персонифицированная программа воспитателя
материал (младшая группа) на тему
разработка программы по самообучению воспитателя Тема: «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС до»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashchak_a.v.docx | 46.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района
Челлябинской области
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Выполнила: Пащак Анастасия Вячеславовна,
воспитатель 1 категории
2018г.
Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России - всего лишь 8%. Это, наверное, и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.
Под персонифицированной программой следует понимать, с одной стороны, систему мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны, – стратегический инструмент профессионального образования взрослых, позволяющий активизировать творческую инициативу сотрудников, направить интеллектуальную и духовную энергию человеческих ресурсов на эффективную реализацию миссии образовательного учреждения.
Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.
Одной из форм развития профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является персонифицированная программа повышения квалификации.
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель дошкольного образовательного учреждения ставит перед педагогом, ответственность за предоставление по результатам ожидаемого продукта.
Данная персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических и руководящих работников в сфере образования.
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квалификации через систему методической работы ДОУ.
Срок реализации персонифицированной программы – 3 года.
Тема: «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС до»
В пункте 4.6 ФГОС ДО (целевые ориентиры дошкольного образования) предполагают важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса. Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре. В дошкольном возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей.
Результаты мониторинга профессиональной деятельности
воспитателя
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности воспитателя
Инструкция: для получения данных необходимо проставить оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей в таблицу.
0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога;
1 балл – слабая выраженность показателя;
2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога;
3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.
Таблица № 1
Признаки | Показатели оценивания | Баллы | |
Научная подготовленность | |||
1. Информированность о теоретических основах педагогики и методик развития детей раннего возраста | 1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования. 2.Владение основными закономерностями и принципами педагогики и методик развития детей дошкольного возраста. 3.Оперирование научной терминологией. 4. Ориентация в отборе содержания образования детей дошкольного возраста на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики педагогической науки. | 3 2 2 2 2 | |
2.Информированность о методах дошкольной педагогики и педагогики раннего детства | 1.Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики 2.Понимание сущности методов педагогики дошкольного детства 3.Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми. | 2 2 2 | |
3.Информированность о современных разработках в области педагогики раннего детства | 1.Ориентация в истории научных открытий. 2.Понимание необходимости ее использования в процессе воспитания детей дошкольного возраста 3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании. 4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста | 2 3 2 2 | |
Методическая подготовленность воспитателя ДОУ | |||
1. Знание содержания образования для детей раннего возраста | 1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (формирование базового доверия к миру, становление позитивной «Я-концепции») 2. Понимание целей и задач развития детей дошкольного возраста 3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развития детей дошкольного возраста 4. Определение форм и методов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста | 3 3 2 3 | |
2.Информированность о методах и приемах развития детей раннего возраста. | 1.Понимание адекватности методов и приемов развития детей дошкольного возраста целям и содержанию дошкольного образования. 2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов развития детей дошкольного возраста. 3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп. 4.Ориентация в современных педагогических технологиях в области развития детей дошкольного возраста. | 3 2 2 2 | |
3. Информированность о формах организации образования детей раннего возраста | 1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей. 2.Ориентация в специфике различных форм организации детей дошкольного возраста. 3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе. | 2 2 2 | |
4. Информированность о средствах обучения детей раннего возраста | 1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения для детей дошкольного возраста 2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста | 2 2 | |
3.Понимание необходимости управления развитием познавательных процессов у детей дошкольного возраста и месте педагога в этом процессе | 3 | ||
4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности детей дошкольного возраста | 3 | ||
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе развития детей дошкольного возраста | 2 | ||
6.Владение приемами педагогической техники | 3 | ||
Психологическая подготовленность | |||
1.Информированность о психологических особенностях детей раннего возраста, основных этапах их развития | 1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ. 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития детей дошкольного возраста | 2 3 2 | |
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей раннего возраста | 1.Понимание закономерностей познания. 2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи. 3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах. | 2 2 2 |
Коэффициент профессиональной подготовки достаточный – б.
