НОД "Путешествие с фиксиком" в познавательной области с логическими блоками Дьенеша
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гусева Лариса Геннадьевна

Образовательная область: познавательное развитие.

ЦельРазвитие мыслительных процессов (обобщения, анализа, сравнения).

Программные задачи:

Образовательные:

 • Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур: цвет, толщина, размер), посредством блоков Дьенеша и игровых заданий с ними.

• Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

 • Упражнять в умении работать по словесной инструкции.

 • Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, сообразительность, умение производить логические операции.
  • Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков.
  • Развивать умение обобщать предметы по 2, 3 заданным свойствам.
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Активизировать стволовые структуры мозга и межполушарное взаимодействие с помощью кинезиологических упражнений.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.
  • Развивать умение выполнять задания  и активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности.
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.
  • Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов.

 Формы организации НОД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная,  индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: актуализация чувственного опыта- решение проблемной ситуации, ориентирование на листе бумаги, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, дидактическая игра, беседа, физ. минутка.

Используемые методы, приемы и технологии:

  • проблемная ситуация (помочь   персонажу);
  • игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героя и предметов),
  • дидактическая игра и упражнение;
  • словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей);
  • физ. минутка;
  • поощрение;
  • анализ НОД.

Виды детской деятельности:  игровая (аудиозапись, дидактические, развивающие и логические игры), коммуникативная, двигательная (физ. минутка).

Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, а также названия форм, размера, цвета, толщины.

Материал и оборудование:

Материалы: учебно-игровые пособия «Логические блоки Дьенеша» по количеству детей, по два круга на каждого ребенка, альбомные листы по количеству детей, картинки собачек  Кусачек по количеству детей, поднос, сюрпризный момент – «Нолик» (из м/ф «Фиксики»), медальки по количеству детей.

Оборудование: аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона «Включение компьютера», запись рингтона физ. минутки.

Рефлексия:

Я считаю, что поставленная цель достигнута, намеченные задачи решены.  Дети были активны, любознательны, заинтересованы в решении проблемной ситуации. Чувствовалось, что дети, скорее всего впервые занимались с данным игровым материалом, поэтому некоторые задания вызывали у них затруднения. Хотя задания  были предложены  начальной стадии трудности.

Занятием  и детьми я довольна. У детей есть огромный потенциал. Спасибо за внимание!

 

Литература:

  • Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая /(Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1996. – 79 с.
  • Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  • Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  • Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  • Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_s_fiksikom.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Теремок»

п. Советский Республики Марий Эл

        

Непосредственно-образовательная деятельность

 в познавательной области в старшей группе

                                                                                                                             Составила:

                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                                     Гусева Л.Г.

2018 г.

Образовательная область: познавательное развитие.

ЦельРазвитие мыслительных процессов (обобщения, анализа, сравнения).

Программные задачи:

Образовательные:

 • Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур: цвет, толщина, размер), посредством блоков Дьенеша и игровых заданий с ними.

• Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

 • Упражнять в умении работать по словесной инструкции.

 • Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, сообразительность, умение производить логические операции.
  • Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков.
  • Развивать умение обобщать предметы по 2, 3 заданным свойствам.
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Активизировать стволовые структуры мозга и межполушарное взаимодействие с помощью кинезиологических упражнений.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.
  • Развивать умение выполнять задания  и активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности.
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.
  • Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов.

 Формы организации НОД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная,  индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: актуализация чувственного опыта- решение проблемной ситуации, ориентирование на листе бумаги, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, дидактическая игра, беседа, физ. минутка.

Используемые методы, приемы и технологии: 

  • проблемная ситуация (помочь   персонажу);
  • игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героя и предметов),
  • дидактическая игра и упражнение;
  • словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей);
  • физ. минутка;
  • поощрение;
  • анализ НОД.

Виды детской деятельности:  игровая (аудиозапись, дидактические, развивающие и логические игры), коммуникативная, двигательная (физ. минутка).

Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, а также названия форм, размера, цвета, толщины.

Материал и оборудование:

Материалы: учебно-игровые пособия «Логические блоки Дьенеша» по количеству детей, по два круга на каждого ребенка, альбомные листы по количеству детей, картинки собачек  Кусачек по количеству детей, поднос, сюрпризный момент – «Нолик» (из м/ф «Фиксики»), медальки по количеству детей.

Оборудование: аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона «Включение компьютера», запись рингтона физ. минутки.

Рефлексия:

Я считаю, что поставленная цель достигнута, намеченные задачи решены.  Дети были активны, любознательны, заинтересованы в решении проблемной ситуации. Чувствовалось, что дети, скорее всего впервые занимались с данным игровым материалом, поэтому некоторые задания вызывали у них затруднения. Хотя задания  были предложены  начальной стадии трудности.

Занятием  и детьми я довольна. У детей есть огромный потенциал. Спасибо за внимание!

Ход:  Привет, друзья! А вот и я!

          Узнали верно, вы меня. Кто я? – Нолик.

                    Я с Дим Димычем вместе играю

                    И Симке приборы чинить помогаю.

                    Нет в хозяйстве нас нужнее,

                    Мы очень важные для вас,

                    Все исправим и починим,

                    Придем на помощь в трудный час.

- Дети, давайте поприветствуем друг друга. Встаньте парами.

