План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Рябова Ксения Олеговна

Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.

       Задачи КРР:

  • способствовать снижению эмоционального, нервно-мышечного напряжения;
  • создать условия для снижения уровня тревожности, уменьшения интенсивности и количества страхов;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, способность к рефлексии;
  • способствовать творческому самовыражению, развитию самостоятельной творческой активности участников программы;
  • формировать адекватную самооценку детей.

Цикл занятий: 10 занятий, по 25 минут.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 «Земляничка»

План коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога

по коррекции тревожности, средствами куклотерапии

у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Педагог-психолог:

Рябова Ксения Олеговна

Нижегородская область

г. Бор

2024 год

Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.

Задачи КРР:

  • способствовать снижению эмоционального, нервно-мышечного напряжения;
  • создать условия для снижения уровня тревожности, уменьшения интенсивности и количества страхов;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, способность к рефлексии;
  • способствовать творческому самовыражению, развитию самостоятельной творческой активности участников программы;
  • формировать адекватную самооценку детей.

Цикл занятий: 10 занятий, по 25 минут.

План

КРР педагога-психолога

по коррекции тревожности, средствами куклотерапии

у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

№ заня-тия

Тема занятия

Задачи

Содержание занятий

1 занятие

Знакомство

Установление эмоционального контакта между психологом и всеми участниками;

диагностика актуальных страхов детей;

первичная коррекция страха самовыражения;

формирование адекватной самооценки детей.

Приветствие

Задание 1.Знакомство друг с другом, с психологом, правилами работы в группе при помощи перчаточных кукол.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; ширма и настольная лампа; готовые куклы (Царь, Царевна); тряпичное сердечко;

картон (10 листов); веревочки, толстые нити (для управления куклами); ножницы;

бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное или напольное;

Установление правил

Ход занятия:

«Творческая мастерская» и «Театрализация».

Работа с пальчиковой куклой: произвольное изготовление образа «Я», манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Работа с картонной куклой Страха: индивидуальное изготовление, сочинение истории про куклу Страха, показ мини-спектакля за ширмой с изготовленной куклой (театр теней); уничтожение куклы Страха.

Обратная связь

Ритуал прощания

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе..

2 занятие

Куколки-игрушки

Закрепление знаний об особенностях работы в группе, о членах группы;

Формирование позитивного отношения к участникам группы;

Коррекция тревожности;

Снятие нервно-мышечного напряжения;

Развитие социального доверия, социальных эмоций;

Развитие коммуникативных навыков.

Приветствие

Задание 2.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, носочная кукла Страха, маска Собачки); тряпичное сердечко;

бумажные цилиндры на палец;

зеркало настенное;

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Повторение правил работы в группе от имени кукол – соведущих.

Работа с пальчиковой куклой: произвольное изготовление в образе животного, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Закрепление знакомства: упражнение «Снежный ком» с обсуждением.

Подвижная игра с носочной куклой «Хваталки».

2«Театрализация».

Психогимнастические этюды в костюмах-масках «Собачка и Хозяин» (И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова).

Дыхательная гимнастика «Дудочка» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Обратная связь

Ритуал прощания.

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе..

3 занятие

Волшебная сказка

Развитие социального доверия, чувства принадлежности к группе;

снятие нервно-мышечного напряжения;

развитие смелости, уверенности в поведении;

коррекция страха, тревожных проявлений.

Приветствие

Задание 3.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, Баба-Яга); воздушные шары; веревки, пояса (4 шт.); тряпичное сердечко; 2 подушки - щиты;

бумажные цилиндры на палец;

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Повтор правил работы в группе.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление в образе сказочного героя, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Сказочный зачин «Путешествие в сказку».

Подвижные игры: «Волшебный клубок», «Волшебная нить» - с обсуждением.

2. «Театрализация».

Продолжение сказки. Манипуляции с куклой-перевертышем «Встреча с Бабой-Ягой».

Костюмированная игра «Битва Ивана-Царевича со Змеем Горынычем» с обсуждением

Обратная связь

Ритуал завершения

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе..

4 занятие

дека

Космический полёт

Коррекция тревожных состояний;

Развитие социального доверия;

развитие смелости, уверенности в поведении;

Тренинг активного взаимодействия.

Приветствие

Задание 4.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна.); бумага для рисования;

клей – карандаш; маты или коврики (2м х 2м);

тряпичное сердечко; бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное.

