особенности воспитательной и образовательной работы в группе для детей со сложным дефектом развития
статья по теме

Королева Светлана Васильевна

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитательной и образовательной работы в группе для детей со сложным дефектом в развитии.

Специальная педагогика является наукой, которая связывает дефектологию и педагогику. Цель всех разделов специальной педагогики – определение таких условий обучения и воспитания, которые адекватно учитывают все особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При подборе системы и методов обучения ребенка с отклонениями развития обязательно учитываются его возраст, время возникновения дефекта, а также глубина (степень) поражения и место поражения. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально развивающихся сверстников, при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными. Л.С. Выготский писал: «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают это иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка».

Специальное образование в нашей стране — достаточно динамичная область. При этом каждая его отрасль, каждое направление в современных условиях стоит перед необходимостью решения целого ряда актуальных проблем. В настоящее время это прежде всего связано с дальнейшей разработкой содержания обучения, в большей степени это касается детей с ранним детским аутизмом, со сложными (множественными) нарушениями развития. Воспитание, обучение и развитие особого ребенка должно носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития, то есть запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он не может развить самостоятельно. Зона ближайшего развития определяет, согласно Л.С. Выготскому, не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка. Обучение должно стимулировать развитие ребенка, правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Центральными задачами работы воспитателя специализированного учреждения являются:

- охрана жизни и здоровья детей, содействие развитию воспитанников (Е. А. Стребелева, 2003; Т. Г. Неретина, 2004);

 - стабилизация хода психического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников (Л. И. Плаксина, 1999),

 - повышение уровня психического развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах (Т. Г. Неретина, 2008г.).

Многие авторы прежде всего отмечают, что общение на основе совместных со взрослым действий с предметами у детей с умственной отсталостью, глухих и слабослышащих, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникает несвоевременно. Это задерживает развитие первых форм жестового общения. В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок мало контактен. Несформированность различных средств общения не позволяет ему вступать в ролевую игру со сверстниками и в совместную деятельность со взрослыми. У большинства проблемных детей предметная деятельность не становится ведущей в раннем возрасте. Весь процесс коррекционно-развивающего обучения имеет коммуникативную направленность. Основной формой обучения является игровая деятельность, занятие в форме дидактических игр, занятий-путешествий с музыкальным сопровождением.

В специализированном коррекционном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

- формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;

- формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности

Основополагающим содержанием в данном разделе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе сотрудничества ребенка со взрослым лежит эмоциональный контакт.

Для детей с ранним детским аутизмом характерным оказывается манипулирование с предметами, направленное не на выявление их функциональных свойств, а на физические свойства.  Формирование игровой деятельности проблемных детей также имеет ряд особенностей. У детей с ранним детским аутизмом игровые действия характеризуются однообразием манипуляций с объектами (О. С. Никольская).

Таким образом, можно говорить о следующих общих особенностях психического развития проблемных детей:

- несформированность потребности в общении с взрослыми и сверстниками;

- несформированность адекватных способов усвоения общественного опыта;

- недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень интереса и активности в нем (низкая познавательная активность);

-задержка или качественное своеобразие формирования ведущей деятельности на разных этапах развития (эмоциональное общение со взрослым, предметная, игровая, учебная деятельность);

- отставание либо нарушение речевого развития;

- недостаточность моторного развития (несформированность ведущей руки, слабость мышц, трудности при переключении с одного движения на другое, общая моторная неловкость, нарушение зрительно-двигательной координации);

- низкий уровень развития психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления);

- несвоевременное формирование предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;

- несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер;

- нарушение процессов социализации.

Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, осваивать систему научных знаний и социальных навыков через основной вид детской деятельности – игру.

 Игра – особая форма освоения ребенком навыков взаимодействия

Как и нормальные дети, дети с аутистическими проявлениями тоже любят заниматься с игрушками, за исключением одного, предпочитаемые ими игрушки отличаются от тех, которыми играют обычные дети. Дети, страдающие аутизмом, как правило, играют с игрушками, предназначенными для детей более младшего возраста, чем они сами. Игрушки, игровые действия могут отличным способом помочь развить навыки социального взаимодействия между аутичными детьми. Все дети учатся сотрудничать и строить навыки взаимодействия, играя наряду с другими, и то же самое происходит и с детьми, страдающими аутизмом. Игры с предметными игрушками являются хорошим выбором, где и другие игроки могут поучаствовать в игре, что делает их более интересными и веселыми для деток с аутистической симптоматикой. Игра с правильными игрушками гарантирует, что ребенок не испытает недостатка в собственной уверенности и будет в состоянии нормального взаимодействия с другими детьми.

В процессе игры дети усваивают ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми. Во время игр у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними. Ведется работа по формированию предметно-игровых действий, элементов сюжетно-ролевых игр.

В ходе игры происходит формирование:

  • важнейших психических процессов и действий (развивается восприятие, мышление, воображение, представления образов)
  • умственное развитие (анализ, синтез, сравнения, классификация, формирование функции замещения)
  • физическое развитие (ловкость, подвижность, скорость, координация)
  • нравственное воспитание (навыки коллективного поведения, усвоение этических норм и правил, поведение в обществе)
  • развитие речи (расширение и обогащение словаря, активизация, развитие коммуникативной и регулирующей функции речи)

Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личном интересе ребенка к игрушке или ситуации. Ребенок выполняет предметно-игровые действия по показу или совместно с воспитателем, возможно даже приемом «рука в руку», неоднократно повторяя их. Педагог сопровождает все речевым комментарием. «Любая игра похожа на реку, у которой два берега, один из которых нравственный урок, задуманный взрослым, а второй - забава» И.О.Гессен.

Материалом для будущей игры являются знания, которые мы – воспитатели и родители, даём детям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в группе для детей со сложным дефектом по теме: «Дикие животные»

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением диких животных, игрушки диких животных на макете. Цель:Обогащать знания детей о диких животных.Программное...

План по работе с родителями и детьми на тему: «Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию» в группе для детей со сложными дефектами умственного и физического развития 2013-2014 (2014-2015) учебный год

В данном материале представлен перспективный план по работе с родителями и детьми  на учебный год по теме: "Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию" в группе для детей со ...

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей со сложной структурой дефекта (маркеры пространства)»

   Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта осуществляется в разных видах деятельности.     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) ...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...

Конспект ООД по лепке в разновозрастной группе для детей со сложным дефектом развития с использованием ростовой куклы Дуняша «Комнатное растение – фиалка»

Конспект ООД по лепке в разновозрастной группе для детей со сложным дефектом развития с использованием ростовой куклы Дуняша«Комнатное растение – фиалка»  Цель: учить лепит...