РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Обучение игре шахматам» для детей от 5 до 7 лет образовательной области «Познавательное развитие».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Основание для разработки:
- "Конвенция о правах ребенка;
- всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
- ФЗ от 24 июля1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- семейный кодекс РФ;
- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года;
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009 №655;
- программа развития ДОУ 2013-2018гг;
- образовательная программа ДОУ;
- программа становления методической работы в ДОУ 2013-2018 гг.4
- приказ Минобразования России № 2211 от 18.05.2004 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 91.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Снежинка».
«Без шахмат нельзя представить
полноценного развития
умственных способностей и памяти».
В. А. Сухомлинский.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Обучение игре шахматам» для детей от 5 до 7 лет образовательной области «Познавательное развитие».
Основание для разработки:
- "Конвенция о правах ребенка;
- всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
- ФЗ от 24 июля1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- семейный кодекс РФ;
- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года;
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009 №655;
- программа развития ДОУ 2013-2018гг;
- образовательная программа ДОУ;
- программа становления методической работы в ДОУ 2013-2018 гг.4
- приказ Минобразования России № 2211 от 18.05.2004 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка.
2. Рабочая программа для детей первый год обучения.
3. Рабочая программа для детей второй год обучения.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по разделу «Обучение игре шахматам» образовательной области «Познавательное развитие» для детей 5-7 лет предназначена для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Снежинка». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил. Программа рассчитана на проведение занятия 37раз в год (1 раза в неделю), длительность проведения – 25 минут. Рабочая программа имеет цель – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы и способствует решению следующих задач:
− Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
− Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
− Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Новизна программы заключается в том, что она направлена на организацию их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Особенности организации образовательного процесса. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Этот курс может без труда освоить каждый воспитатель детского сада, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дошкольники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. Во время занятий используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на зантиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.
Требования к уровню подготовки детей первого года обучения:
Должен уметь:
− ориентироваться на шахматной доске;
− играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
− правильно помещать шахматную доску между партнерами;
− правильно расставлять фигуры перед игрой;
− различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
− рокировать;
− объявлять шах;
− ставить мат;
− решать элементарные задачи на мат в один ход.
Используемая литература и оборудование:
Для педагогов:
1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991г. 158 стр.
Для воспитанников:
1. Шахматные доски.
2. Шахматные фигуры.
3. «Динозаврики учат детей игре в шахматы». Компьютерная игра.
4. «Аладдин 2d .волшебные шахматы». Компьютерная игра.
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. — Обнинск: Духовное возрождение, 1998. – 164 с., ил., формат 60х90 1/8.
Первый в мировой практике учебник шахматной игры, написанный специально для начальной общеобразовательной школы.
Учебник содержит самый элементарный шахматный материал, который закрепляется большим количеством уникальных дидактических игр и заданий.
Этот учебник можно использовать на начальном этапе обучения и в других классах начальной школы, а также в подготовительной к школе группе детского сада. Это обеспечивается тем, что в каждом типе дидактических заданий есть задачи разного уровня сложности.
К данному учебнику разработано и издано методическое пособие для учителя (и родителей) "Шахматы: первый год, или Учусь и учу". В издательстве выйдут аналогичные учебно-методические комплекты для второго, третьего, четвёртого года обучения, а также хрестоматия "От сказки к шахматам".
Учебник входит в федеральный комплект общеобразовательной начальной школы.
Рабочая программа «Обучение игре шахматам» для детей второго года обучения образовательной области «Познавательное развитие».
Пояснительная записка.
