Подвижные игры, развивающие творческую активность детей. Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования.
статья
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина, и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Глубокий смысл подвижной игры —в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, в истории и культуре каждой страны.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде.
Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Наиболее результативным является метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Лобцова И.В. воспитатель
ГБДОУ детский сад №48 Калининского района
Санкт-Петербурга.
Подвижные игры, развивающие творческую активность.
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина, и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Глубокий смысл подвижной игры —в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, в истории и культуре каждой страны.
Подвижная игра не только является культурной ценностью, но и создает культурные ценности, упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, активность. Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий, животный мир.
«Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт, воплощение чужих мыслей и чувств.
Так же подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто и остаются в области подсознания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерны большой эмоциональный подъём и наличие правил, обязательных для всех играющих и являющихся законом. Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей.
Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр («Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх, как: («Игра теней», «Путаница», «Волшебник», «Природные стихии: воздух, вода, земля.», «Ровным кругом», «Совушка», «Выставка картин». Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. К таким играм относятся народные подвижные игры, как: «Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжают развиваться творческие способности детей(придумывание разных вариантов игр, усложнение движений).
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания детей. По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности, активности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
Лобцова И.В. воспитатель
ГБДОУ детский сад№48 Калининского района
Санкт-Петербурга.
Проектная деятельность как средство индивидуализации
дошкольного образования.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде.
Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Наиболее результативным является метод проектов.
Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Проект- это «игра всерьёз»- результаты его значимы для детей и взрослых.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В рамках интегрированного подхода то, или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные его аспекты.
Существует несколько типов проектов: тематические, исследовательские, ролево-игровые, творческие, информационно-практико-ориентированные. По продолжительности проекты могут быть разные: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Тематика проектов, как правило, самая разнообразная. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра, то начиная с младшего возраста, используются игровые и творческие проекты. Например: «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.
С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности. Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальными становятся и другие виды проектов: индивидуальные. Например:«Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья»; исследовательские: «Этот загадочный лимон»; «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др. В старшем дошкольном возрасте возникает потребность в утверждении личности ребенка в коллективе. Дети склонны действовать «напоказ», соперничать между собой.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Проект формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении творческой личности и общественно- значимой деятельности.
Проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка. Практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Проект интегрирует различные аспекты знаний, навыков, действий. Проект позволяет получить наглядный материал своей деятельности.
Индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Когда ребёнок видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива, ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
В результате проектной деятельности дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе, понимать свои возможности и значение, у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение проектной деятельности даёт возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:
В отношении педагогов:
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
В отношении детей:
- обеспечивает индивидуализацию для каждого ребенка, условия для самоопределения и самореализации личности;
- реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- привлекает детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт.
В отношении родителей:
Способствует становлению родительской общественности непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка. которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Проект одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.
Развивающая работа в ДОО позволяет повысить интерес детей к спорту и физкультуре, помочь им проявить самостоятельность в организации занятий и игр, а значит – проявить творческие качества. И поэтому, ...
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей
Подвижные игры, развивающие творческую активность детей...
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Однако, несмотря на разнообразие методик, н...
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в колл...
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования...
Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования"
Статья о проектной деятельности в дошкольном образовании....
Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
Главным принципом современных преобразований являетсяориентация на индивидуализацию обучения. Под этим термином понимается процесс раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной образо...