Занятие «Азбука природолюбия»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 18 «РЯБИНКА»
Открытое занятие для педагогов
ОО «Социально коммуникативное развитие»
Тема: «Азбука природолюбия»
в подготовительной группе № 11
«Облачко»
Подготовила
воспитатель: Кириллова С.Ю.
Южноуральск 2018 г.
Занятие «Азбука природолюбия»
Цель: развитие экологической грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию у обучающихся знаний о природе, её закономерностях;
- формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.
Развивающие:
- способствовать развитию экологической этики обучающихся, этики ответственности их в отношении с природой, мышления, внимания.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- формировать гражданскую позицию «Земля – это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять».
Оборудование: аудиозапись лесных звуков; кружочки 2-х цветов (красные, зеленые); разрезанные карточки с правилами поведения в природе; знаки правил; презентация.
План:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Основная часть.
- Подведение итогов.
Ход урока
Вступительное слово:
- Быть частичкой природы – это прекрасно! Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки... Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. Сегодня мы с вами собрались на необычное занятие, где поговорим о красе и проблемах, появившихся в природе.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
- Сегодня мы с вами отправляемся в экологическое путешествие?
Как вы думаете, что такое экология?
- Давайте с вами поиграем в «Азбуку экологии». Я буду кидать мячик и у кого он, оказывается, будет называть слово, которое у него ассоциируется с экологией.
Варианты ответов детей:
Климат, лес, природа, животные, растения, наука, Гринпис, защита природы, вода, воздух, мир, дом и т.д.
(Звучит музыка, появляются эколята)
- К нам в гости пришли эколята. Вы знаете, кто они?
Эколята – это дети, которые берегут и защищают природу, им свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Эколята рассказывают о себе.
Проходите, вместе с нами отправимся в экологическое путешествие.
Основная часть: (слайд 2)
- Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом. А занимается его изучением наука экология. Экология - наука о связях живых существ и среды обитания.
Экология изучает, как растение связано с воздухом, с животными, человеком (слайд 3).
Экология изучает, как животные связаны с воздухом, водой, с другими животными, с растениями и человеком (слайд 4).
Экология изучает и то, как человек связан с окружающей нас природой (слайд 5).
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы. Мы с вами тоже маленькие экологи и должны знать, что растет и водится в нашем большом доме.
- Давайте для начала проверим, как вы знаете народные приметы о погоде. По поведению животных и растений можно предсказать погоду.
Приметы.
Игра «Погода в доме эколят»
У вас в руках зеленые и красные карточки. Если в доме плохая погода, то поднимайте красную карточку, если хорошая, то зеленую.
- Рыба не клюет – она сыта. Б)
- Ласточки и стрижи летают высоко. A)
- Птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли. Б)
- Божья коровка, взятая на руку быстро, слетает. A)
- Раскрыты цветы кувшинки. A)
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. Б)
- Поздно вечером сильно трещат кузнечики. A)
- Паук усиленно плетет паутину. A)
- Пчелы сидят в улье и громко гудят. Б)
10. Голуби разворковались. A)
ОТВЕТ: А - хорошая погода, Б - плохая погода
A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; Б) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
- А теперь совершим прогулку в лес, где живут наши друзья – эколята. Лес хранит много загадок. Давайте их отгадаем. Отправляемся в мир растений.
Игра «Эколята в мире растений»
1) Расту в оврагах, на лугу,
Если тронешь - обожгу.
Горда, неприхотлива
Зелёная (Крапива.)
2) Что, скажите, за растение
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух. Как зовут его? …
Правильный ответ: (слайд 7) лопух.
3) Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
Правильный ответ: (слайд 8) чистотел.
4) У красавицы иголки,
И длинны, и очень колки,
Дух смолистый всем полезен,
Прогоняет он болезни.
Правильный ответ: (слайд 9) сосна.
5) Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Что это за дерево?
Правильный ответ: (слайд 10) береза.
6) Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить.
Правильный ответ: (слайд 11) шиповник.
