделя зимних забав и развлечений. | ||
6. | Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества Спортивный праздник «Лучше папы не найти!» | ||
7. | Утренники, посвященные Женскому Дню «Птица счастья для мамы» Проведение праздника Масленица. | ||
8. | День здоровья. | ||
9. | Тематические досуги «День Победы - праздник прадедов и дедов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа взаимодействия с семьями воспитанников на 2014 - 2015 уч. год.
Цель: создание единого образовательного пространства обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников на основе социального...
Программа взаимодействия с семьями воспитанников
Создавть условия для развития.и образования дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
Программа взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы
В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемый результат, план взаимодействия с родителями...
Программа взаимодействия с семьями воспитанников средней группы
В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемые результаты, план работы...
Программа взаимодействия с семьями воспитанников
Программа взаимодействия разработана для работы с родителями детей первой младшей группы с 2 до 3 лет...
Программа взаимодействия с семьями воспитанников средней группы
Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное...
Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Детский сад + семья» МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка» «» принята на педагогическом совете приказ № 366 от 30.08.2018 года.
Методы работы с родителями: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; опора на положительный примерФормы работы с родителями: родительские собрания, конференции, индивидуальные консу...