Кружок "Волшебная клеточка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Целью кружка является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
o Развитие мелкой моторики руки ребенка.
o Развитие слухового внимания.
o Развитие графического воспроизведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_starshey_gruppe.docx | 72.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Килемарский детский сад «Теремок»
Принято: На заседании педсовета МБДОУ «Теремок» Протокол №_____от_____2017 г | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Теремок» ______________Ширяева А.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА»
( старшая группа)
Руководитель: Яндукина Г.А
Килемары, 2018
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев."
В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников
Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Разработка рабочей программы «Волшебная клеточка» обусловлена:
В соответствии с требованиям ФГОС
• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
• Положение о кружковой работе
• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Проблема. Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован
Направленность программы: социально – педагогическая.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Весёлая клеточка".
Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
o Развитие мелкой моторики руки ребенка.
o Развитие слухового внимания.
o Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие:
o Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
o Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения
o Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки
Развивающие:
o Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации;
o Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции.
o Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Воспитательная:
o Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости;
o Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш)
Ожидаемые результаты:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на плоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Возрастные особенности особенности детей 5 – 6 лет.
Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор
Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Структура занятий :
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, письмо по контуру.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю- четверг в 15.30 мин, продолжительностью 25 мин.
Оптимальное количество детей в группе – 10 человек.
Состав группы – одновозрастной 5-6 лет.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
месяц | кол-во в неделю | кол-во в месяц |
Сентябрь | 1 | 2 |
Октябрь | 1 | 4 |
Ноябрь | 1 | 5 |
Декабрь | 1 | 4 |
Январь | 1 | 4 |
Февраль | 1 | 4 |
Март | 1 | 4 |
Апрель | 1 | 4 |
Май | 1 | 3 |
Итого в год | 34 занятия |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА НА 2018-2019 г
№ | Тема | Содержание | Оборудование | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Грибы | 1.Пальчиковая гимнастика «Грибы» 2.Выкладывание из счетных палочек «Гриб» 3.Графомоторика «Дорожки» 4. Самомассаж карандашом 5.Знакомимся с тетрадью 6.Обведи по точкам «Гриб» и раскрась шляпку | -Счетные палочки - шаблоны графомоторных дорожек - тетради в клетку - простой карандаш | |
2. | Детский сад | 1.Пальчиковая гимнастика «Детский сад» 2.Выкладывание из сч.палочек «Качели» 3.Самомассаж шишками 4.Обведи по точкам «Качели», «Лестница | -Счетные палочки - тетради в клетку - шариковая ручка - шишки | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Домашние животные | 1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались» 2.Игра «Найди отличия» (два кота) 3.Проведи линию (раздаточный лист) 4 Отгадай загадку 5.Обведи кошку по точкам и дорисуй по образцу | - Две картинки с котами для игры - раздаточный лист для задания - игрушка кошки - тетрадь - шариковая ручка | |
2 | Деревья | 1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка» 2.Выложи из сч.палочек «Ёлочка» 3.Работа в тетради «Обведи елочку, не отрывая карандаш от бумаги» 4.Физкультминутка 5. Пластилинография «Листок» | - Счетные палочки - раздаточный лист -шариковая ручка -Шаблон на картоне кленового листика - Пластилин | |
3 | Транспорт | 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Выложи из сч.палочек «Лодка». «Самолёт» 3.Обведи и раскрась лодочку 4.Самомассаж карандашом 5. Раскрась самолет и протыкание контура зубочисткой (разд.лист) | - Счетные палочки -раздаточный лист - простой карандаш - цветные карандаши - Раздаточный лист с изображением самолёта, зубочистка | |
4 | Овощи и фрукты | 1.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» 2.Игра «Какое варенье» 3.Выкладывание из сч.палочек «Банка для варенья» 4.Обведи по точкам овощи и фрукты 5.Игра с массажным мячиком | - Счетные палочки - Картинки ягод - раздаточный лист - шариковая ручка - массажные мячики | |
НОЯБРЬ | ||||