Рабочая программа по разделу «Обучение игре шахматам» образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй год обучения предназначена для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Снежинка». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 80с., ил. Программа рассчитана на проведение занятий 37 раз в год (1 раза в неделю), длительность проведения – 30 минут. Рабочая программа имеет цель – направлена на становление и развитие целостной и здоровой личности ребёнка и способствует решению следующих задач: улучшать память; развивать способности читать, писать, а также внешней и внутренней речи; совершенствовать контроль своих чувств, повышают свои возможности по концентрации внимания, усидчивости; развивать способности в области комбинаторного и логического мышления; прогрессировать в самостоятельности мышления; улучшать математические способности; развивать своё воображение и изобретательские способности; повышать свою устойчивость при неудачах; повышать свою критичность, способность к самооценке и самоанализу; развивать свой эстетический вкус, в том числе в области логической красоты и образного мышления; повышать свою волю, жизненную активность, познавательные потребности. Новизна программы заключается в том, что она направлена на организацию их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Особенности организации образовательного процесса. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ. Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение обучающихся ставить мат. Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала». Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, и педагог (не игравший прежде в шахматы) должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике и пособии приведены простейшие малофигурные положения). Более сложные примеры дидактических заданий учитель может брать из пособия «Шахматный задачник, второй год обучения», где по темам сгруппировано более 600 шахматных диаграмм, а в конце книги даны их решения.
Формы организации образовательного процесса.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях
Используемая литература и оборудование.
Для педагогов:
1.СухинИ.Г.Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
2.Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991г. 158 стр.
Для воспитанников:
1.Шахматные доски.
2.Шахматные фигуры.
3. «Аладдин 2d .волшебные шахматы». Компьютерная игра.
Требования к уровню подготовки второго года обучения:
Дети должны знать:
- шахматные правила FIDE; http://www.rovertime.ru/data/game/fide.html http://www.sportzone.ru/sport/rules.html?sport=chess
-обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
-ценность шахматных фигур.
Уметь: правильно вести себя за доской;
-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Календарно-тематическое планирование
по разделу «Обучение игре шахматам».
2018-2019 уч.год.
2019-2020 уч.год.
Дата | № | Тема. Цель. | Содержание. | Средства обучения/ материал |
1. | Шахматы. Цель: Познакомить детей с шахматами, правилами игры. Рассказать о том, что игра в шахматы занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию | Шахматная доска с фигурами | |
2. | Шахматная доска. Цель: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию | Шахматная доска с фигурами | |
3. | Шахматная доска. Цель: Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котятахвастунишки» Д/и «Да и нет». | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 | |
4. | Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Цель: Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Д/и «Да и нет». | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 | |
5. | Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Цель: Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями | Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". .Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята хвастунишки | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Учебник Ч.1 с.7-10 | |
6. 7. | Шахматная доска. Горизонтали. Вертикали. Цель: Продолжить знакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями, введение понятия «горизонталь», «вертикаль, чередованием белых и черных полей на шахматной доске | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. | Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета | |
8. 9. | Шахматная доска. Диагонали. Центр доски. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматами Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «диагональ», «центр» | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. | Шахматная доска и шахматные поля. | |
10. 11. | Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль». | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. | Шахматная доска и шахматные поля, учебник Учебник Ч.1 с.11-14. 2 Комплекта кубиков черного и белого цвета | |
12 | Шахматные фигуры. Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая» | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19. | |
13. | Шахматные фигуры. Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19. | |
14. | Шахматные фигуры. Цель: Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.18 -19. | |
15. | Начальное положение. Цель: Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.20 – 21. | |
16. | Начальное положение. Цель: Продолжать знакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет" | Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.20 – 21. | |
17 | Слон. Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры | Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33 | |
18 | Слон. Цель: Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков. | Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры «Чудесный мешочек» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33 | |
19 | Слон. Ход. Взятие. Цель: Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33 | |
20 | Слон. Ход. Взятие. Цель: Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33 | |
21 | Ладья. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.22 -25 | |
22 | Ладья. Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.26 -29 | |
23. | Ладья против слона. Цель: отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. | Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона | Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45 | |
24. | Ладья против слона. Цель: отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. | Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона. | Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -45. | |
25. | Ферзь. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.46 -52. | |
