Опыт работы на тему: «Развития навыков Soft Skills детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
учебно-методический материал
Существует два вида навыков: hard-skills (твердые навыки) и soft-skills (мягкие навыки). Первые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся нам на работе и в реализации профессиональных проектов. Вторые, это социально-психологические навыки, которые пригодятся нам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» п.БЫТОШЬ ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА
Опыт работы на тему:
«Развития навыков Soft Skills детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Подготовила:
воспитатель высшей кв. категории
Фролова С.В.
п.Бытошь, 2022 г
Актуальность выбранной темы
На XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов, Владимир Путин сказал: Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют softskills.
Существует два вида навыков: hard-skills (твердые навыки) и soft-skills (мягкие навыки). Первые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся нам на работе и в реализации профессиональных проектов. Вторые, это социально-психологические навыки, которые пригодятся нам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие.
Soft skills (гибкие навыки) – это надпредметные компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с людьми, быстро ориентироваться и приспосабливаться к новым условиям.
Все фундаментальные принципы актерского мастерства очень похожи на те принципы, которые заложены в понятиях «эмоционального интеллекта» и «soft skills».
В современном мире в любой деятельности нам сейчас необходимо уметь презентовать себя, рассказать о своих качествах и эффективно взаимодействовать в коллективе и социуме, ведь чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками.
Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся: коммуникативность, креативность, критическое мышление, командная работа.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой доступной для детей. Ребенок выражает свои желания и интересы от знакомства с окружающим миром. Опыт позволяет формировать soft skills у детей совместно в театрализованной деятельности.
Выбирая данную тему, я заметила, что кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции. Дети становятся участниками событий, которые разворачиваются по сюжету спектакля, эмоционально сопереживают вместе с героями. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, раскрывается личность ребенка, как «бутон», демонстрируя все богатство своего внутреннего мирка. Даже самый застенчивый ребенок, полностью погружается в театрализованные игры различного характера, с удовольствием играет роль будь то серая мышка –маленькая и беззащитная, или серый волк- большой и сердитый. Ребенок выбирает себе такого героя, который ему близок по настроению, по характеру. К сожалению, в наше современное время дети чаще предоставлены себе. Поэтому хочется, чтобы театрализованная деятельность на основе использования технологии soft skills вошла в нашу повседневную жизнь. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность. Любая сказка, театрализованная игра- это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий.
Основная идея опыта
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен и доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые оживают, двигаются, говорят. Однако нельзя рассматривать кукольный театр как развлечение. Театральные занятия – это не только постановка и репетиция спектаклей, это еще тренинги на взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, командная работа – все то, что входит в софт скилс. Таким образом, основная идея опыта заключается в использовании театральной деятельности как средства развития гибких навыков дошкольников для решения проблемы успешной социализации в дальнейшем.
Теоретическая база опыта
Прежде чем приступить к работе над данной темой я изучила методическую литературу, взяла на вооружение статьи, советы, идеи В.А.Сухомлинского, Е.Л.Медведевой, Л.Г.Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности, способствующей всестороннему развитию ребёнка. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа М.Д.Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», а также программа «Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович. Опиралась на работы Савенкова А. И. Методика, которого, предлагает не давать детям знания в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы, добывая их в разных источниках.
Новизна: Новизна и своеобразие моего педагогического опыта в том, что он нацелен на решение вопросов социализации детей в процессе театрализованных игр: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.
Цель моей работы: развития гибких навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Для реализации опыта поставлены следующие задачи:
- развить у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать, концентрироваться на главном
- развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умение контролировать свои эмоции
- развивать лидерские качества, готовность и способность повести за собой других
- воспитать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, умение управлять своим временем
Целевые ориентиры, которые направлены на развитие мягких навыков:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Система работы
С самого начала я приступила к созданию необходимых условий, способствующих развитию творческих способностей, активизации театрализованной деятельности детей, в комбинировании известных методик и технологий, с использованием личностно - ориентированного подхода, готовности к импровизации, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, особую чувственность в играх дошкольников.
В нашем учреждении созданы условия для театрально-игровой деятельности - это Театральная студия, в которой представлены различные виды театра и театральных кукол, ширмы и декорации. Такая развивающая среда позволяет обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения.
В группе оборудован театрализованный уголок, где ребёнок может уединиться и разыграть какую – нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
В центре театрализованной деятельности группы я разместила разны виды театра: пальчиковый, настольный, (вязальный), театр на фланелеграфе, теневой ,плоскостной, театр на рукавичке, а также волшебный сундучок с костюмами, масками, декорациями. Учитывая гендерные особенности детей, в центре театра были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Материал постоянно обновляется, пополняется, ориентируясь на возраст и интересы разных детей.
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, я включаю театрализацию во все виды детской деятельности.
Для эффективного решения поставленных задач разработаны модели формирования гибких навыков детей через театрализованную деятельность, которая раскрывает основные формы работы с детьми:
Умение работать в команде
Умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями. Готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Может ли ребенок сделать так, чтобы не только он, но и вся его команда добилась цели?
Методы:
• командные мероприятия: игры, постановка спектакля
• совместные проекты, когда защита проекта возможна только всей командой;
• соревнования между дошкольниками среди ДОУ, соревнования между школьниками и дошкольниками
Лидерство
Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.
Может ли ребенок:
• стать лидером для других детей: воодушевить и повести их за собой?
• понимать и чувствовать других людей?
• ставить другим детям соответствующие их способностям и характеру задачи и добиваться их выполнения?
