Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста.
презентация по коррекционной педагогике на тему
Специально подобранные упражнения способствуют развитию новых нейронных связей у детей дошкольного возраста, что непосредственно влияет на развитие саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya_neyropsihologiya_-_kopiya.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная система - любая психическая функция (и поведение в целом) реализуется благодаря функциональному воздействию различных зон мозга, т.е. любая функция реализуется через связь факторов, но эта связь может динамически меняться, переструктурироваться , что и создает возможности для компенсации функции в целом при нарушении отдельных факторов. Можно активировать, создать новую нейронную связь.
Этапы формирования психических функций в онтогенезе возраст Этапы развития головного мозга функции Зачатие-15 мес. Стволовые структуры Основная потребность-выживание- питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения- основа для саморегуляции , спокойствия.
возраст Этапы развития головного мозга функции 15 мес.- 4,5 г. Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками 4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в могзге целостной картины мира на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
возраст Этапы развития головного мозга функции 7-9 лет Левое полушарие (логическое) Детальная, линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения, письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики. 8 лет Лобная доля Совершенствование мелкой моторики, внутренней речи, контроля социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение, фокус.
Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации) «Я хочу!» ( от зачатия до 1,5 лет) II блок приема, переработки и хранения информации ( операциональный ) «Я могу!» I II блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) « Я должен!»
1 блок мозга (1ФБМ) обеспечивает : -тонус, энергичность, пластичность протекания психических процессов - внутренние адаптивные ресурсы - сенсомоторный контроль
3 блок мозга (3 ФБМ) Управляющий блок «Я должен» Начинает свое развитие с 4 лет. Функции: 1.Программирование, управление и контроль за протеканием психической деятельности: Постановка и достижение целей Контроль за выполнением Самоконтроль за своим поведением и эмоциями Сознательность, ответственность 2.Интеллектуальное развитие
Коррекция 1 ФБМ регуляция тонуса и бодрствования. 1. Общеукрепляющие мероприятия Спорт, подвижные игры, ванны с морской солью, оздоровительные практики ( у-шу , цигун и т.д.), полноценное питание, все витамины, минеральные вещества, массаж, самомассаж . 2. Выработка правильного дыхания. Лежа, сидя, стоя. 3. Дыхание с движением. 4. Массаж, самомассаж . 5. Растяжки, 6.Упр. на чередование напряжения и расслабления. 7. Релаксация. 8. Формирование и коррекция базовых сенсорных взаимоотношений (однонаправленных и разнонаправленных движений глаз, руки, ног, языка… Семенвич А.В. Упр. Крестики) 9. Перекрестные движения, ладушки, различные варианты ползанья.
Релаксационные игры Цель: развитие стрессоустойчивости у детей, саморегуляции . Виды игр: - игры с природным материалом - игры на мышечное расслабление - игры на дыхание - медитативные игры, визуализация - телесноориентированные игры
Коррекция 3 ФБМ 1. Разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать дело для друга, взрослого… При этом он должен объяснить , показать последовательность действий и цель другим так, чтобы они его поняли. А далее проконтролировать процесс выполнения задания т оценить результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно было исправить. Произвольная регуляция строиться всегда на основе речевого опосредования (т.е. программу действий важно проговаривать) 2. Режим, ритуалы, нормы, правила.
3. Максимально использовать игры с правилами. 4. Игры и упр. на развитие внимания Найди отличия Корректурные пробы Лабиринты 5. Игры и упражнения на преодоление поведенческих стереотипов (Запрещенное движение, Зеваки…) 6. Работа в режиме «глухой инструктор» В любой деятельности можно спросить «а что мы обычно делаем в этом задании?» 7. « Детекция ошибок» -ребенку дается заранее неправильная ситуация, которую он должен исправить (нелепицы, перевертыши) 8. Упр. на формирование причинно-следственных связей (пересказы, рассказы по серии картинок, составление сказок… )
Примеры игр для 3 ФБМ «Послушайте тишину» «Час можно и нельзя» «Черепаха» «Улитка» «Зеваки» «4 стихии» «Огонь-лед» «Тише едешь» «Море волнуется» «У оленя» «Колпак мой»
Зарядка на развитие саморегуляции (1,3 ФБМ) Упр. на преодоление поведенческих стереотипов (3 ФБМ) - Зеваки. Движение по кругу. 1 хлопок – идем, 2 хлопка- руки в стороны, 3 хлопка - остановились. - Запрещенное движение. - 4 стихии. - Светофор. и т.д. 2. Массаж, самомассаж с мячиками, карандашами…(1 ФБМ) 3. Растяжки - потягивание (1 ФБМ). 4. Упр. на чередование напряжения и расслабления. (1 ФБМ) - «Тяжелая штанга» - «Насос и мяч» - «Огонь и лед» - «На палубе корабля» 2. Упр. на дыхание . (1 ФБМ) Релаксация (1 ФБМ) - «Теплый ветерок» - «Солнышко согревает …» Коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий (1 ФБМ) - Упр. «Крестики» - глаз-рука - Перекрестные движения - Ладушки - ползанье – «Черепашки»
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов. Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...
опытно-экспериментальная работа "Развитие навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста"
1.Исторический анализ проблемы "Детское экспериментирование"2.Экспериментирование - как ведущий вид деятельности3..Особенности детского экспериментирования в разных возрастных группах....
Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»
Актуальность. Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...
Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста, испытывающих проблемы в обучении
Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. ...
Навыки саморегуляции у детей дошкольного возраста
Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля у дошкольников....
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Картотека игр на развитие эмоциональной саморегуляции у детей дошкольного возраста
Предложенные игры помогут ребёнку справиться со своим эмоциональным состоянием, дошкольники научатся управлять своими эмоциями, распознавать эмоциональное состояние окружающих...