Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему
Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.
Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.
Педагогу необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, какого отношение сверстников к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_statya2.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников
В структуре взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками можно выделить четыре компонента:
- когнитивный (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам);
- эмоциональный (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка);
- поведенческо-деятельностный (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, достигать взаимопонимания);
- коммуникативный (умение вести диалог, проявлять коммуникативную активность, соблюдать правила культуры речевого общения).
Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.
Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.
Педагогу необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, какого отношение сверстников к нему.
Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей педагог может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные неинтересные роли, не прислушиваются к их мнению. Положение данных детей в системе межличностных взаимоотношений складывается неудовлетворительно для их социально личностного развития.
Для более точной оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может воспользоваться известными социометрическими методиками "Секрет" и "Выбор в действии" (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина)
Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация "Новый детский сад" (Т. И. Бабаева) или метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова).
Для выявления особенностей представлений детей о взаимоотношениях в совместной деятельности предлагается включить детей в условные и практические ситуации Т. И. Бабаевой "Строим дом", "Настоящая помощь", Обида", "Объясни правильно".
Для выявления представлений детей о внешнем выражении эмоциональных состояний может быть использовано задание Т. И. Бабаевой "Кто в домике живет?"
Представление о доброжелательном и отзывчивом отношении детей к сверстникам педагог может получить, используя ситуации Т. И. Бабаевой "Порадуй друга", "Поможем малышам".
Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в практической ситуации "Обложка для книги" (Т. И. Бабаева)
Для выявления, какими правилами и способами сотрудничества со сверстниками владеют дети, можно предложить им решить три условные ситуации сотрудничества Л. С. Римашевской "Праздничная открытка", "Листопад", "Строим мост" и понаблюдать за их поведением.
Необходимо понаблюдать за реальным взаимодействием детей между собой в совместной деятельности, а также это можно сделать в эксперементальной ситуации сотрудничества "Перчатки" (Л. С. Римашевская)
В целом характеристика достижений во взаимоотношениях старшего дошкольника со сверстниками включает следующее.
- Положительная направленность ребенка во взаимоотношениях со сверстниками (гуманистическая, дружеская).
- Устойчивость положительных проявлений во взаимоотношениях со сверстниками (доброжелательность, готовность к взаимодействию).
- Инициативность в контактах, дружелюбие.
- Выбор в отношениях справедливого, гуманистического и достойного поведения.
- Коммуникативная активность, нацеленность на диалог, умение слышать и понимать партнера.
- Чуткость, эмоциональная отзывчивость к сверстникам.
- Регулирование эмоциональных переживаний в процессе общения.
- Взаимодействие в процессе совместной деятельности, умение поддерживать дружеские отношения.
- Осознанность взаимоотношений, знание норм и правил, социально-нравственная оценка поступков, следование культурным нормам общения.
Использование предложенных диагностических методик позволит вам получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства обогащения опыта дружеских взаимоотношений и сотрудничества детей со сверстниками в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
«Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе».
Данный материал был подготовлен для декады молодого специалиста, и рассчитан как для молодых специалистов, так и для педагогов ДОУ....
Выявление уровня сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе
Сегодня возникает актуальная проблема нравственного и эстетического воспитания детей по отношению к природе. На каком уровне сформированности субъективного отношения к природе находятся старшие дошкол...
"Развитие навыков сотрудничества старших дошкольников в трудовой деятельности"
Презентация из опыта работы воспитателя...
Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе»
Программа самообразования для воспитателей детских садов по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в ...
Рабочая программа по выявление и развитию познавательных способностей старших дошкольников «Самый умный»
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...
Исследовательская работа на тему: «Особенности взаимоотношений в коллективе старших дошкольников»
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.Задачи исследования:Изучить проблему взаимоотношений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе...