Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
методическая разработка

Пашперо Ольга Владимировна

Главным принципом современных преобразований являетсяориентация на индивидуализацию обучения. Под этим термином понимается процесс раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова А.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 40 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность как средство индивидуализации

 дошкольного образования

На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы  качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.                  

Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания  выступает проектная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность  позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала,  интересы дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении разрабатываются и внедряются проекты по разным направлениям образовательной деятельности.

Проект «Мой город родной» - разработан для детей подготовительной группы. В этом  проекте принимали участие 16 дошкольников, цель проекта – формирование представлений о родном крае и родном городе.

«Школа дорожных наук» - проект для детей старшей группы. Цель – формирование навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах города. Участвовало в проекте 2 подгруппы детей в количестве 12   и  2  человек.  

Проект «А полезные продукты – это овощи и фрукты!» подготовлен для детей средней группы. Количество участников -  8  человек. Цель – формирование представлений дошкольников о роли витаминов в сохранении и укреплении здоровья.

«Устное народное творчество в воспитании дошкольников» - проект для детей младшей группы. Принимало участие -  4 детей. Цель – формирование у дошкольников представлений об устном народном творчестве.

Проекты по здоровому питанию «Витаминные друзья» (14 дошкольников), «Здоровая еда – везде и всегда!» (8 дошкольников) «Лучшие продукты – овощи и фрукты» (1 дошкольник) подготовлены для детей младшего дошкольного возраста. Цель – формирование представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Наряду с общей темой проекта, для каждой подгруппы детей ставятся конкретные задачи в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями. Каждый проект обеспечивает индивидуальную траекторию развития дошкольника. В ходе разработки  проектов педагоги ориентируются на зону актуального и ближайшего развития воспитанников.

Основные принципы разработки и реализации проектов:

  • уважение личности ребенка,
  • принцип системности,
  • индивидуальный подход,
  • принцип сознательности и активности.

Разработка проекта начинается с определения актуальной проблемы, выявления предпочтения детей к различным видам деятельности.  Педагог готовит предварительный план решения проблемы для каждой группы. В группе сосредотачивается необходимый материал, который  помогает детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира; организуется соответствующая предметно-развивающая среда. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения, тем самым они становятся подлинными субъектами  образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие. Вместе с тем периодически знакомят детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог способствует созданию «культурного поля» в самой его личности. В этом «поле» больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.

В результате проектной деятельности дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение проектной деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Проектная деятельность, как средство реализации    ФГОС в     дошкольном образовании....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Всвязи с изменением характера и содержания педагогического  взаимодействия с ребёнком, которые предполагает стандарт, перед коллективами ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства...

Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.

Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества  детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.  Развитие познав...

Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.

Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества  детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.  Развитие ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным...

Из опыта работы «Проектная деятельность как средство закрепления и расширения знаний детей в экологическом воспитании и образовании»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Познавательная активность детей дошкольного ...