В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических
материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для
умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом
на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным
пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и
математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для
подготовки мышления детей к усвоению математики.
«Что такое блоки Дьенеша»:
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под
разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -
но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического
мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в
начальной школе при изучении математики.
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур,
различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой,
размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый,
треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети
легко распознают и называют.
В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий
толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный
толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый
тонкий, 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и
действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения
общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств,
их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и
декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя
блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической
культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать
представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от
оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя
свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают
умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер,
толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих
свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать
и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру
и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и
толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и
толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила
выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят
дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но
одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков
одинаковой формы (оперирование одним свойством, другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами, третьему –
чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование
одновременно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его
часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12
штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в
конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее
материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и
классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет
местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по
ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур
(круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко
использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами
предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих
задач.
Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-
первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр
или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить
указывать детям на ошибки.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность
самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по
своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных
манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и
упражнениям.
Игры с логическими блоками Дьенеша.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на
ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые
блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные,
треугольные.
«Что лишнее?»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине,
толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по
какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
«Найди не похожую фигуру»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать
фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность,
быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не
такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). «Найди похожую фигуру»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить
сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую
активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по
цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
«Бусы»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры:
Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный.
(можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти.
Продолжить ряд по образцу.
«Продолжи ряд»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая
отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной,
толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
«Продолжи ряд»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур
одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и
цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
«Найди пару»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый
круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару
с маленьким красным квадратом и т. д.
«Найди клад»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под
одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок
должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»:
«Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что
клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем
«клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут
играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
«Разложи фигуры»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам.
Развивать мышление.
Цель: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур
так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета,
размера, толщины).
«Что изменилось»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине. Развивать мышление.