Особенности организации и содержания работы воспитателя в комбинированной группе ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
В консультации раскрыто содержание работы воспитателя в группе комбинированной направленности. Даны рекомендации по проведению физкультминуток и организации совместной учебной деятельности нормотипичных детей и детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_kombinirovannoy_gruppy.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации и содержания работы воспитателя в комбинированной группе ДОУ
Подготовила: учитель – дефектолог
Мельникова И. О.
МДОУ «Детский сад № 44 комбинированного вида»
г. Магнитогорска
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка.
В целях реализации прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, коррекционно – педагогической помощи детям в дошкольных учреждениях создаются группы комбинированной направленности.
Группы комбинированной направленности детского сада – это группы, в которых организуется совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с ОВЗ, имеющих заключение и рекомендации ПМПК. Для детей с ОВЗ, посещающих такую группу, методической группой ДОУ разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП).
В группе с детьми работают воспитатели, учитель - логопед, учитель –дефектолог и педагог - психолг.
В первые две недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом и учителем-логопедом, проводит обследование детей с ОВЗ для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности. Затем разрабатывается индивидуальный маршрут обучения на каждого ребенка. Диагностика детей с ЗПР проводится 3 раза в учебный год (сентябрь, декабрь, май). С остальными детьми – 2 раза в год (сентябрь, май). Таким образом отслеживается динамика развития каждого ребенка.
Особенность работы воспитателя в группах комбинированной направленности заключается в том, что помимо общеобразовательных задач он решает и ряд коррекционно-развивающих, направленных на устранение недостатков в физической, сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной и речевой сферах у детей с ОВЗ.
Все коррекционные задачи решаются учителем-логопедом, учителем - дефектологом и воспитателем совместно. Задача работы воспитателя заключается не только в формировании знаний, умений и навыков, еще в создании условий для их практического усвоения, закрепления и активизации. Воспитатель обязательно занимается закреплением навыков правильной речи. Для этого необходимо знать, на какой стадии автоматизации звуков находится каждый ребенок, следить за поставленными звуками и грамматической правильной речью. С этой целью группе ведется тетрадь взаимодействия воспитателей и узких специалистов. В данной тетради содержатся задания как для всей группы детей с ОВЗ, так могут помещаться задания и для индивидуального закрепления знаний и поставленных звуков с ребенком.
Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня.
Ежедневно в процессе коррекционной работы во время проведения занятий и режимных моментов воспитателю необходимо включать:
- Артикуляционную гимнастику (в течении дня 3-5 раз)
- Пальчиковую гимнастику
- Игры на развитие восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Для детей с ЗПР нарушения двигательных функций являются составляющей частью ведущего дефекта. Следовательно, очень важна роль физминуток. Выполняя простые движения, сочетающиеся с речью, дети переключают внимание, раскрепощаются, у них проходит усталость и сонливость, повышается интерес и работоспособность. Научившись управлять отдельными движениями, ранее для них затруднительными, дети становятся более уверенными в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху в их дальнейшем развитии.
При подборе физминутки необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с ОВЗ. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
- Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
- Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
- Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
- Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением подскоков, приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
- Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку. Рекомендации СанПин для детей с нормальным развитием:
- в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;
- в старшей группе – на 12 – 14 минуте;
- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте
- Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
- Педагогам, работающим с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.
- При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
- Упражнения повторяются до 6 раз.
Во время проведения фронтальных занятий в группе комбинированного вида, воспитателю необходимо уделять детям с ЗПР и детям с нарушением слуха особое внимание:
- Речь педагога должна быть, точной, ясной, простой, эмоционально выразительной, достаточно громкой и размеренной.
- Задания и вопросы должны быть сформулированы четко и ясно.
- Прежде чем ребенок приступит к выполнению задания, необходимо убедиться в том, что он его правильно понял. Для этого можно попросить его повторить задание.
- Поддержать интерес, положительный эмоциональный настрой и внимание детей помогает красочный дидактический материал и дидактические игры.
- Количество заданий и темп их выполнения должны быть посильны детям.
- Важно эмоционально положительное отношение к ребенку, поощрение и радость за его малейшие успехи.
При изучении каждой темы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитателю нужно обеспечить взаимосвязь таких видов деятельности детей, как непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, предметно-практическая деятельность и дидактические игры. При этом первоначальные представления дети должны получать во время специально организованных прогулок и экскурсий, их расширение и уточнение происходит на занятиях, а закрепление и расширение - в сюжетно-ролевых и иных играх, которые организуются вне занятий, а также в различных видах продуктивной деятельности - лепке, рисовании, аппликации.
В группе комбинированной направленности воспитатель также формирует и развивает элементарные математические способности детей, обучающихся по основной образовательной программе и детей с нарушениями речи. Особое место должно уделяться закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на подгрупповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях с детьми ЗПР.
В работе с детьми с ОВЗ воспитатель должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.
От слаженности в работе педагогического коллектива, от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда, учителя - дефектолога и воспитателя во многом зависит успех коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсовая работа "Особенности организации и содержания театрализованной деятельности в группе для детей с нарушениями речи"
Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От...
Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»
рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...
Консультация для воспитателей "Организация и содержание работы воспитателя с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи"
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевые нарушения ослабляют у детей коммуникативную, планирующую и знаковую фу...
Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»
Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....
Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией
Презентация на тему : "Презентация на тему:"Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией "...
Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...