Методы:
• Курирование дошкольников школьниками; курирование новичков в группе ;
• Проблемные ситуации (поздравления, навестить больного друга), показ сказок для младших дошкольников;
• Кружки и занятия по увлечениям обязательно найдут отклик в душе любого дошкольника, и он проявит инициативу в той сфере, которая ему интересна и соберет свою команду единомышленников.
Креативность
Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
Может ли ребенок:
• с ходу предложить идею для праздничного вечера?
• рассказать друзьям сочиненную им историю?
Методы :
- решая задачу, можно предложить не только дать правильный ответ, но и найти 10 разных вариантов решения;
- музыкальные, литературные гостиные, театральные постановки и актерское мастерство, развитие художественных навыков. Ребенку с широким кругозором легче найти нестандартный подход к решению вопроса.
- развитие РППС
Коммуникабельность
Способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.
Может ли ребенок:
• доступно и интересно излагать свои идеи и мысли?
• уверенно говорить с группой своих сверстников, с воспитателем, с другими взрослыми?
• выступить перед аудиторией
Методы:
• на занятиях поощряется активное участие дошкольников в дискуссии.
• дошкольники постоянно находятся в окружении своих сверстников и вместе реализуют проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам;
• разработка навыка самопрезентации и прохождения интервью.
• развитие навыков ведения переговоров
• развитие внятной и четкой речи (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, чистоговорки)
Организаторские способности
Это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.
Может ли ребенок:
• так организовать свое время, чтобы успевать и принимать участие в дополнительных мероприятиях?
• собрать команду, чтобы пробежать вместе кросс или организовать игру?
• принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано?
Методы :
• поддержка инициативы самостоятельно организовывать выставку, праздник, спектакль, игру и многое другое.
Позитивность
Вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.
Может ли ребенок:
• сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы?
• бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели?
• пробовать решать свои вопросы самостоятельно, не прибегая сразу к помощи?
Методы :
• Поддержка и внимание воспитателей, наставников и старшеклассников..
• Здоровая конкурентная атмосфера помогает дошкольникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.
• Психогимнастика
Любознательность
Интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления. Это естественное качество любого ребенка и важно его сохранить.
Может ли ребенок:
• оторваться от телефона или планшета и смотреть по сторонам, когда вы едете в машине?
• оказываясь в новом месте, пытаться узнать что-то о нем?
• задавать вопросы о том, как устроен мир?
Методы:
- Музеи: «Город мастеров», «ЭКОЛОГиЯ», «Мы помним, мы гордимся!», «Русская изба», «Скоро в школу»
- Посещение библиотеки тематические экскурсии
- НОД
Активно уделяю внимание технике речи – чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На занятиях с детьми говорим о различных видах театра, о том, как они возникли, познакомились с Петрушкой. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и говорить с выражением. Особую роль уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции.
В театрализованных занятиях функционально применяю чтение произведений художественной литературы и проведение викторин.
Мы играем в игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для совместного творчества.
Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей, проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.
Итогом всех игр и занятий является мини - спектакль. Выбираются сказки, стихи, пьесы, распределяются роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходят экспромтом. Особенно ребятам нравится придумывать сюжет самостоятельно. Мною поддерживается коллективное придумывание диалогов, совместное сочинение маленьких историй. Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям.
Мною ведется большая работа с родителями. Не только педагоги должны сделать жизнь воспитанников наполненной яркими впечатлениями, но и родители должны быть вовлечены в жизнь детского сада, несмотря на большую занятость. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Очень важно, что ребенок в игре практически не утомляется. В игре у ребёнка реализуется активный творческий потенциал, поэтому родители моей группы с удовольствием помогают мне и детям в подготовке к спектаклям, сценкам: заучивают с ребёнком слова, шьют кукол и изготавливают атрибуты для театра. Мною используются различные формы взаимодействия с родителями:
-консультации и памятки;
-открытые показы театрализованных постановок;
-проектная деятельность;
– театральные недели.
Театр для детей представляется не как развлечение, а является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для ребенка.
Стабильность опыта.
Используя свой опыт, я знаю, что часть детей нуждается в индивидуальном подходе, они робкие, нерешительные. Именно индивидуальные занятия помогут таким ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для детей, которые любят «превращаться», кто не боится трудностей, открыт к общению, выбирается более сложная роль, даже роль отрицательных персонажей, при этом я объясняю, что в театрализованной деятельности все- и дети, и взрослые – артисты, они могут и должны играть разные роли.
Результативность опыта
В результате работы сделан вывод, что театрализованная деятельность помогает сформировать у дошкольников:
- коммуникативные и креативные способности, позволяющие эффективно работать в команде;
- дети способны передавать эмоции и чувства, проявляют склонность к эмпатии и рефлексии в процессе освоения ролей;
- дошкольники уверенно чувствуют себя в разных ситуациях, решая спонтанные задачи;
- сформирована эмоционально-волевая сфера, что говорит о психологической устойчивости воспитанников и лежит в основе индивидуальной образовательной траектории обучающихся - отражает интересы конкретного ребенка в различной деятельности.
Используемая литература
- Абашкина О. Soft-skills – Ключ к карьере [Электронный ресурс]: URL: https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (Дата обращения 27.02.2018 г.)
- Интернет источник Южный Федеральный университет и Центр карьеры ЮФУ http://softskills.sfedu.ru/
- Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада – М., 2003г.
- Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.
- Додокина Н. В. Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду», -М., 2008.
- Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
- «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
- «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
- Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.
- Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.
- Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», -СПб, 2008.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок- СПб., 2001
- «Театр кукол и игрушек в ДОУ», сост. Власенко О. П., -Волгоград, 2009.
- Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
Проект на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...
Опыт работы "Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"
представлен опыт работы + три приложения...
Система работы по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Система работы по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...