Игра «Животный мир или по- другому называется Фауна»
1.Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
И в бассейне зоопарка
Зверю северному жарко. (Морж) (слайд 12)
2.Лошадь как лошадь,
Но только в полоску.
Видел когда-нибудь
Лошадь-матроску? (Зебра) (слайд 13)
3. Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышь) (слайд 14)
4. Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц) (слайд 15)
5. Осенью клином стремится,
На юг перелётная птица. (Журавль) (слайд 16)
6. Эх, забавная гармошка,
По листочку все ползет,
Выбирает там местечки,
И грызет, грызет, грызет! (Гусеница) (слайд 17)
7. Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок) (слайд 18)
8. Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове) (слайд 19)
9. Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась … (Муха) (слайд 20)
10. Там в небе высоко, где облака
Широкие он крылья распростёр.
Высматривал добычу свысока
Большой и сильный птичий царь (Орел) (слайд 21)
11.Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь) (слайд 22)
12. Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк) (слайд 23)
13. Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравьи) (слайд 24)
Игра «Сложи картинку»
(Растения дерево берёза, животное морж)
- А теперь узнайте, чей это голос из живой природы (слушаем запись голосов животных, угадываем)
Игра «Чей это голосок».
- Мы с вами еще раз убедились, сколько обитателей в нашем большом доме под названием планета Земля. И чтобы сохранить все это разнообразие, мы с вами должны помнить о правилах поведения в живой природе и соблюдать их.
Я вам сейчас раздам разрезанные на 2 части правила поведения в природе, а вы попробуете соединить их.
Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части.
Задача – найти продолжение предложения)
Не ломай / ветки деревьев и кустарников.
Не рви / в природе цветков.
Не лови / бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не убивай / лягушек и жаб.
Не разоряй / птичьи гнезда.
- Для соблюдения правил поведения в природе придуманы свои знаки.
Ваша задача – найти знак-картинку-соответствие правилу поведения в лесу и наклеить на ватман (слайд 25)
Плакат «Сохраним природу вместе!»
- Итак, мы с вами открыли три правила экологической морали: (слайд 26)
Давайте вместе их повторим и запомним.
- Я ЛИЧНО НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ
- Я ЛИЧНО НЕ ПРИЧИНЮ ЗЛА ЖИВОМУ – ЦВЕТКУ, ДЕРЕВЦУ, ПТИЦЕ, ЖИВОТНОМУ. И КОНЕЧНО, ЧЕЛОВЕКУ.
- Я ПОМОГУ ЛЮБОЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЙ МОГУ ПОМОЧЬ, - ЦВЕТКУ, ДЕРЕВЦУ, ПТИЦЕ, ЖИВОТНОМУ. И, КОНЕЧНО, ЧЕЛОВЕКУ.
Подведение итогов
Мы с вами сегодня побывали в экологическом путешествии вместе с Эколятами и еще раз убедились, как красива и разнообразна наша природа. Но только бережное отношение сохранит её. Я предлагаю вам дома рассказать о нашем экологическом путешествии. Может быть, у вас есть дома книги о природе, о животных, о растениях, принесите её в группу, мы вместе почитаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука природолюбия
Азбука природолюбия...
Конспект НОД по экологии "Азбука природолюбия"
Данный материал содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшей группы с целью формирования элементарных экологических знаний, формирования по...
НОД по экологическому воспитанию «Азбука природолюбия»
Цель: развитие экологической грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их экологической культуры....
Педсовет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ, 2017г.
Воспитатель МДОУ №51 Шишова Юлия Анатольевна выступила перед педагогами с докладом и презентацией "Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспита...
Методическая разработка "Азбука природолюбия"
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как?...
Педагогический совет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО" 2017 г.
28 апреля 2017 года в МДОУ № 51 воспитатель, Шершнеа Ангелина Валерьевна, выступила с ообщением и презентацией для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание через игру, исследование, наблюдение&quo...
Лэпбук - «Азбука природолюбия»
Лэпбук - «Азбука природолюбия» Лэпбук «Азбука природолюбия» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, так же для детей с ог...