26. | Ферзь. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
27. | Ферзь против ладьи и слона. Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -61. | |
28. | Ферзь против ладьи и слона. Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -61. | |
29. | Конь. Цель: Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию | Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.62 - 64 | |
30. | Конь Цель: Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". Д/и «Секретная фигура" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.65 - 68. | |
31. | Конь против ферзя, ладьи, слона Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.69 - 77 | |
32. | Конь против ферзя, ладьи, слона Цель: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
33. | Пешка Цель: знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
34. | Пешка. Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.6 - 8. | |
35. | Король. Цель: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
36. | Король. Цель: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
37. | Король. Цель: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Костюмы для инсценировки. | |
1. | Пешка «Ни шагу назад!» Цель: знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.3-5. | |
2. | Пешка Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.6 - 8. | |
3. | Пешка против ферзя и ладьи. Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками» | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.6 - 8. | |
4. | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Цель: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.9 -16 | |
5. | Король Цель: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба яга» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.17 – 22 | |
6. | Король «Волшебный квадрат» Цель: Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.23 – 28. | |
7. | Шах Цель: Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.29 - 35 | |
8. | Шах. Цель: Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.36 - 43. | |
9. | Мат и шах Цель: Формирование представлений о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. | |
10. | Мат Цель: Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна" Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.44 - 52 | |
11. | Мат в один ход. Цель: Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 | |
12. | Ничья Цель: Формирование представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.61 - 62 | |
13. | Рокировка Цель: знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.63 - 68 | |
14. | Шахматная партия Цель: Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.69 - 74. | |
15. | Шахматная партия . Цель: Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 - 2 | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.75. | |
16. | Шахматная партия Цель: Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии № 14 - 15 | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
17. 18. 19. 20. | Разбираем шахматные этюды. | Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача». | ||
21. 22. 23 24. | «Волшебный мир комбинаций». | Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | ||
25. | Викторина по шахматным терминам. | |||
26. 27. 28. 29. 30. | «Реши задачу» | Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. | ||
31. | «Здоровые телом – сильные духом». | Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый. | ||
32. | «Связка. Виды связок». | Цель: Знакомство учащихся с тактическим приёмом: связка. Виды связок, фигуры, осуществляющие связку. | ||
33. | «Сильнейшие шахматисты. Чемпионы мира». | Цель: Знакомство детей с историей борьбы за мировую шахматную корону. Рассказ о выдающихся шахматистах мира, об их вкладе в развитие шахмат. | ||
34. 36. 37. | Подготовка и проведения шахматного соревнования. | Цель: Закрепление и повторение всех пройденных тем в решение игровых этюдов и решение шахматных задач. |
Приложение.
Игры с шахматами.
1. “Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
2. “Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.
3. “Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.
Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.
4. “Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.
5. “Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д
6. “Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
7. “Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).
8. “Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие, обязательно называя её.
Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
9. “Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
10. “Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
11. “Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?. А этого?. ”
12. “Цвет”. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.
13. “Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
14. “Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
15. “По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
16. “Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
17. “Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
18. “Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
19. “Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.
“На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
20. “Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
21. “Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия сделать интересным.
ПАМЯТКА ЮНОГО ШАХМАТИСТА (1-й год обучения)
1. Взялся за фигуру – ходи или перед этим скажи: «Поправляю». Нажимать кнопку часов надо той рукой, которой сделан ход. Ходить можно после того, как соперник нажал кнопку часов. За нарушение судья делает предупреждение. После 3-го предупреждения сопернику зачитывается поражение.
2. Перед своим ходом проверь не «зевнул» ли соперник фигуру предыдущим ходом.
3. Проверь не находится ли король соперника под шахом. Судья при этом сопернику делает предупреждение После 3-го предупреждения сопернику защитывается поражение.
4. Проверь не собираешься ли ты сам «зевнуть» свою фигуру или короля.
5. В дебюте (1-я часть партии) старайся контролировать пешками и легкими фигурами центр, вводи в «бой» сначала королевскую пешку, затем коня с королевского фланга, потом слона с королевского фланга, затем делай рокировку, далее вводи в «бой» коня и слона с ферзевого фланга. В дебюте не переходи пешками на половину доски соперника (сопернику будет легче начать атаку) и не позволяй пешкам соперника внедряться в твой лагерь (это может ухудшить твою позицию).
