Семинар-практикум для педагогов
материал на тему
Семинар практикум направлен на профилактику конфликтных ситуаций в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ»
Цель: создать условия для усвоения участниками алгоритма анализа конфликтов.
Задачи:
- ознакомить участников с теоретическими аспектами прикладной конфликтологии;
- создать условия для анализа конфликтного взаимодействия.
Содержание работы.
Знакомство. Рефлексия ожиданий.
Психолог предлагает участникам представиться и зафиксировать на подготовленных раздаточных бланках свои ожидания и вопросы по предложенной теме.
Затем участникам предлагается закончить фразы: «Конфликт – это плохо, потому что…», «Конфликт – это хорошо, потому что…».
Ведущий резюмирует и обобщает высказывания, после чего переходит к изложению теоретического материала.
2. Теоретическая часть.
1. Уважаемые коллеги!
Жизнь – это непрерывный процесс взаимодействия в общественной, профессиональной и личной сферах, который не может протекать без противоречий. Управление конфликтами и разрешение конфликтных ситуаций является неотьемлемой частью деятельности руководителя и психолога. Согласно статистике, руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Для того, чтобы эффективно управлять конфликтом и грамотно разрешать конфликтные ситуации, необходимы как теоретические знания, так и практические навыки.
В прикладной конфликтологии существует две аксиомы:
1) конфликт не есть нечто плохое и нечто хорошее;
2) прежде чем сделать любой шаг в поле конфликта, необходимо сначала диагностировать, с каким конфликтом мы имеем дело. Прежде чем перейти к описанию типов конфликтных ситуаций, необходимо дать определение конфликта.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия, либо столкновение противоположно направленных тенденций в психике человека.
В любом конфликте можно выделить обязательно присутствующие элементы:
субъекты конфликта (люди, группы)
противоречие между ними (предмет конфликта)
конфликтное поле или конфликтная ситуация.
Для того, чтобы конфликт стал актуальным, к противоречию между субъектами должно присоединиться противодействие.
2. Распознать начало конфликта можно по некоторым признакам, или сигналам. Они следующие:
• напряжение - взаимоотношения отягощаются негативными установками и предвзятым мнением, возникают негативные чувства по отношению друг к другу, ссора готова вспыхнуть от малейшей искры.
• недоразумение - отсутствие взаимопонимания, ложные выводы, недостаточно четкое выражение мыслей, эмоциональная напряженность;
инциденты- любой ничтожный повод или мелочь приводят к ссоре;
• дискомфорт- интуитивное ощущение, что что-то не так;
• кризис - прекращение, разрыв отношений, взаимные обвинения и оскорбления.
Психорисунок «Мое представление конфликта».
Цель: выяснить подсознательное отношение участников к обсуждаемой теме.
Ход упражнения: участникам предлагают нарисовать «конфликт», как они его представляют, после выполнения задания участники по очереди рассказывают, что нарисовано и что значит этот рисунок.
Рисунки сгруппировывают по определенным смысловым группам (деструктивные, конструктивные, эмоциональные, деловые, внутренние, внешние конфликты).
Упражнение “Руки”
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).
Обсуждение:
что вы чувствовали?
как вы себя чувствуете?
какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?
Конфликты бывают:
Межгрупповые
Межличностные
Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)
Между личностью и группой.
Работа по группам.
Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.
Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.
Конструктивные стороны конфликта:
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Психолог: Сейчас мы снова прибегнем к силе воображения, потому что воображение является наибольшей силой в плане изменения человека.
Упражнение «Музей обидных воспоминаний»
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им:
«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»
И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.
Психолог: Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество. Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и материального удовлетворения от педагогического труда.
В их число входят:
- непосредственная технологическая взаимосвязь педагогических работников и вспомогательного персонала, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, помощник воспитателя некачественно выполняет свои функциональные обязанности и это может сказаться на соблюдении режимных моментов в группе ДОУ);
- перенос проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так, нехватка оборудования, дидактических пособий и т. д. может привести к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);
- невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководство – подчинение» (например, заведующий не обеспечивает надлежащих условий для успешной деятельности подчиненных или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя), (неудовлетворительное описание служебных функций персонала, когда складывается превратное представление об обязанностях и ответственности различных членов коллектива)
Типы конфликтов в детском саду.
Для того чтобы правильно определить причину возникшей неприятной ситуации (а значит, и наметить пути ее разрешения), необходимо определить социально-психологический тип конфликта. Выделяют следующие типы конфликтов в ДОУ:
- представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);
- возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);
- порожденные поведением педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины);
сугубо личные конфликты между работниками и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом, симпатия-антипатия.
Психолог: В коллективе работают совершенно разные люди. Скажите, чем мы все отличаемся?
Упражнение «Все мы разные»
Психолог: Вы назвали самые разные отличия. У каждого из нас свой характер, свои особенности, взгляды, интересы, ценности. И, тем не менее, нас объединяют единые педагогические задачи, эффективность и качество решения которых зависит во многом от того, насколько будет едина и дружна наша педагогическая команда, каким будет психологический климат в нашем образовательном учреждении.
- Какие, на ваш взгляд, существуют наиболее эффективные способы профилактики конфликтов в педагогическом коллективе? (создание благоприятной атмосферы, хорошего эмоционально-психологического климата, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении, не доводить ситуацию до конфликта, а предупреждать его возникновение).
- Назовите объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.
Психолог. Ну, и закончить свое выступление мне хотелось бы притчей «О храме с тысячью зеркал».
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....