Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»
статья (подготовительная группа)

Исаева Мария Сергеевна
Актуальность.
 
 
Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий; низкий уровень самоконтроля при выполнении задания; отсутствие целенаправленности в работе и т.д.
Перечисленные особенности обусловливают несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения. А произвольная регуляция является основой социальной зрелости ребенка, без которой активность его в школьном микросоциуме невозможна.
 Данная проблема является важной и для обеспечения личностной готовности ребенка к школьному обучению, так как в школе ему придется действовать целенаправленно и осознанно, оценивая результаты и последствия своих действий.
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
Однако, у детей с ОВЗ в целом регулятивная функция поведения недостаточна и требует интенсивного формирования в процессе осуществления познавательного развития. 
На основе вышесказанного, в нашем дошкольном учреждении ведется комплексное взаимодействие всех специалистов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы педагога-психолога

на тему:

«Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ

с  использованием кинезиологических упражнений

Подготовила:

Педагог-психолог

Грибкова Мария Сергеевна

МОСКВА 2018

Актуальность.

Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий; низкий уровень самоконтроля при выполнении задания; отсутствие целенаправленности в работе и т.д.

Перечисленные особенности обусловливают несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения. А произвольная регуляция является основой социальной зрелости ребенка, без которой активность его в школьном микросоциуме невозможна.

 Данная проблема является важной и для обеспечения личностной готовности ребенка к школьному обучению, так как в школе ему придется действовать целенаправленно и осознанно, оценивая результаты и последствия своих действий.

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.

Однако, у детей с ОВЗ в целом регулятивная функция поведения недостаточна и требует интенсивного формирования в процессе осуществления познавательного развития.

На основе вышесказанного, в нашем дошкольном учреждении ведется комплексное взаимодействие всех специалистов.

Цель: 

Развитие навыков саморегуляции у детей с ОВЗ

Задачи:

Познакомить с методами саморегуляции

Способствовать снятию эмоционального напряжения, утомления, агрессии в проблемной форме.

В  комплекс занятий, направленных на развитие саморегуляции у детей с ОВЗ, я включаю такие упражнения:  

  • дыхательные упражнения
  • массаж /самомассаж
  • растяжки
  • кинезиологические упражнения
  • постизометрическая релаксация (ПИРС) 
  • аутогенная тренировка

  1. С помощью дыхательной гимнастики дыхание освобождается от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек.

В начале учим ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Естественное дыхание вовлекает в работу все тело, т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

  1. Далее в комплекс общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма включаем массаж. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаем с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек - зоны кистей, стоп и зона ушной раковины.

  1. Так же прекрасный способ, который мы используем для снятия эмоционально-психического напряжения и одновременно повышения двигательной активности - растяжки. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление.

Растягивание представляет собой динамическую работу мышц, причем внимание сосредоточено не на какой-то одной мышечной группе, а на движении всего тела. Концентрируя внимание на движениях, ребенок постепенно учится владеть своим телом, что оказывает положительное влияние на его физическое и психическое состояние.

  1. Далее используем кинезиологические упражнения, которые, пробуждая  систему "интеллект - тело",  помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека.

При помощи кинезиологических упражнений  мы развиваем навыки саморегуляции; межполушарное взаимодействие; развиваем мелкую моторику; память, внимание, речь, мышление.

Упражнения очень просты и практичны, поэтому их можно выполнять  для повышения эффективности деятельности (перед конкурсами, умственными нагрузками).

  1. В конце занятия мы обычно используем постизометрическую релаксацию (ПИРС) и/или аутогенный тренинг.

 Постизометрическая релаксация (ПИРС) - предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют). (Упражнения: «Силач», «Насос и мяч», «Снеговик» и т.д.)

Для снятия эмоционального напряжения у детей применяют методику  аутотренинга.  Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений. (Упражнение: «Путешествие на облаке», «Приятный сон» и т.д.)

ВЫВОД:

Под влиянием таких занятий  с использованием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Применение данных упражнений развивает у дошкольников навыки саморегуляции, снимает эмоциональное напряжение, утомление, а так же расширяет границы возможностей его мозга. 

ЛИТЕРАТУРА

Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.

Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.

Лазарев М. Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.

Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.

Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.

Шевченко А.В. Повышение эффективности учебной деятельности средствами образовательной кинезиологии «Интерактив плюс», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста.

Специально подобранные упражнения способствуют развитию новых нейронных связей у детей дошкольного возраста, что непосредственно влияет на развитие саморегуляции....

Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста, испытывающих проблемы в обучении

Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. ...

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Карта самообразования педагога - психолога по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособи...

Опыт работы на тему: «Развития навыков Soft Skills детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Существует два вида навыков: hard-skills (твердые навыки) и soft-skills (мягкие навыки). Первые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся нам на работе и в реализации профессиональных проект...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...

План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.       Задачи...