6. После этого партия переходит в стадию миттельшпиля (2-я часть партии) и можно вводить в «бой» ферзя. Старайся дольше не двигать три пешки, которые защищают короля. В случае, если ты начнешь двигать «королевские» пешки, то защита короля ослабнет. Старайся захватить больше пространства на доске, продвигая «ферзевые» или центральные пешки. Не позволяй сопернику захватывать много пространства. Чем дальше ты продвигаешь пешки, тем сильнее они становятся. Старайся захватить тяжелыми фигурами (ладьями и ферзем) открытую вертикальную линию. По ней ты можешь ворваться в тыл противника и победить. Получив материальное преимущество, старайся произвести серию разменов и перевести игру в выигрышный эндшпиль (3-я и последняя часть партии).
7. Рассмотрим несколько вариантов выигрышных эндшпилей: - одна или две ладьи против короля соперника, - ферзь или ферзь и ладья против короля соперника. Для того, чтобы поставить мат, надо оттеснить короля на край доски.
8. В проигрышной позиции не сдавайся: - часто получив преимущество, соперник расслабляется, допускает ошибку и проигрывает; - у соперника может закончиться время и ему будет защитано поражение; - игра может закончиться вничью из-за пата, вечного шаха или троекратного повторения позиции.
Сицилианская защита (1-й год обучения, дошкольники).
В настоящее время сицилианская защита – один из самых популярных дебютов.
1. е4 с5 (сицилианская защита)
2. Кf3 d6
3. d4 cd
4. K:d4 Kf6
5. Kc3 (вариант дракона) 5…g6
6. Ce3 Cg7
7. f3 Kc6
8. Фd2 0-0
9. Cc4 Cd7
10. 0-0-0 Лс8 (Белые и черные рокировались в разные стороны, что может привести к острой борьбе. Белые и черные могут организовать мощные атаки на королей противника, используя практически все свои фигуры. Для этого белые должны атаковать пешками по вертикалям g и h, а черные - атаковать пешками по вертикалям а и b и черные могут также использовать для атаки ладьями и ферзем вертикаль с ). Возможное продолжение партии после розыгрыша варианта дракона.
11. g4 a6
12. h4 b5
13. Cb3 b4
14. Kd5 a5
15. h5 gh
16. gh K:d4
17. C:d4 a4
18. K:f6+ C:f6
19. Лhg1+ Kрh8
20. С:f6+ ef
21. Cd5 b3
22. ab ab
23. Cb3 (защита белого короля ослабла – черные могут занять открытую линию а ладьями и ферзем; защита черного короля также ослабла – белые могут занять открытую линию g ладьями и ферзем) Ла8 (грозит Ла1х)
24. Крb1 Ла6
25. Фg2 (грозит Ф g7х)Лg8
26. Фh2 Фa8 (грозит Ла1х)
27. Лg8+Кр:g8
28. Лg1+ Крf1
29. c3 Ла1+
30. Крс2 Л:g1
31.Ф:g1. Белые имеют преимущество (лишняя пешка, далеко продвинутая пешка h5, структура черных пешек плохая). При другом продолжении партии после варианта дракона (после другого хода 11.) возможно получение преимущества черными, также возможна и равная позиция.
Домашнее задание. 1. Разыграть белыми и черными продолжение варианта дракона начиная с хода № 11.
Как правильно играть в дебюте.
Борьба за центр.
Центр – самая важная часть шахматной доски. Фигуры, стоящие в центре (например, конь), атакуют больше полей. Из центра фигуры могут быть быстро направлены в любое место доски. Желательно в дебюте - занять центр пешками и легкими фигурами.
Быстрейшее развитие Важно сначала быстро развивать легкие фигуры (слонов и коней), а затем – тяжелые (ферзя и ладей).
