ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБЩЕЖИТИИ
статья на тему
В статье говорится о нестандартном подходе в процессе воспитания обучающихся, проживающих в общежитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lavrenteva_n.yu_._osobennosti_vospitatelnoy_raboty.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
II Всероссийский новогодний педагогический интернет марафон по теме: «Парад Инноваций – ступени успеха» в формате онлайн
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБЩЕЖИТИИ
Н.Ю. Лаврентьева
Мариинско-Посадский технологический
техникум Минобразования Чувашии
Аннотация: в статье говорится о нестандартном подходе в процессе воспитания обучающихся, проживающих в общежитии.
Ключевые слова: технология, нестандартный подход, нестандартный урок, коллективная творческая деятельность, арт-терапевтические технологии.
XXI – век технологий, новых открытий, век информации. В процессе воспитания личности, также особую важность имеют методики, способствующие развитию и саморазвитию индивидуума.
Актуальность моей темы заключается в решении проблемы, направленной на использование творческого подхода, на сотрудничество, как путь воздействия на личность, на взаимодействие и взаимоучастие в коллективной деятельности, где отдается предпочтение не только слову, как важному источнику информации, но и активной совместной деятельности студентов и воспитателей, а также в нестандартном подходе в процессе воспитания обучающихся, где используются новые технологии и методики.
Воспитателю хочется создать в общежитии благоприятный климат, дружный коллектив, выбрать достойного лидера, обсудить волнующие ребят проблемы…
А как хочется достучаться до закрытых, одиноких, часто очерствевших и озлобленных детских сердец, отогреть их души, сделать так, чтобы заиграла искренняя улыбка, засветились огоньки радости в глазах.
Классный час! А какая ассоциация возникает с ним у студентов? Опять эти вечные разборки или нудные выяснения обстоятельств, виновных и неблагодарных…
Поэтому в опыте воспитательной работы я использую разные подходы, разнообразные формы, реализую различные методики подготовки и проведения мероприятий, включая все направления: умственное, идейно-нравственное, нравственно-этическое, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое, правовое воспитание. С помощью внеклассных мероприятий мы достигаем поставленные цели, решаем ряд задач образовательных и расширяем диапазон решения воспитательных задач. Рассмотрим особенности подготовки и проведения активных форм воспитания и видов коллективной творческой деятельности. Это дискуссии, «круглые столы», викторины, экскурсии, «трудовые десанты», политинформация, спортивные соревнования, праздники и вечера.
Использую интерактивные формы, которые, как показывает практика, снимают нервную нагрузку воспитанников, помогают установлению эмоциональных контактов между студентами, решают воспитательные задачи, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
С успехом проходят беседы с элементами драматизации, с сюжетно-ролевыми играми, так как игры в большинстве своём являются моделями жизненных ситуаций. Игры дают возможность оценить своё поведение со стороны. Кроме того, совершая ошибку в игровой ситуации общения, воспитанник не чувствует того напряжения и ответственности, которые существуют в реальной жизни. Это даёт возможность студентам как участникам игры больше пробовать, не бояться проигрывать, чувствовать себя комфортно в разных ситуациях и искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом.
Применяю здоровьесберегающие технологии с использованием подвижных форм (пропаганда ЗОЖ), весёлые старты, день атлетики, день здоровья; дискуссионные формы, круглый стол, просмотр социальной рекламы, видеороликов, презентаций; исследование, тренинг, упражнения, игровые формы (сюжетные, ролевые игры); формы работы вне учебного заведения - это экскурсии, походы.
При проведении мероприятий использую арт-терапевтические технологии, потому что арт-терапия - это деятельность воображения, а не проявления художественного таланта человека. Воспитанники не беспокоятся о художественных основах своих творений, они выражают внутренние переживания спонтанно. И я как педагог создаю атмосферу безоценочности и доверия в группе. Как формы работы использую индивидуальную арт-терапию, арт-терапию в парах, групповую арт-терапию.
