Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_pro_lbd.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
Сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Основная цель сенсорного развития детей раннего возраста -формирование умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
Умение улавливать причинно-следственные связи, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического мышления через знакомство с сенсорными эталонами – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша .
Суть методики венгерского математика и психолога Золтана Дьенеша - математические знания дети получают, не решая примеры в тетрадках и читая учебники, а играя. Самое известное пособие Дьенеша — это логические блоки, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки Дьнеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Характеристика блоков Дьенеша.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- формой – круглые, квадратные, треугольные , прямоугольные ;
- цветом – желтые, красные, синие;
- размером - большие и маленькие;
- толщиной - толстые и тонкие.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Эта игра — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.
С помощью блоков Дьнеша можно решить следующие задачи
- Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;
- формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
- Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию.
- Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении логических задач. Она включает 5стадий.
В работе с малышами используем две из них.
• Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.
• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.
На первом этапе «Знакомства»
дать детям возможность манипулировать с фигурами по своему желанию, помочь выполнить знакомые постройки
Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, использовать не весь набор, а какую то его часть.
Формы организации работы с логическими блоками.
Непосредственная образовательная деятельность
- познавательно – исследовательская,
- продуктивная деятельность (ИЗО - деятельность, аппликация)
Совместная и самостоятельная игровая деятельность
- дидактические игры,
- настольно-печатные,
- подвижные, сюжетно-ролевые игры,
- театрализованная деятельность.
Есть четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
В раннем возрасте мы начали осваивать 1-ую группу - для развития умений выявлять и абстрагировать свойства Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру). Просим выбрать блоки по одному признаку: красные/синие/желтые; квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные ; большие/маленькие . Игровое упражнение:«Раздели печенье», «Разложи по тарелочкам» Найди все фигуры, как эта по цвету» «Найди все квадратные фигуры» и т. д.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится? ” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания) .
Игровое упражнение «Раздели печенье» Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру.) Для игры понадобятся игрушки: кукла, матрешка, тигренок. Предложите детям разделить фигуры между куклой, матрешкой и тигренком так, чтобы у куклы оказались все синие фигуры у матрешки все желтые, а у тигренка все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у куклы? (Все синие).
-А у матрешки? (Все желтые).
- А у тигренка? (Все красные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
а) чтобы у куклы оказались все круглые;
б) чтобы матрешке достались все большие;
в) чтобы тигренку достались все желтые и т. д.
Игры для развития способности к логическим действиям и операциям. Продолжи ряд, Цепочка , Домики.
Так - же Блоки Дьенеша можно использовать в подвижных и сюжетно – ролевых играх. Для моделирования из блоков Дьенеша используют печатные альбомы для подгрупповой и индивидуальной работы.
Вначале показать наиболее легкий прием – накладывание фигур на рисунок. Если ребенок справляется, задание усложняется: «Выложи рядом такой же кораблик, как на картинке»
В альбоме «Маленькие логики» можно выложить бусы для мамочки, украсить бабочек и т.д.
Конструирование из блоков Дьенеша
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем"(под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП с использованием игровой технологии "Логические блоки Дьенеша" в старшей группе на тему: "Путешествие в город геометрических фигур"
Конспект НОД "Путешествие в город геометрических фигур" предполагает использование игровой технологии "Логические блоки Дьенеша". Дети учатся решать логические задачи на разбиение по свойс...
Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития личностного потенциала детей раннего и младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для использования "Логических блоков Дьенеша" в детскам саду....
Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »
развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...
Буклет "Игровые технологии "Логические блоки Дьенеша"
Данный буклет предназначен для ознакомления с логическими блоками Дьнеша....
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
- Мне нравится (1)