Особенности организационной работы с детьми с нарушением интеллекта в детском саду по формированию социальной адаптированности.
материал по теме

Гончарова Наталья Владимировна

О содержании работы в ДОУ, направленной на подгтовку детей к обучению в специальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детского сада №20 «Дельфин»

Г. Саяногорск

Доклад

Особенности организационной работы с детьми с нарушением интеллекта в детском саду по формированию социальной адаптированности.

Подготовила: Гончарова Н.В.

Учитель – дефектолог

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

Интеграция в обществе детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющий дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состояние адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности.

Для детей с нарушениями интеллекта термин социальная адаптация ( автор термина Шипицина Л.М.) означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения  «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

В задачи развития и воспитания детей с нарушением интеллекта входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптированность открывает детям возможность активного участия в общественной жизни.

В нашем ДОУ функционирует группа для детей с нарушение интеллекта. Группа разновозрастная от 3 до 8 лет. Дети поступают к нам по решению ПМПК. Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У некоторых поступающих детей отмечается адаптационный стресс: общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишает ребенка ощущения защищенности, поэтому некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые.

При поступлении детей в ДОУ мы проводим психолого-педагогическое обследование детей. Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:

 - медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;

- с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада). Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: познавательное, социальное развитие, игру, выявляет степень адаптированности. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой.

Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Результаты диагностики и заносятся в диагностическую карту. На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточность осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой  и е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения.

В программе выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает проблемного ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающим этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым и научение  способам усвоения и присвоения общественного опыта.

В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три составляющих, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». В связи с тем, что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой новый жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. Воспитательный процесс также направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогощая их новыми задачами, целями и способами деятельности.

При выборе коррекционно-развивающего обучения мы создаем специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым.

Среди этих условий мы выделяем следующие:

  1. Эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;
  2. Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
  3. Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

На начальном этапе коррекционной работы формируем у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, умения действовать  по образцу и речевой инструкции, поисковым способам ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные  пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

В процессе формирования социальной адаптированности детей с нарушениями интеллекта, решаются следующие задачи:

  1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направленно на умственное развитие.
  2. Воспитание умственное отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
  3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
  4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Социальное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта осуществляем в процессе совместной деятельности и проведения занятий по социальному развитию и ознакомлению с окружающим.

Таким образом, все содержание работы направленно на подготовку детей к обучению в школе. На формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста.

Модель выпускника детского сада группы с нарушениями интеллекта

- Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.

- С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.

- С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.

- С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.

- Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.

- Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.

- Достаточность уровня физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

          Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит ги...

Использование авторских фольклорных форм в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом.Для достижения св...

Использование сенсорных коробок в работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Использование сенсорных коробок в работе с детьми с нарушениями интеллекта....

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...

«Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта»

Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. При определении целей и...