Индивидуальный план самообразования на 2018-2023 уч.годы
материал на тему
Методическая тема: «Стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста средствами сенсорных игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования по теме речевое развитие | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 401 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Индивидуальный план по самообразованию
воспитателя первой квалификационной категории Афанасьевой Светланы Михайловны
на 2018 – 2023 учебные годы
Методическая тема: «Стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста средствами сенсорных игр»
Актуальность: Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Тема моего самообразования, которую я обозначила для себя – «Стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста средствами сенсорных игр». Тема выбрана мной не случайно. Динамический анализ практической ситуации за последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Считаю, что данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством речи, её грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Сенсорные игры, как и любая дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится им в жизни. Поэтому именно с помощью сенсорных игр я и решила развивать связную речь детей.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу симуляции речевого развития детей дошкольного возраста через сенсорные (дидактические) игры; формировать умения последовательно и грамотно излагать свои мысли, развивать связную, выразительную речь детей
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи;
- Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Формировать грамматический, лексический строй речи;
- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- Пополнять словарный запас детей за счет сенсорных игр;
- Развивать мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества проводимой с детьми работы по речевому развитию; рост профессионального мастерства, обобщение опыта работы
- В процессе сенсорных игр у детей развивается речь, внимание, память, мышление, интеллектуальное развитие, мелкая моторика.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической научно-педагогической, психологической литературы по вопросам «речевое развитие детей дошкольного возраста через сенсорные (дидактические) игры».
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
3. Разработка картотеки сенсорных (дидактических) игр по стимуляции речевого развития детей дошкольного возраста.
4. Формирование опыта по методической теме. Внедрение в практику.
5. Представление опыта работы по методической теме.
Литература по теме:
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
7. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
9. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
10.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
11. Ушакова О. С.: «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» М., ТЦ сфера 2007
12. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. - М.: 2010г.
13. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
14. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2018 /2019 учебный год
месяц | Форма работы самореализации | С детьми | С родителями |
сентябрь | Изучить литературу по данной теме Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Работа с методической литературой. Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» | Мониторинг по образовательной области “Развитие речи” Проведение НОД и режимных моментов Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Родительское собрание |
октябрь | Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников» | Беседа с детьми «Моя любимая игра» Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми. | Консультация для родителей “Роль игры в развитие речи дошкольников». Анкетирование «Игра в развитии речи вашего ребенка» |
ноябрь | Составление памяток для родителей по данной теме. Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей | Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми. Проведение досуга детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми. | Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников» Родительское собрание |
декабрь | Изучение литературы Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» М., ТЦ сфера 2007 Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | Проведение речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я - Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». | Папка передвижка «Как разнообразить игровую деятельность» |
январь | Подготовка игры для детей своими руками | Совместные дидактические игры по лексическим темам Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» | Консультация «Значение дидактической игры в развитии речи ребёнка», «Роль игры в развитии речи ребенка», |
февраль | Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. | Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми. | Советы родителям «Дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников» |
март | Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников» | Совместные дидактические игры по лексическим темам | Памятка для родителей «Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста». |
апрель | Оформление фотовыставки «Вот как я играю в детском саду» | Развлечение в форме экологической игры «Путешествие в весенний лес» | Круглый стол “Поиграем вместе” |
май | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Развитие речи» Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. | Совместные дидактические игры по лексическим темам Показ непосредственной образовательной деятельности с использованием дидактических игр по развитию речи. | Родительское собрание Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. |
Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Знакомиться с новыми авторскими программами по речевому развитию дошкольников средствами сенсорных (дидактических) игр и упражнений.
3. Изучать новинки учебной и научно-методической литературы по речевому развитию дошкольников.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работе РМО, в научно-практических конференциях, в конкурсах, семинарах.
6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.
Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
Методическое направление:
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Проектировать персональный сайт.
3. Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. | Сентябрь-октябрь |
4. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | В течение года |
5. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
6. | Открытое занятие для педагогов ДОУ | Октябрь |
7. | Изучение научно-методической литературы по теме | Ноябрь |
8. | Консультация для педагогов ДОУ «Стимуляция речевого развития дошкольника средствами сенсорных игр» | Декабрь |
9. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей по речевому развитию» | Январь |
10. | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» | Февраль |
11. | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года |
12. | Открытое занятие по речевому развитию для родителей. | Март |
13. | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. | Апрель-май |
14. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучение научно-методической литературы по теме | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. | Апрель-май |
13. | Курсы повышения квалификации воспитателей. | Май-июнь |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучение научно-методической литературы по теме | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. | Апрель-май |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения | декабрь |
3. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | В течение года |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
5. | Семинар – практикум на тему: «Развиваем речь детей средствами сенсорных (дидактических) игр». | Декабрь |
6. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь - декабрь |
7. | Изучение научно-методической литературы по теме | В течение года |
8. | Знакомство с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март |
10. | Разработка пособия сенсорных (дидактических) игр по речевому развитию. | В течение года |
Участие в педагогических конкурсах. Подготовка материала к публикации в печатных изданиях | В течение года | |
11. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МАДОУ | По плану образовательного учреждения |
12. | Выступление на педагогическом совете по теме самообразования (из опыта работы): «Стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста средствами сенсорных игр» | По плану образовательного учреждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2018-2023 уч.года
План самообразования...
План самообразования на 2018-2023 уч.года
План по самообразованию...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа.Цель: Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культур...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Актуальность темы С самого рождения ребенок являет...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Тема самообразования: «Использование музыкальных дидактических игр в развитии языковой культуры дошкольника».Цель: повышение развития интереса у дошкольников к татарскому языку, закреплени...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Моя методическая тема" Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План самообразования на 2018-2023 годы
План самообразования на 2018-2023 годы...