Также в своей работе использую сказкотерапию. Сказка и реальность взаимосвязаны. Сказки (авторские, народные) - это не оторванность или уход от реальности, как думают взрослые, напротив сказочные события и жизненные события взаимосвязаны. Сказки -жемчужины творчества. Их любят и дети и взрослые. Сказки всегда учат хорошему. Сказки прославляют мастерство, знание, милосердие, стойкость, честность. Сказка - это ещё и мечта.
Применяю кино-видео терапию. Смотрим замечательные фильмы советских времен, современные и зарубежные, а затем их обсуждаем. Делаю упор на том, что неправильного мнения не бывает, каждый по-своему прав.
Большую помощь мне как воспитателю оказывают различного рода психологические тесты, анкеты, выявляющие внутренние проблемы детей, их душевное состояние, отношение к окружающему миру. Ведётся ежедневное воздействие воспитателя на воспитанников с помощью индивидуальных бесед, поручений (если стараются – поощряю), чтения газет, отгадывания кроссвордов, мини-игр, с помощью демонстрации наглядных пособий (например, показ фотографий, свидетельствующих о деградации личности людей, употребляющих алкоголем, фотографий детей уродцев, родившихся в семьях алкоголиков).
Хороший результат даёт метод «косвенного разъяснения». Он состоит в том, что воспитатель вовлекает воспитанников в обсуждение вопросов, которые на первый взгляд, их в данный момент не касаются, например, разговор о каком-либо негативном поступке, совершённом другим студентом, и стараюсь, чтобы он (она) высказал отрицательное отношение к этому поступку. Затем даю понять воспитаннику, что разговор заведён не случайно и имеет прямое отношение к нему. Но так как студент уже высказал отрицательную точку зрения по аналогичному поступку, ему приходиться осудить и свои неправильные действия.
Воздействие на студента возможно через художественное слово, личный пример.
Индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от коллективных законов, каждый приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом, с другими людьми. Предлагаю творческий поиск сотрудничества как путь воздействия на личность студента, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информации) как важному источнику воспитания, но и активной совместной деятельности обучающегося и взрослых.
В структуре организации бесед, лекций (классных часов) необходимо соблюдать ряд последовательно выполняемых основных действий воспитателя и студентов (технологическая цепочка):
1. В общежитии создается совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана беседы, инициативная группа создается на основе выборов, назначения и включения желающих.
2. Совет дела вносит предложения, обсуждает их вместе с воспитателем, выстраивает общую программу беседы.
3. Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.
4. Совет дела распределяет поручение между обучающимися (коллективные, групповые, парные и индивидуальные), уточняет план проведения мероприятия совместно с воспитателем.
5. Студенты включаются в подготовку классного часа, беседы или диспута, воспитатель и совет дела помогают в реализации намеченного.
6. В проведении подготовленной беседы принимают участие все студенты.
7. После беседы проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведенного дела.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры обучающегося была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с обучающимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. На вопросы, которые ставит перед нами жизнь, нет точных ответов как в задачниках, но есть определённый педагогический опыт, мудрость, накопленная человечеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организационной работы с детьми с нарушением интеллекта в детском саду по формированию социальной адаптированности.
О содержании работы в ДОУ, направленной на подгтовку детей к обучению в специальной школе....
особенности воспитательной и образовательной работы в группе для детей со сложным дефектом развития
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Особенности воспитательной и организационной работы воспитателя в общежитии
Особенности воспитательной и организационной работы воспитателя в общежитии раскрываются в выступлении в виде презентации....
Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях воспитательно-образовательного процесса в общеразвивающих группах
Предлагаю вам презентацию мини-лекции по осуществлению клооекционной работы в амках Адаптированной образовательной программы с детьми дошкольного возраста в условиях группы общеразвивающей направленно...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией
Презентация на тему : "Презентация на тему:"Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией "...
Особенности организации и содержания работы воспитателя в комбинированной группе ДОУ
В консультации раскрыто содержание работы воспитателя в группе комбинированной направленности. Даны рекомендации по проведению физкультминуток и организации совместной учебной деятельности...