Игра – приветствие «Поздороваемся».

    Друг к другу лицом повернулись,

Улыбнулись.

     Руку правую подали,

     А потом ее пожали

    И друг друга мы обняли.

    Отошли,

    И поклонились,

    И немного покружились.

    Все готовы заниматься?

   Дети:     Очень будем мы стараться.

Кинезеологические упражнения

«Коза, зайчик, фиксики»

Все друг друга приветствуют по- разному. Коза вот так! Повторите правой рукой. Зайчик вот так! Покажите. А, фиксики, вот так! Теперь левой рукой (дети повторяют), а теперь двумя руками.

А сейчас поиграем в игру «Бывает – не бывает»

Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает- хмуримся и топаем ногами.

-Бывает круг с углами? Нет

 -Бывает весна после зимы? Да

-Бывает петух с 4 ногами? Нет

-Бывает у собаки 4 лапы? Да

-бывает после понедельника суббота? Нет

 -Бывает у человека 3 глаза? Нет

 -Бывает трава зеленого цвета? Да

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными.

Проблема:

Дим Димыч загрузил новую компьютерную игру, но вдруг компьютер «завис», наверное  попал «вирус».  И он просить о помощи. Вы готовы  помочь? (Ответы детей)

 «Вылечить» компьютер можно только с помощью антивирусной программы, которая загрузится только после того, как вы выполните все мои задания. А помогать нам будут помогаторы.

«Помогаторы»

Подойдите к моему столу. Давайте рассмотрим помогатор.  Как  много здесь фигур!  

     -    Какого цвета фигуры вы видите? (красные, желтые и синие)

     - Какой формы? (Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные)

     - Какого размера?  Эта фигура по размеру большая или маленькая? (Большие и маленькие)

     - Какой толщины? Эта фигура по толщине толстая или тонкая?

Молодцы! Все фигуры рассмотрели, теперь присаживайтесь за свои компьютерные столы. Посадить детей.

Задания:

                              -  Найдите и покажите в своем помогаторе две одинаковые фигуры по цвету.     

                              - Найдите и покажите две одинаковые фигуры по форме.

                            - Найдите и покажите две одинаковые фигуры по размеру.

Молодцы! Все справились с заданием.

 «Обручи»

Положите перед собой два круга. Поднимите правую руку. Поднимите левую руку. Ребятки, Симке больше всего нравятся красные, маленькие фигуры положите их из помогатора в левый круг. (Дети выполняют задание) Молодцы!

Дим Димыч любит играть большими, круглыми блоками, соберём их в правый круг.  (Дети выполняют задание) Молодцы!

А сейчас выходите все ко мне в круг, мы будем с вами играть. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Физкультминутка «Фиксики»

Оставайтесь все на своих местах. (дети в кругу)

«Прятки»

Ребятки, а вы любите играть в прятки? (Да, ответы детей) 

И моя собачка Кусачка тоже любит играть в прятки. Вы меня внимательно слушайте и догадайтесь под какой фигурой ваша Кусачка спряталась. Закройте все глаза и не подглядывайте, играем честно. (Прячет Кусачку под фигуру на подносе, каждому ребенку свою)

                                           На крыльце сидел щенок,

                                  Грел он свой пушистый бок.

                                  Вдруг, кого – то испугался,

                                  Куда исчез он, догадайся.

- Твоя Кусачка спряталась под красным, большим прямоугольником.  (Ребенок переворачивает фигурку находит картинку)  И т.д.    

Молодец! Эта Кусачка теперь с тобой будет дружить.                        

«Компьютерное лото»

Ребятки, занимайте свои места за столами. Придвиньте мониторы ваших персональных компьютеров (альбомный лист) и помогите установить новый антивирусник. Чтобы его загрузить нужно потренироваться. Готовы! (Ответы детей)

- Указательный палец правой руки поставьте в середину листа. (Дети показывают)

- А теперь покажите правый край листа. (Дети показывают)

-  А теперь покажите левый край листа. (Дети показывают)

-  А теперь покажите верхний край листа. (Дети показывают)

-  А теперь покажите нижний край листа. (Дети показывают)

- А сейчас на середину листа положите большой, синий круг.

-

-

-

-

На экране происходит загрузка компьютера.

      Нолик: - Ура! Получилось!  Спасибо! Вы меня очень выручили, и теперь Дим Димыч освоит  новую игру, в которую мы с вами поиграем на следующем занятии.

 Итог занятия. Ребятки, вам понравилось со мной сегодня играть! (Да).

Что тебе, Коля, больше всего понравилось?  А тебе, Аня? А тебе? А тебе? Вы мне тоже очень понравились, справились со всеми заданиями и помогли Дим Димычу загрузить новую игру. Вы настоящие умники и умницы. Вам вручаю памятные медали. Коля, ты Молодец! Аня, ты умница!

Завершение занятия:

Дружно хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногой,

Все во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобой,

До свиданья всем сказали ,

Отравляемся домой. Пока ребятишки! До следующей встречи!

        

Литература:

  • Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая /(Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1996. – 79 с.
  • Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  • Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  • Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  • Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития.  Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...

Развиваем познавательный интерес с использованием логических блоков Дьенеша

Развивать приемы логического мышления, формировать способность к наблюдению, сравнению; развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.

Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...