Оценивание профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
№ п/п | Компетенции | Показатели (индикаторы) оценивания |
1 | Получение воспитателем информации о результатах развития детей раннего возраста на основе результатов педагогической диагностики |
|
2 | Демонстрация воспитателем знаний дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста | Владение основами дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста:
|
3 | Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач инновационной деятельности; ТСО и информационных технологий (компьютерных) в целях воспитания и обучения детей раннего возраста | 1) Решение задач мотивации:
|
4 | Общение, взаимодействие педагога с детьми | 1) В общении с детьми:
2) Педагог, взаимодействуя с детьми 7
|
5 | Демонстрация педагогом современных методов воспитания и обучения | 1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации):
б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности;6 в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов деятельности; 6 г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к деятельности; 7 д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании. 6 2) Предъявление образовательной информации:
б) последовательность изложения материала; 7 в) использование методов развивающего обучения; 6 г) использование современных педагогических технологий; 7 д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации; 7 е) поддержание интереса детей к содержанию информации; 7 ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности, 7 3) Выявление освоенности содержания образования
б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания информации; 7 в) анализ эффективности применяемых методов и приемов; 7 г) анализ результативности образовательного мероприятия; 6 д) установление «обратных связей» (реакция детей); 7 е) Анализ результативности применения инновационных технологий в образовании детей дошкольного возраста; 7 ж) Анализ уровня паритета здоровья и образованности детей дошкольного возраста, 6 |
6 | Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы) | 1) Передача положительного отношения к детям:
б) посредством голосовых интонаций и модуляций; 7 в) тактильным контактом; 7 г) жестами. 7 2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе:
б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; 6 в) использование юмора, шуток; 7 г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности.7 3) Демонстрация тепла и дружелюбия:
б) использование имен детей в теплой, дружественной манере; 7 в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; 7 г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 7 4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки:
б) воспитатель ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно;8 в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям;7 г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях. 7 |
7 | Поддержание организованного поведения | Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности: а)мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; 7 б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; 7 в) поощрение проявления творчества и самостоятельности; 7 г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; 7 д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка. 7 |
Уровень профессиональной компетентности достаточный –
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Первый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно - методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.
Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.
Педагогическая техника сформирована на недопустимом уровне, характеризуется наличием разрозненных сведений об операциональном составе отдельных педагогических действий.
Второй уровень профессионально-педагогической квалификации
Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.
Уровень сформированности педагогической техники недостаточен, характеризуется наличием отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.
Третий уровень профессионально-педагогической квалификации
Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.
Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.
Педагогическая техника сформирована на достаточном уровне, характеризуется наличием сведений об операциональном составе педагогических действий, быстрым накоплением опыта их осуществления в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.
Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.
Педагогическая техника, в условиях выполнения привычных функциональных обязанностей, сформирована на оптимальном уровне. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.
Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.
Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами.
Педагогическая техника сформирована на высоком уровне.
