Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
статья по теме
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_individualizatsii_do.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермолаева Т.О., воспитатель
ГБДОУ детский сад №29 Красногвардейского района
Санкт – Петербурга
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Образовательная система в РФ в настоящее время переживает эпоху реформирования. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы. На смену сложившимся представлениям об организации образовательного процесса в детском саду сформулированы новые ориентиры.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает проектная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Однако, несмотря на разнообразие методик, наиболее результативным остается метод проектов. Именно проектная методика позволяет, на основе полученных воспитателем в ходе непосредственно образовательной деятельности, беседы, сведений об интересующих ребенка вопросах, увидеть его склонности и способности. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, способствует формированию у ребенка навыков сотрудничества.
Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
Тематика проектов, как правило, самая разнообразная. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты: «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.
С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности. Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир, полный приключений. Поэтому актуальными становятся и другие виды проектов: индивидуальные: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья»; исследовательские: «Этот загадочный лимон»; «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др.
В старшем дошкольном возрасте возникает потребность в утверждении личности ребенка в коллективе. Дети склонны действовать «напоказ», соперничать между собой. Пользуясь проектной методикой в этой возрастной группе решаются эти и другие проблемы. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты, тем самым развивая коммуникативные навыки. Так как проекты в этом возрасте могут быть как индивидуальные («Артемкины валенки»), так и групповые («Конфетная страна»), то это способствует формированию навыков сотрудничества между сверстниками.
Таким образом, очевидна значимость проектной деятельности по отношению к ребенку. Участие в проекте помогает ему осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, проявить индивидуальность, сформировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Разработка проекта начинается с определения актуальной проблемы, выявления предпочтения детей к различным видам деятельности. Педагог готовит предварительный план решения проблемы для каждой группы. В группе сосредотачивается необходимый материал, который помогает детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира; организуется соответствующая предметно-развивающая среда. По ходу реализации проекта дети вносят свои предложения, тем самым они становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие. Вместе с тем периодически знакомят детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог способствует созданию «культурного поля» в самой его личности. В этом «поле» больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.
Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Первый этап - подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
- Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
- Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В результате проектной деятельности дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение проектной деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать, творческие способности и коммуникативные навыки. Участие в проекте помогает ему осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, проявить индивидуальность, сформировать нравственные качества.
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В заключение хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального общего образования
Статья намтему:«Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального образования»...
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Однако, несмотря на разнообразие методик, н...
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования...
Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования"
Статья о проектной деятельности в дошкольном образовании....
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей. Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования.
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. ...
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Главным принципом современных преобразований являетсяориентация на индивидуализацию обучения. Под этим термином понимается процесс раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной образо...
Говорящие стенды» ,как одно из средств индивидуализации дошкольного образования»
quot;Говорящий стенд" дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды. которая может изменяться и легко трансформироваться.Цель: создать условия для полноц...