Подвижные игры, развивающие творческую активность детей. Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования.
статья

 Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина,  и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Глубокий смысл подвижной игры —в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, в истории и культуре каждой страны.

Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию  обучения. 

Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде.

Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста.  Наиболее результативным является метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Лобцова И.В. воспитатель  

                                                    ГБДОУ детский сад №48 Калининского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга.    

           Подвижные игры, развивающие творческую активность.

 Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина,  и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Глубокий смысл подвижной игры —в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, в истории и культуре каждой страны.

Подвижная игра не только является культурной ценностью, но и создает культурные ценности,  упражнение, при помощи которого ребенок готовится  к жизни. В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, активность.         Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий, животный мир.

«Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт, воплощение чужих мыслей и чувств.

Так же подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто и остаются в области подсознания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.

Для подвижных игр характерны большой эмоциональный  подъём и наличие правил, обязательных для всех играющих и являющихся законом. Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей.

Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр («Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх, как: («Игра теней», «Путаница», «Волшебник», «Природные стихии: воздух, вода, земля.», «Ровным кругом», «Совушка», «Выставка картин».   Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. К таким играм относятся народные подвижные игры, как:  «Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжают развиваться  творческие способности детей(придумывание разных вариантов игр, усложнение движений).

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания детей. По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности, активности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально  активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.    

                                     

                                                                                     

                                                                                                       

                                                                                             

                                                                                        Лобцова И.В. воспитатель  

                                                     ГБДОУ детский сад№48 Калининского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга.

     Проектная деятельность как средство индивидуализации

                                 дошкольного образования.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.

Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию  обучения. 

Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде.

Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста.  Наиболее результативным является метод проектов.

 Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.

Проектная деятельность  позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Проект- это «игра всерьёз»- результаты его значимы для детей и взрослых.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В рамках интегрированного подхода то, или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные его аспекты.

Существует несколько типов проектов: тематические, исследовательские, ролево-игровые, творческие, информационно-практико-ориентированные. По продолжительности проекты могут быть разные:  краткосрочные,  средней продолжительности,  долгосрочные.

Тематика проектов, как правило, самая разнообразная. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра, то начиная с младшего возраста, используются игровые и творческие проекты. Например: «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.

С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности. Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальными становятся и другие виды проектов: индивидуальные. Например:«Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья»; исследовательские: «Этот загадочный лимон»; «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др. В старшем дошкольном возрасте возникает потребность в утверждении личности ребенка в коллективе. Дети склонны действовать «напоказ», соперничать между собой. 

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Проект формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении творческой личности и  общественно- значимой  деятельности.

Проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка. Практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.  Проект интегрирует различные аспекты  знаний,  навыков, действий. Проект  позволяет получить наглядный  материал  своей деятельности.

Индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Когда  ребёнок видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива,  ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.  

В результате проектной деятельности дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе, понимать свои возможности и значение, у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение проектной деятельности даёт возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

В отношении педагогов:

         способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации                              отношений с  воспитанниками и их родителями.

В отношении детей:

  • обеспечивает индивидуализацию для каждого ребенка, условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • привлекает детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт.

В отношении родителей:

            Способствует становлению родительской общественности непосредственными               участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка. которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Проект одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.

Развивающая работа в ДОО позволяет повысить интерес детей к спорту и физкультуре, помочь им проявить самостоятельность в организации занятий и игр, а значит – проявить творческие качества. И поэтому, ...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Однако, несмотря на разнообразие методик, н...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в колл...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования...

Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования"

Статья о проектной деятельности в дошкольном образовании....

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Главным принципом современных преобразований являетсяориентация на индивидуализацию обучения. Под этим термином понимается процесс раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной образо...