Рабочая программа по выявление и развитию познавательных способностей старших дошкольников «Самый умный»
рабочая программа (подготовительная группа)

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Самый умный» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»)

Рабочая программа по выявление и развитию познавательных способностей старших дошкольников «Самый умный»

Составил воспитатель: Фролова О.М.

г. Смоленск

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Самый умный» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Программа реализуется в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.

Актуальность: нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.

       Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.

 Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Предлагаемая  программа рассчитана на  работу с детьми 6-7 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель: повышение готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу

 Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным приемам работы с бумагой, картоном, конструктором.
  4. Создавать композиции с изделиями.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  2. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  4. Совершенствовать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
  2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности

 Сроки проведения: с сентября 2019 по май 2020г.

Возрастная категория: 6-7 лет.

Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут.

Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):

  1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
  3. «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  4. «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
  5. «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Основными принципами кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Формы работы:

В процессе НОД используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
  • Показ мультимедийных материалов.

Ожидаемый результат:  Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.

 Дети должны уметь: 

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 Дети  должны знать:

•  Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Мониторинг развития математических представлений у детей

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

                                

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в


  1. Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

В. высокий  

С.средний  

Н. низкий

Список детей:

Мониторинг

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Итог

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Сводная по мониторингу

Уровень

освоения

Кол.

детей

%

Высокий

Нач. г.

Кон.г.

Средний

Нач.г.

Кон.г.

Низкий

Нач.г.

Кон.г.

 

Перспективный план  работы кружка на 2019-2020 учебный год

Месяц

№ п.п

Тема

Содержание,  форма проведения

Оборудование (материалы)

Дата проведения

Отметка о проведении

сентябрь

1

Мониторинг

 Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.

Диагностическая карта

2

Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес».

Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности.

Шаблоны геометрических фигур.

октябрь

1

«В стране геометрических фигур».

Уточнение представлений о форме геометрических фигур. Формировать умение узнавать различные фигуры, выделять их из рисунка, учить характеризовать положение фигур на плоскости листа. ( Игра-лото «Что похоже на данную фигуру?», «Чудесный мешочек», «Узнай меня», «Колумбово яйцо»)

Геометрические фигуры объемные и плоскостные.  

2

Превращения квадрата

Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Бумага, клей, ножницы.  

Ноябрь

1

Игра «Волшебный круг»

Уточнить представление о круге посредством решения задания на сравнение фигур. Уточнить разницу между окружностью и кругом.

Геометрические фигуры «круг».  

2

Игра-путешествие «Математический поезд».

Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Декабрь

1

Интеллектуальная игра «Большая игра»

Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Логические задачи».

Формировать приёмы умственных действий (анализ и синтез) при решении задач на сравнение и конструктивных задач. «Нарисуй четвертую фигуру», «Рассели жильцов»). 

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Январь

1

Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку»

Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Путешествие в страну Математика»

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи

• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закрепить умение составлять фигуры из счетных палочек

Закрепить понятия больше, меньше, равно

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Февраль

1

Интерактивная игра «Математическая полянка»

Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Мы любим математику»

Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения  и вычитания однозначных чисел; упражнять в счете в пределах 10 (последующее и предыдущее число); продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять знания детей о составе числа  9из двух меньших чисел; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение слушать.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Март

1

Игра-развлечение «Рыбалка»

Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение.  

  Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Занимательная математика»

Закреплять понятия: верх, низ, лево, право; закреплять представление о составе чисел первого десятка; развивать умение решать задачи; закреплять представление о днях недели; развивать пространственную ориентацию; мыслительные операции: анализ, синтез, логическое мышление; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать зрительную память, слух, внимание, связную речь, мелкую моторику.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Апрель

1

«Дни недели и математика»

Закрепить знание детей о временах года, месяцах, днях недели, умения решать задачи на сложение и вычитание, умения работать с линейкой; упражнять детей в ориентировке  в пространстве, в определении времени по часам; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; воспитывать интерес к математическим знаниям; усидчивость, целеустремлённость,

дружеские взаимоотношения между детьми.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Математическая олимпиада»

Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Развивайка».

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Май

1

Мониторинг на конец года.

Диагностическая карта  

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996
  2. Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
  3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
  4. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  5. Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  10. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...

Программа по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» для детей 5-7 лет как способ развития познавательных способностей старших дошкольников.

Статья освещает совместную работу эколога и психолога по развитию познавательных способностей старших дошкольников на культурологическом материале, с экологической направленностью....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавател...

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей "Юные таланты"

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей "Юные таланты"...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки».

Актуальность:Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому ...