Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Развиваемся, играя"
проект (младшая группа) на тему

Хачёва Наталья Павловна

Данный проект по интеллектуальному развитию младших дошкольников через игру, содержит практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Данный проект по интеллектуальному развитию младших дошкольников через игру, содержит практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. 

Паспорт проекта

Название проекта «Развиваемся, играя».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.

Вид проекта: педагогический, практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: сентябрь октябрь.

Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника. Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

         Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

         Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи проекта:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию детей.
  2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  3. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

  • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
  • Чтение  художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей и педагогов по вопросам интеллектуального развития детей.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • фотоматериал;
  • картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды:

Оформление уголков:

  • познавательного развития,
  • сенсорики,
  • речевого развития,
  • художественно-эстетического развития,

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей через индивидуальные консультации, беседы, мастер-классы, родительские собрания, буклеты.

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап –подготовительный.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование.

2 этап –основной.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов работы над проектом.

План реализации проекта

Подготовительный этап

мероприятия

цель

участники

сроки

1.

Побор материала по теме проекта

Систематизация полученного материала

Воспитатели

1,2неделя сентября

2.

Планирование деятельности по теме проекта

Составление календарного плана работы

Воспитатели

2 неделя сентября

3.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

Ознакомление родителей с проектом

Воспитатели,

родители

3 неделя сентября

Октябрь

Основной этап

Содержание деятельности

Задачи

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

1

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Ожившие игрушки».

3. «У нас порядок».

 

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

 дидактические и развивающие игры.

Сюжетно –ролевая игра

Дети и воспитатели,

родители

2 неделя сентября

2

Познавательное развитие

1. «Волшебная шкатулка».

2. «Во саду ли, в огороде».

3. «Это я и моя семья».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели, родители

3,4 неделя сентября 

3

Речевое развитие

Пальчиковые игры-

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки, стихи

Словесные игры

Развивать связную, диалогическую речь.

Наборы мелких игрушек

Наборы предметных картинок

Сюжетные картинки

Дети и воспитатели

4 неделя сентября

1 неделя октября

4

Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд

Что изменилось

Найди ошибку

Лепка «Бабочка», «Овощи и фрукты»

«Неваляшка»

«Раз грибок, два грибок, вот и полный кузовок»

Аппликация «Помидоры. огурцы», «Грибочки на полянке»

Рисование «Цветы на нашей клумбе»

«Яблоки на дереве»

Реализовывать

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации, развитие творческих навыков и умений.

Оборудование для изодеятельности

Дети и

воспитатель

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Сентябрь, октябрь

Работа с родителями

Проведение

Содержание работы

1

сентябрь

Выступление на родительском собрании «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника»

2

Октябрь

Консультация для родителей: «Значение занимательного материала для развития детей»

3

Октябрь

Буклет «Игры, которые учат»

Литература.

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

8. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Здравствуй, лето"

Лето-пора отдыха. Народная мудрость гласит: «Человек отдыхает не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу». И как бы ни были хороши прочие времена года, лето было и остае...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Наши младшие друзья"

Дошкольный возраст-это яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с такой сферой бытия, как природа.  Животный мир – важная часть наш...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Чудо - овощи"

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Идет зима аукает"

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природ...

Краткосрочный педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «День Победы»

Актуальность проекта: в настоящее время всё меньше времени со стороны родителей уделяется воспитанию духовности и патриотизма, уважению к героям ВОВ, укреплению связей поколений....

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...