Занятие «Азбука природолюбия»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Кириллова Светлана Юрьевна

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 18 «РЯБИНКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Открытое занятие для педагогов

                                                                                                                                               ОО «Социально коммуникативное развитие»      

Тема: «Азбука природолюбия»

в подготовительной группе № 11

«Облачко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

                                                                                                  Подготовила

                                                                             воспитатель: Кириллова С.Ю.

                                                                    

                                                                  Южноуральск  2018 г.

 

Занятие «Азбука природолюбия» 

Цель: развитие экологической грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:
- способствовать формированию у обучающихся знаний о природе, её закономерностях;
- формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.
Развивающие: 
- способствовать развитию экологической этики обучающихся, этики ответственности их в отношении с природой, мышления, внимания.
Воспитательные: 
- формировать у обучающихся чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- формировать гражданскую позицию «Земля – это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять».

Оборудование: аудиозапись лесных звуков; кружочки 2-х цветов (красные, зеленые); разрезанные карточки с правилами поведения в природе; знаки правил; презентация.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Основная часть.
  4. Подведение итогов.

Ход урока

Вступительное слово:

- Быть частичкой природы – это прекрасно!  Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки...   Это природа!  Наша жизнь неотделима от нее.  Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. Сегодня  мы с вами собрались на необычное  занятие, где поговорим о красе и проблемах, появившихся в природе. 

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

- Сегодня мы с вами отправляемся в экологическое путешествие?

Как вы думаете, что такое экология?

- Давайте с вами поиграем в «Азбуку экологии». Я буду кидать мячик и у кого он, оказывается, будет называть слово, которое у него ассоциируется с экологией.

Варианты ответов детей:

Климат, лес, природа, животные, растения, наука, Гринпис, защита природы, вода, воздух, мир, дом и т.д.

(Звучит музыка, появляются эколята)

- К нам в гости пришли эколята. Вы знаете, кто они?

Эколята –  это дети, которые берегут и защищают природу, им свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Эколята рассказывают о себе.

Проходите, вместе с нами отправимся в экологическое путешествие.

Основная часть: (слайд 2)

- Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом. А занимается его изучением наука экология. Экология - наука о связях живых существ и среды обитания.

Экология изучает, как растение связано с воздухом, с животными, человеком (слайд 3).

Экология изучает, как животные связаны с воздухом, водой, с другими животными, с растениями и человеком (слайд 4).

Экология изучает и то, как человек связан с окружающей нас природой (слайд 5).

Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы. Мы с вами тоже маленькие экологи и должны знать, что растет и водится в нашем большом доме.

-           Давайте для начала проверим, как вы знаете народные приметы о погоде. По поведению животных и растений можно предсказать погоду.

Приметы.

Игра «Погода в доме эколят»

У вас в руках зеленые и красные карточки. Если в доме плохая погода, то поднимайте красную карточку, если хорошая, то зеленую.

  1. Рыба не клюет – она сыта. Б)
  2. Ласточки и стрижи летают высоко. A)
  3. Птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли. Б)
  4. Божья коровка, взятая на руку быстро, слетает. A)
  5. Раскрыты цветы кувшинки. A)
  6. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. Б)
  7. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. A)
  8. Паук усиленно плетет паутину. A)
  9. Пчелы сидят в улье и громко гудят. Б)

     10. Голуби разворковались. A)

ОТВЕТ: А - хорошая погода, Б - плохая погода

A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; Б) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

- А теперь совершим прогулку в лес, где живут наши друзья – эколята. Лес хранит много загадок. Давайте их отгадаем. Отправляемся в мир растений.

Игра «Эколята в мире растений»

1) Расту в оврагах, на лугу,
     Если тронешь - обожгу.
     Горда, неприхотлива
     Зелёная (Крапива.)

2) Что, скажите, за растение

Все считают сорняком?

У кого цветки-колючки

Прицепляются шипом?

Кто в природе повсеместно

Сам себя распространяет

И нередко, при болезнях,

Многим людям помогает?

От детишек до старух.   Как зовут его? …

Правильный ответ: (слайд 7)  лопух.

3) Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?

          Правильный ответ: (слайд 8) чистотел.

4) У красавицы иголки,
    И длинны, и очень колки,
    Дух смолистый всем полезен,
    Прогоняет он болезни.

          Правильный ответ: (слайд 9) сосна.

5) Русская красавица,
    Стоит на поляне,
    В зелёной кофточке,
    В белом сарафане.