1 | Осень | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» 2.Упражнение с фасолью «Выложи по контуру «Листья» 3.Знакомство с тетрадью, правилами письма 3.Работа в тетради - Рисование горизонтальных линий «Дождь идет» | -фасоль -раздаточный лист- контур листика березы -тетрадь, ручка | |
2. | Гостеприимство, этикет | 1.Пальчиковая гимнастика «Дружба» 2.Зрительный диктант «Стул» с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради- продолжить знакомство с тетрадью (обложка,страницы, правая и левая сторона страницы, середина, верх страницы, клетки) - «Обведём клеточку» | -.счетные палочки - образец стула для зр.диктанта -тетрадь, ручка | |
3. | Профессии | 1.Пальчиковая гимнастика «Профессии» 2.Зрительный диктант «Дом» с использованием счетных палочек 3. Работа в тетради «Дождик длинный и короткий»- рисование по клеточкам коротких (1 клетка) и длинных (2 клетки) верт.линий | -.счетные палочки - образец дома для зр.диктанта -тетрадь, ручка | |
4. | Игрушки | 1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» 2. Зрительный диктант «Грузовик» с использованием счетных палочек 3.Самомассаж массажными мячиками 4.Работа в тетради- обвести по точкам игрушки и раскрасить | -.счетные палочки - образец грузовика для зр.диктанта - массажные мячики -тетрадь, простой карандаш, цвет.карандаши | |
5. | День матери | 1. Пальчиковая гимнастика «Помогаем маме» 2.Выкладывание из фасоли «Цветок для мамы»- зрительный диктант 3.Работа в тетради- «Раскрась фигуры»- слуховой диктант | -.счетные палочки - образец цветка для зр.диктанта -тетрадь, цветные карандаши | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | Зима | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» 2.Работа в тетради «Проведи линию посредине дорожки» 3.Лепка из пластилина дорожки и выкладывание фасоли- Игра «Следы на дорожке» | -тетрадь, простой карандаш -пластилин, дощечка, картон, фасоль белая и коричневая -образцы дорожек из фасоли | |
2. | Обувь | 1. Пальчиковая гимнастика «Обувь» 2. . Зрительный диктант «Сапожок» с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради- расставь значки в соответствии с образцом | -счетные палочки - образец сапога для зр.диктанта -тетрадь с заданием, ручка | |
3. | Мебель | 1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» 2. Зрительный диктант «Стол и стул»» с использованием счетных палочек 3.Самомассаж карандашом «Утюжок», «Добывание огня» 4.Работа в тетради- рисование по клеточкам «Табуреточка» | - счетные палочки -образец стола и стула для зрит.диктанта -простой карандаш -тетрадь, ручка | |
4. | Новый Год | 1. Пальчиковая гимнастика «Новый год» 2.Выкладывание из фасоли «Елочка» 3.Работа в тетради- рисование по клеточкам «Елочки» | -фасоль -образец елочки для выкладывания -тетрадь, ручка | |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Рождество | 1. Пальчиковая гимнастика «Рождество» 2. Зрительный диктант «Елочка» с использованием счетных палочек 3.Самомассаж шишками 4.Работа в тетради- обведи по точкам не отрывая карандаша – «Елочки и сугробы» | - счетные палочки - образей елочки для зрит.диктанта -шишки -тетрадь с заданием, ручка | |
2 | Дом | 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» 2.Выкладывание дорожек к домикам 3.Работа в тетради- обведи по точкам и раскрась- «Дом с забором» | -фасоль, горох, макароны - образцы дорожек на карточках - тетрадь с заданием, простой карандаш, цвет.карандаши | |
3. | Строители | 1. Пальчиковая гимнастика «Строители» 2. Зрительный диктант «Дом» , «Окно»с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради- рисование квадрата в две клетки | - счетные палочки - образцы для зрит.диктанта - тетрадь, ручка | |
4. | Рыбы | 1. Пальчиковая гимнастика «Рыбы» 2. Зрительный диктант «Рыбка»с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради- штриховка рыбки | - счетные палочки - образец рыбки для зрит.диктанта - тетрадь с заданием, простой карандаш | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Посуда | 1. Пальчиковая гимнастика «Посуда» 2.Выкладывание из фасоли «Посуда» 3.Работа в тетради- штриховка в заданном направлении «Посуда» | - фасоль - образец для выкладывания посуды по контуру - тетрадь, простой карандаш | |
2. | Наше тело | 1. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» 2. Зрительный диктант «Очки» с использованием счетных палочек 3.Гимнастика для глаз 4. Работа в тетради- продолжи рисовать по клеточкам «Треугольники» | Счетные палочки - образец для зрит.диктанта - тетрадь, ручка | |
3. | День Защитника Отечества | 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы» 2. Зрительный диктант «Танк», «Флажок»с использованием счетных палочек 3.Гимнастика для глаз 4.Работа в тетради- нарисуй узор из горизонтальных и вертикальных линий (в одну клетку) | - счетные палочки - образцы для зрит.диктанта -тетрадь, ручка | |
4. | Весна | 1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник» 2.Рисование по точкам и раскрашивание- «Подснежник» 3. Работа в тетради- «Продолжи узор»- рисование вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий | - раздаточный лист с подснежником, простой карандаш, цветные карандаши - тетрадь, ручка | |