Быстрая рокировка Король, застрявший в центре, - хорошая мишень для противника.
Кони прежде слонов Классика дебюта предполагает развитие коней прежде слонов. Например, чемпион мира Капабланка пользовался следующим правилом: вводить слонов в игру не раньше развития хотя бы одного коня.
Виды дебютов Дебюты, начинающиеся ходами 1. е4 е5, называются открытыми. Остальные дебюты – закрытыми, полуоткрытыми, фланговыми. Одним из наиболее популярных открытых дебютов является дебют «Испанская партия», который часто приводит к захватывающей борьбе.
Испанская партия Изобретатель – испанский священник Лопес (15-й век). 1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 (испанская партия) Сd6 4. 0-0 Kf6 5. Kc3 0-0 6. d3 b6 7. Ce5 Cb7 (После этого партия переходит в стадию миттельшпиля и можно вводить в «бой» ферзей. Белым и черным имеет смысл продвигать пешки на ферзевом фланге стараясь захватить больше пространства. Партия может развиваться следующим образом) 8. Фd2 Фе2 9. а3 а6 10. Сс4 b5 11. Ca2 Ka7 12. b4 c5 (позицию можно оценить как равную).
Испанская партия
Изобретатель – испанский священник Лопес (15-й век). 1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 (открытый вариант) a6 4. Ca4 Kf6 5. 0-0 K:e4 6. d4 b5 7. Cb3 d5 8. de Ce6(на ферзевом фланге у черных преимущество и они должны там атаковать, на королевском фланге преимущество у белых и они должны атаковать там).
Итальянская партия
Изобретатель – итальянский мастер Греко (16-й век). 1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cс4 Сс5 4. с3 Kf6 5. d4 ed 6. сd Cb4+ 7. Kc3 K:e4 8. 0-0 C:c3 9. d5 Cf6 10. Лe1 Ke7 11. Л:e4 d6 12. Cg5 (белые пожертвовали пешку за инициативу: у белых развиты 4 фигуры, а у черных 2; белые сделали рокировку, а черные – нет. У белых больше возможностей для атаки, а у черных лишняя пешка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Осень в гости к нам пришла»
· Воспитывать у дошкольников экологическое сознание, живой познавательный интерес к природе нашей планеты Земля....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Мы едем, едем, едем...» (Виды транспорта)
Тема «Транспорт» изучается во всех возрастных группах детского сада и любима дошкольниками, особенно мальчиками. В рамках изучения этой темы у дошкольников формируют знания о транспорте, знакомят их с...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5лет по образовательной области «Познавательное развитие» (конструирование,аппликация)
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5лет по образовательной области «Познавательное развитие» (конструирование,аппликация) по примерной образовате...
Занятие разработано для детей второй младшей группы, образовательная область "Познавательное развитие". На занятии детки знакомятся с щенком и его историей в игровой форме. Прослушивание рассказа про щенка и игра с ним.
Цель: развивать групповую сплоченность, координацию движений; учить пользоваться жестами, мимикой, интонацией.Задачи:1. Создание атмосферы доверия и радостног...
конспект непосредственно образовательной деятельности в группе детей третьего года жизни образовательная область:познавательное развитие тема:транспорт
Познавательное развитие. Расширение кругозора.Тема: «Транспорт»Программное содержание.Цель: закрепить знания о разнообразии транспортных средств.Задачи: Образовательные:·...
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Образовательная область: познавательное развитие с использованием с использованием ИКТ. Тема: «Домашние животные и их детёныши».
Конспект образовательной деятельностидля детей второй младшей группы.Образовательная область: познавательное развитие с использованием с использованием ИКТ. Тема: «Домашние живо...
Сценарий проведения квест- игры «Экологическая тропа: Мышонок Пик и семечко» Образовательная область «Познавательное развитие»
Обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами поисково- исследовательской деятельности; расширить у детей представление о том, что Солнце является источником света и теп...