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности | Уровень выраженности | рекомендации |
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации | Обобщение позитивного опыта педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста | |
Профессиональная компетентность педагога групп детей дошкольного возраста, осуществляющего инновационную деятельность | Изучение и овладение инновационными методами развития детей дошкольного возраста | |
Профессиональная теоретическая подготовленность к педагогической деятельности в группах детей дошкольного возраста | Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО) |
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование организации | Образовательная программа | сроки | Подтверждающий документ |
1 | ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» | «Содержание и технологии внедрения ФГОС » | 2013г. | сертификат на 72 часа |
План самообразовательной деятельности воспитателя ДОУ
№ | Срок | Этапы работы | Мероприятия | Сроки |
1 | 2018/2019 уч гг | Организационно- диагностический: Цель: изучение проблемы | Изучение и анализ современного программно-методического обеспечения и методической литературы по теме: «Место и роль игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» | Сентябрь |
Изучение опыта работы педагогов на интернет-сайтах | Октябрь | |||
Разработка плана-схемы проектной деятельности по данной проблеме | Ноябрь - Декабрь | |||
Анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша», «Ваше отношение к играм» | Январь - Февраль | |||
Диагностика уровня развития игровых навыков и умений у детей | Март | |||
Создание в группе условий для игровой деятельности | Апрель – Май | |||
2 | 2019/2020 уч гг | Практический этап Цель: Реализация проектной деятельности по теме: : «Место и роль игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» | Работа с детьми: Сюжетно-ролевые игры «Идем в гости», «У нас порядок»; подвижные игры «Птицы»; дидактические игры «Игрушки», Курочка Ряба», «Что мы делаем»; подвижные игры «Солнечные зайчики», «Кто поймает» | Сентябрь |
Сюжетно-ролевые игры «Наши куклы», «С новосельем», «Перед сном»; дидактические игры «У кого такой же», «Кто на чем ездит?», «Водичка, умой моё личико»; подвижные игры «Догони меня», Зайки» | Октябрь | |||
Сюжетно-ролевые «Мама пришла с работы», «У куклы Вари день рождения»; дидактические игры « Что изменилось?», Найди такую же», «Утешим зайку»; подвижные игры «Прячем мишку», «Звоночек», «Ау! Ау!» | Ноябрь | |||
Сюжетно-ролевые « Чья очередь гулять с Тузиком»; дидактические игры « Утешим зайку», «Проводим уборку», Проведение вечера «Дидактических игр», «Подвижных игр» | Декабрь | |||
Проведения мероприятия «Развлечение с увлечением», Вечер «Пальчиковых игр» | Январь | |||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Работа с родителями: Консультация на тему: "Играем дома", «Полезные игрушки» | Сентябрь | |||
Индивидуальные беседы по личным достижениям ребенка, рекомендации по занятиям с детьми дома | Октябрь | |||
Акция «Пополним играми познавательный центр | Ноябрь | |||
Викторина :Учимся играя» | Декабрь | |||
Наглядная информация «Зимние забавы» | Январь | |||
Папка-передвижка «Вся жизнь насыщенна игрой» | Февраль | |||
Мастер-класс: « Игрушечные истории - игрушка своими руками для игр с детьми» | Март | |||
Апрель | ||||
Май | ||||
Работа с педагогами: Мастер – класс: «Квест, как инновационная модель обучения» | Октябрь | |||
Брейн – ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» | Декабрь | |||
Февраль | ||||
Презентация «Новые подходы к созданию условий для игровой деятельности» | Май | |||
3 | 2020/2011уч гг | Заключительный Цель: Обобщение и распространение передового опыта | Открытые просмотры для педагогов | |
День открытых дверей для родителей | ||||
Презентация на итоговом педсовете опыта работы по теме: «Место и роль игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» | ||||
Размещение опыта работы на личном мини-сайте | ||||
План - проект карьерного роста воспитателя ДОУ
Первый год работы:
1. Реализация перспектив, выдвинутых в квалификационной работе на первую категорию.
2.Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах.
3. Аттестация на первую категорию
Второй год работы:
- Разработка плана–схемы проектной деятельности ОУ (участие в создании инновационной методической продукции), создание условий для его реализации.
- Участие в работе творческой группы по разработке ООП ДОУ.
- Разработка рабочей программы средней группы.
Третий год работы:
- Организация исследовательской работы по направлению: «Место и роль игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО.».
- Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.
- Обобщение и презентация на совете педагогов опыта работы по проблеме «Место и роль игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО.».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квали...
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя ДОУ
Персонифицированная программа повышения квалификации руководителя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст....
Персонифицированная программа воспитателя
Пример персонифицированной программы воспитателя...
Персонифицированная программа воспитателя
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 15 Еманжелинского муниципального районаЧелябинской области Примерная персонифиц...
Персонифицированная программа воспитателя
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогом дошкольног...
Персонифицированная программа воспитателя Бурдиковой Елены
Персонифицированная программа система мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учреждения....
Персонифицированная программа воспитателя Диденко Л.А
Персонифицированная программа воспитателя Диденко Л.А,...