МАРТ | ||||
1. | 8 марта | 1. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал» 2. Зрительный диктант «Сердце»с использованием счетных палочек 3.Упражнение на мышление «Покажи флажок у которого в середине квадрат, справа круг, слева- треугольник 4.Работа в тетради- обведи дорожку, не отрывая карандаша | - счетные палочки - образец для зрит.диктанта - карточка с флажками для упражнения на развитие мышления - тетрадь, ручка | |
2. | Дикие животные | 1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка» 2. Зрительный диктант «Ежик» с использованием счетных палочек 3.Пальчиковая гимнастика «Колечки» 4.Рисование в тетради- «Колечки разноцветные»- рисовать по точкам | - счетные палочки - образец ежика для зрит. Диктанта - тетрадь, цветные карандаши | |
3. | Птицы | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» 2.Обведи по контуру и раскрась- «Цыпленок» 3.Работа в тетради- штриховка «Ягоды для птиц» | - раздаточный лист «Цыпленок» - тетрадь с заданием, простой карандаш | |
4. | Цветы | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветы» 2. Работа в тетради- Обведи по контуру и раскрась «Цветок» 3. Аппликация из салфеток «Одуванчик | - тетрадь с заданием, простой карандаш, цветные карандаши - желтые салфетки, лист картона с нарисованным стебельком, клей | |
АПРЕЛЬ | ||||
1. | Здоровье | 1. Пальчиковая гимнастика «Пять и пять пошли гулять» 2.Самомассаж массажными мячиками 3. Зрительный диктант «Штанга» с использованием счетных палочек 4.Работа в тетради «Маленький и большой квадрат» | - счетные палочки - образец для зрит.диктанта - тетрадь, ручка | |
2 | Космос | 1. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5- в космос полетел отряд» 2. Зрительный диктант «Ракета» с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради- штриховка «Звездочка» | - счетные палочки - образец для зрит.диктанта - тетрадь, простой карандаш | |
3. | Комнатные растения | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2. Зрительный диктант «Горшок с цветком»с использованием счетных палочек 3.Самомассаж карандашом 4.Работа в тетради- обведи не отрывая карандаш от бумаги «Цветок» | - счетные палочки - простой карандаш - тетрадь, ручка | |
4 | Моя страна | 1. Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина» 2.Дорисуй картинку по точкам и раскрась 3.Гимнастика для глаз «Буратино» 4. Работа в тетради- Продолжи узор | - тетрадь с заданиями, простой карандаш, ручка, цветные карандаши | |
МАЙ | ||||
1. | Насекомые | 1. Пальчиковая гимнастика «Жук» 2. Загадка о жуке 3. Зрительный диктант «Жук» с использованием счетных палочек 4.Гимнастика для глаз «Стрекоза» 5.Работа в тетради- Продолжи дорожку» | - счетные палочки - образец для зрит.диктанта - тетрадь, ручка | |
2. | День Победы | 1. Пальчиковая гимнастика «День Победы» 2. Зрительный диктант «Танк» с использованием счетных палочек. 3.Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть» 4.Работа в тетради- графический диктант «Змейка» | - счетные палочки - образец для зрит.диктанта - тетрадь, ручка | |
3 | Семья | 1. Пальчиковая гимнастика «Семья» 2. Зрительный диктант «Построим из 5 палочек два треугольника »с использованием счетных палочек 3.Самомассаж карандашом 4.Работа в тетради- графический диктант «Зигзак» | - Счетные палочки - тетрадь, ручка, простой карандаш | |
4 | Итоговое занятие | 1 Диагностика развития мелкой моторики детей | Тетради, ручки, цветные карандаши, образец для зрит.диктанта |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
№ | Ф.И ребёнка | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | |||||||||||||||||||||||||||||
Числа месяца | 13.09 | 20.09 | 27.09 | 04. 10 | 11.10 | 18.10 | 25.10 | 01.11 | 08.11 | 15.11 | 22.11 | 29. 11 | 06.12 | 13.12 | 20.12 | 27. 12 | 10. 01 | 17.01 | 24. 01 | 31.01 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Ф.И.ребёнка | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||
Числа месяца | 07. 02 | 14. 02 | 21. 02 | 28. 02 | 07. 03 | 14. 03 | 21. 03 | 28. 03 | 04.04 | 11.04 | 18.04 | 25.04 | 16. 05 | 23.05 | 30.05 | ||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Клеточка за клеточкой"
План кружковой работы в старшей группе...
Чемпионат по играм в клеточку "Веселая клеточка" (совместное занятие родителей и детей)
Совместное занятие родителей и детей "Веселая клеточка" (чемпионат по играм в клеточку)...
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...
Мастер-класс для педагогов "Дидактическое пособие КЛЕТОЧКА ЗА КЛЕТОЧКОЙ"
Графический диктант – как средство формирования предпосылок овладения навыком письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правил...
Клеточка за клеточкой
Оброзовательная программа...
Программа дополнительного образования графический диктант "Клеточка за клеточкой" для детей 6-7 лет.
Программа дополнительного образования графический диктант"Клеточка за клеточкой"для детей 6-7 лет...
"Клеточка за клеточкой"
Программа Доп подготовительная группа...