    Что это за дерево?

Правильный ответ: (слайд 10) береза.

 
 
6) Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

Правильный ответ: (слайд 11) шиповник.

Игра «Животный мир или по- другому называется Фауна»

1.Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
И в бассейне зоопарка
Зверю северному жарко. (Морж) (слайд 12)

2.Лошадь как лошадь, 
Но только в полоску. 
Видел когда-нибудь 
Лошадь-матроску?  (Зебра) (слайд 13)

          3. Живет в норке,
            грызет корки.
            Короткие ножки;
           боится кошки. (Мышь) (слайд 14)

4. Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц) (слайд 15)

5. Осенью клином стремится,
На юг перелётная птица. (Журавль) (слайд 16)

6. Эх, забавная гармошка,
По листочку все ползет,
Выбирает там местечки,
И грызет, грызет, грызет! (Гусеница) (слайд 17)

7. Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок) (слайд 18)

8. Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о  (Сове)                (слайд 19)

9. Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась … (Муха)      (слайд 20)

10. Там в небе высоко, где облака
Широкие он крылья распростёр.
Высматривал добычу свысока
Большой и сильный птичий царь (Орел) (слайд 21)

11.Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь) (слайд 22)

12. Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)       (слайд 23)

 

 

 

13. Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова, 
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравьи) (слайд 24)

Игра «Сложи картинку»

 (Растения дерево берёза, животное морж)

- А теперь узнайте, чей это голос из живой природы (слушаем запись голосов животных, угадываем)

Игра «Чей это голосок».

- Мы с вами еще раз убедились, сколько обитателей в нашем большом доме под названием планета Земля. И чтобы сохранить все это разнообразие, мы с вами должны помнить о правилах поведения в живой природе и соблюдать их.

 Я вам сейчас раздам разрезанные на 2 части правила поведения в природе, а вы попробуете соединить их.

Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части.

Задача – найти продолжение предложения)

Не ломай / ветки деревьев и кустарников.

Не рви / в природе цветков.

Не лови / бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Не убивай / лягушек и жаб.

Не разоряй / птичьи гнезда.

- Для соблюдения правил поведения в природе придуманы свои знаки.

Ваша задача – найти знак-картинку-соответствие правилу поведения в лесу и наклеить на ватман (слайд 25)

Плакат «Сохраним природу вместе!»

- Итак, мы с вами открыли три правила экологической морали: (слайд 26)

Давайте вместе их повторим и запомним.

  1. Я ЛИЧНО НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ
  2. Я ЛИЧНО НЕ ПРИЧИНЮ ЗЛА ЖИВОМУ – ЦВЕТКУ, ДЕРЕВЦУ, ПТИЦЕ, ЖИВОТНОМУ. И КОНЕЧНО, ЧЕЛОВЕКУ.
  3. Я ПОМОГУ ЛЮБОЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЙ МОГУ ПОМОЧЬ, - ЦВЕТКУ, ДЕРЕВЦУ, ПТИЦЕ, ЖИВОТНОМУ. И, КОНЕЧНО, ЧЕЛОВЕКУ.

Подведение итогов 

Мы с вами сегодня побывали в экологическом путешествии  вместе с Эколятами и  еще раз убедились, как красива и разнообразна наша природа. Но только бережное отношение сохранит её. Я предлагаю вам дома рассказать о нашем  экологическом путешествии. Может быть, у вас есть дома книги о природе, о животных, о растениях, принесите её в группу, мы вместе почитаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука природолюбия

Азбука природолюбия...

Конспект НОД по экологии "Азбука природолюбия"

Данный материал содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшей группы с целью формирования элементарных экологических знаний, формирования по...

НОД по экологическому воспитанию «Азбука природолюбия»

Цель: развитие экологической грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их экологической культуры....

Педсовет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ, 2017г.

Воспитатель МДОУ №51  Шишова Юлия Анатольевна выступила перед педагогами  с докладом и презентацией  "Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспита...

Методическая разработка "Азбука природолюбия"

       Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как?...

Педагогический совет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО" 2017 г.

28 апреля 2017 года в МДОУ № 51 воспитатель, Шершнеа Ангелина Валерьевна, выступила с ообщением и презентацией для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание через игру, исследование, наблюдение&quo...

Лэпбук - «Азбука природолюбия»

Лэпбук  -  «Азбука  природолюбия»  Лэпбук «Азбука природолюбия» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, так же  для  детей с ог...