Педсовет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ, 2017г.
учебно-методический материал по окружающему миру
Воспитатель МДОУ №51 Шишова Юлия Анатольевна выступила перед педагогами с докладом и презентацией "Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспитанию" на педсовете, который состоялся 28 апреля 2017.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Показатели экологической воспитанности ребенка
Для формирования экологической культуры необходимо:
Сотрудничество ребенок - педагог ребенок - родитель -педагог
Принципы взаимодействия с родителями
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Родительское собрание
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке, на территории детского сада. Акция «Посади дерево»
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие в конкурсах экологической направленности Акция «Поможем птицам» конкурс рисунков
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие родителей в театральных постановках на экологическую тему Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие в выставках поделок из природного материала и бросового материала
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников. Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №51»
г.о. Электросталь Московской области
Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников,
формы работы по экологическому воспитанию».
Воспитатель 1 категории:
Шишова
Юлия Анатольевна
2017г.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
2017 год – признан годом экологии. И это правильно. Это еще раз обращает наше внимание на одну из главных задач воспитания – это воспитание человека экологически грамотного.
Показателями экологической воспитанности являются:
- ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту,
- понимание уникальности живого, сочувствие,
- сопереживание животным и растениям, находящимся рядом.
Для формирования экологической культуры нужно:
- дать детям элементарные научные знания о природе,
- поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
- Для этого прежде всего нужно ребенка научить, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру.
Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.
Педагогика сотрудничества основывается на следующих основных принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель
педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Анкетирование, проведение опросов
Анкетирование, проведение опросов позволяют выявить экологическую компетентность родителей для последующей разработка плана работы в этой области.
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это:
- информационные стенды,
- буклеты,
- памятки,
- стенгазета.
Здесь родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание.
Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе, а также специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
Например.
Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.
Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Очень важно:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлекаем родителей к участию в мероприятиях экологической направленности.
Основные формы работы с родителями.
Родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Это собрания в форме дискуссий, КВН, диспутов.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Войди в природу другом» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.
Досуговые формы организации общения.
Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «Праздник урожая», «Мисс Осень».
В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», и т. д.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок
позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Например, участие в акции «Покормите птиц». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.
Родители с большим желанием и энтузиазмом, проявляя творчество и фантазию, участвуют в экологических конкурсах (выставка работ, родителей, детей и воспитателей из природного материала на разные темы, такие как «Необычное из обычного», «Осенние чудеса», «Подарки осени», работы из природного материала; «Наши руки не для скуки», поделки из бросового материала., «Новогодняя елочка», «Страна необычных цветов»).
Театральная деятельность.
Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками (экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»).
Метод проектов.
В своей работе используем технологию метода проекта. Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.
Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников.
Проектная деятельность способна:
- -систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.
- - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- - объединить усилия для развития и воспитания детей;
- - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.
Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-35958-1453130247.jpg)
Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-343835-1393785199.jpg)
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-957658-1512522020.jpg)
Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Основная цель экологического воспитания – сформироват...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-310090-1544557625.jpg)
Консультация для воспитателей "Проектирование и организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС»
Задачи экологического воспитания:- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно - следственные связи;- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательнос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/22/picture-869677-1482418697.jpg)
Конспект интерактивного занятия по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО "Бережем планету вместе"
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1029601-1550232468.jpg)
ПЕДСОВЕТ презентация "Экологическое воспитание в соответствии с ФГОС"
Даная презентация составлена по педсовету на тему "Экологическое воспитание"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/22/picture-802915-1469175782.jpg)
Педсовет"Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ 2018г.
25 марта 2018 года в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей в соответствии с ФГОС ДО" . Воспитатель, Андреенкова татьяна Ник...