Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
методическая разработка
Главным принципом современных преобразований являетсяориентация на индивидуализацию обучения. Под этим термином понимается процесс раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_individualizatsii_doshkolnogo_obrazovaniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Крылова А.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 40 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Проектная деятельность как средство индивидуализации
дошкольного образования
На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает проектная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении разрабатываются и внедряются проекты по разным направлениям образовательной деятельности.
Проект «Мой город родной» - разработан для детей подготовительной группы. В этом проекте принимали участие 16 дошкольников, цель проекта – формирование представлений о родном крае и родном городе.
«Школа дорожных наук» - проект для детей старшей группы. Цель – формирование навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах города. Участвовало в проекте 2 подгруппы детей в количестве 12 и 2 человек.
Проект «А полезные продукты – это овощи и фрукты!» подготовлен для детей средней группы. Количество участников - 8 человек. Цель – формирование представлений дошкольников о роли витаминов в сохранении и укреплении здоровья.
«Устное народное творчество в воспитании дошкольников» - проект для детей младшей группы. Принимало участие - 4 детей. Цель – формирование у дошкольников представлений об устном народном творчестве.
Проекты по здоровому питанию «Витаминные друзья» (14 дошкольников), «Здоровая еда – везде и всегда!» (8 дошкольников) «Лучшие продукты – овощи и фрукты» (1 дошкольник) подготовлены для детей младшего дошкольного возраста. Цель – формирование представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Наряду с общей темой проекта, для каждой подгруппы детей ставятся конкретные задачи в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями. Каждый проект обеспечивает индивидуальную траекторию развития дошкольника. В ходе разработки проектов педагоги ориентируются на зону актуального и ближайшего развития воспитанников.
Основные принципы разработки и реализации проектов:
- уважение личности ребенка,
- принцип системности,
- индивидуальный подход,
- принцип сознательности и активности.
Разработка проекта начинается с определения актуальной проблемы, выявления предпочтения детей к различным видам деятельности. Педагог готовит предварительный план решения проблемы для каждой группы. В группе сосредотачивается необходимый материал, который помогает детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира; организуется соответствующая предметно-развивающая среда. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения, тем самым они становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие. Вместе с тем периодически знакомят детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог способствует созданию «культурного поля» в самой его личности. В этом «поле» больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.
В результате проектной деятельности дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение проектной деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании....
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
Всвязи с изменением характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком, которые предполагает стандарт, перед коллективами ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства...
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию. Развитие познав...
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию. Развитие ...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным...
Из опыта работы «Проектная деятельность как средство закрепления и расширения знаний детей в экологическом воспитании и образовании»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Познавательная активность детей дошкольного ...