Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
Сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Основная цель сенсорного развития детей раннего возраста -формирование умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
Умение улавливать причинно-следственные связи, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического мышления через знакомство с сенсорными эталонами – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша .
Суть методики венгерского математика и психолога Золтана Дьенеша - математические знания дети получают, не решая примеры в тетрадках и читая учебники, а играя. Самое известное пособие Дьенеша — это логические блоки, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки Дьнеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Характеристика блоков Дьенеша.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- формой – круглые, квадратные, треугольные , прямоугольные ;
- цветом – желтые, красные, синие;
- размером - большие и маленькие;
- толщиной - толстые и тонкие.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Эта игра — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.
С помощью блоков Дьнеша можно решить следующие задачи
- Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;
- формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
- Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию.
- Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении логических задач. Она включает 5стадий.
В работе с малышами используем две из них.
• Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.
• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.
На первом этапе «Знакомства»
дать детям возможность манипулировать с фигурами по своему желанию, помочь выполнить знакомые постройки
Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, использовать не весь набор, а какую то его часть.
Формы организации работы с логическими блоками.
Непосредственная образовательная деятельность
- познавательно – исследовательская,
- продуктивная деятельность (ИЗО - деятельность, аппликация)
Совместная и самостоятельная игровая деятельность
- дидактические игры,
- настольно-печатные,
- подвижные, сюжетно-ролевые игры,
- театрализованная деятельность.
Есть четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
В раннем возрасте мы начали осваивать 1-ую группу - для развития умений выявлять и абстрагировать свойства Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру). Просим выбрать блоки по одному признаку: красные/синие/желтые; квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные ; большие/маленькие . Игровое упражнение:«Раздели печенье», «Разложи по тарелочкам» Найди все фигуры, как эта по цвету» «Найди все квадратные фигуры» и т. д.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится? ” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания) .
Игровое упражнение «Раздели печенье» Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру.) Для игры понадобятся игрушки: кукла, матрешка, тигренок. Предложите детям разделить фигуры между куклой, матрешкой и тигренком так, чтобы у куклы оказались все синие фигуры у матрешки все желтые, а у тигренка все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у куклы? (Все синие).
-А у матрешки? (Все желтые).
- А у тигренка? (Все красные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
а) чтобы у куклы оказались все круглые;
б) чтобы матрешке достались все большие;
в) чтобы тигренку достались все желтые и т. д.
Игры для развития способности к логическим действиям и операциям. Продолжи ряд, Цепочка , Домики.
Так - же Блоки Дьенеша можно использовать в подвижных и сюжетно – ролевых играх. Для моделирования из блоков Дьенеша используют печатные альбомы для подгрупповой и индивидуальной работы.
Вначале показать наиболее легкий прием – накладывание фигур на рисунок. Если ребенок справляется, задание усложняется: «Выложи рядом такой же кораблик, как на картинке»
В альбоме «Маленькие логики» можно выложить бусы для мамочки, украсить бабочек и т.д.
Конструирование из блоков Дьенеша
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем"(под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-447545-1415785968.jpg)
Конспект НОД по ФЭМП с использованием игровой технологии "Логические блоки Дьенеша" в старшей группе на тему: "Путешествие в город геометрических фигур"
Конспект НОД "Путешествие в город геометрических фигур" предполагает использование игровой технологии "Логические блоки Дьенеша". Дети учатся решать логические задачи на разбиение по свойс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-548265-1418225797.jpg)
Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития личностного потенциала детей раннего и младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для использования "Логических блоков Дьенеша" в детскам саду....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005657-1517559293.jpg)
Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »
развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999953-1516625079.jpg)
Буклет "Игровые технологии "Логические блоки Дьенеша"
Данный буклет предназначен для ознакомления с логическими блоками Дьнеша....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1087248-1543406668.jpg)
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
- Мне нравится (1)