Ход занятия:

«Разогрев» и «Творческая мастерская».

Настрой на занятие.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление в образе себя в будущем, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Подвижные упражнения и игры: «Искра» (Е. Коротаева), «Полет космического корабля».

Работа в группе: изготовление общей бумажной цилиндрической куклы Гуманоида (Инопланетянина) с обсуждением.

«Театрализация».

Обратная связь

Подведение итогов. Рефлексия.

Ритуал прощания.

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

5 занятие

В моих глазах страх

Коррекция страхов темноты, чудовищ, страшных снов, перед засыпанием;

Развитие умения слушать и понимать эмоциональное состояние другого человека;

Коррекция страхов, тревожности.

Приветствие

Задание 5.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой, Царевна);  аудио сказка «Канал Саймона»;

бумага для рисования;разноцветные косынки (размер: равносторонний треугольник со сторонами 10 см ); тряпичное сердечко;

зеркало настенное

Ход занятия:

1. «Разогрев».

Настрой на занятие.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: подбор для пальчиковой куклы косынки цвета настроения (Л.Д. Лебедева), манипуляции с куклами в парах, презентация куклы соседа, пояснение выбора.

2. «Творческая мастерская».

Сказка «Канал Саймона» (английская народная сказка): прослушивание и обсуждение.

Упражнение с ширмой «Кто там?».

Открытка «Сон Саймона»: изготовление и рассказы участников «История волшебного превращения».

3. «Театрализация».

Психогимнастические этюды по составленным рассказам.

Подведение итогов. Смена (по желанию) косынки пальчиковой куклы (Л.Д. Лебедева). Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

6 занятие

Ночные страхи

Продолжение коррекции тревожных переживаний, страхов темноты.

Развитие умения слушать и понимать эмоциональное состояние другого человека.

Приветствие

Задание 6.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, перчаточные куклы Дракончика Памси и Приведения);

воздушные шары; бумажные цилиндры на палец; тряпичное сердечко;

зеркало настенное

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Приветствие. Настрой на занятие.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление пальчиковой куклы-Настроения, манипуляции с куклами в парах, презентация куклы соседа «Мой хозяин (хозяйка)» с обсуждением.

2. «Театрализация» и «Творческая мастерская».

Рассказ «Ночные страхи»: чтение (начало и кульминация), показ сюжета с использованием перчаточных кукол Дракончика Памси и Приведения (Н.П. Слободяник).

Упражнение «Страшилка на воздушном шаре»: изготовление, уничтожение.

Рассказ «Ночные страхи»: окончание, обсуждение.

Упражнение двигательное «Замкнутый круг» с обсуждением.

Беседа «О страхах».

Обратная связь. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...»

7 занятие

Один в поле- воин

Коррекция страха одиночества, тревожности;

Закрепление умения взаимодействовать в группе.

Приветствие

Задание 7.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой, Царевна);

бумажные цилиндры на палец;

тряпичное сердечко;

зеркало настенное.

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление двусторонней пальчиковой куклы «Я один» - «Я не один», манипуляции с куклами, презентация куклы, пояснение выбора.

Психогимнастический этюд «Крошка Енот» (Р. Калинина).

Беседа «Свободное время».

2. «Творческая мастерская».

Работа с тряпичной куклой: изготовление куклы-Друга, манипуляции с куклами, презентация своей куклы, пояснение выбора образа.

Домашнее задание: сочинить и записать сказку «Про куклу-Друга».

Подведение итогов. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

8 занятие

Кукольный концерт

Самовыражение детей;

Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

Закрепление умения взаимодействовать в  малой группе.

Приветствие.

Задание 8.

Оборудование: готовые куклы (Царь, Царевна, тряпичные куклы);

разноцветные косынки (размер: равносторонний треугольник со сторонами 10 см );

тряпичное сердечко;зеркало настенное.

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Работа с пальчиковой куклой: изготовление куклы в косынке цвета настроения, манипуляции с куклами, пояснение выбора (Л.Д. Лебедева).

Домашнее задание: чтение и обсуждение.

2. «Театрализация».

Концерт-экспромт с тряпичными куклами (по подгруппам).

Музыкальный концерт-экспромт (по подгруппам).

Подведение итогов. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...»

9 занятие

Ручные эмоции

Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

Коррекция страха самовыражения и тревожных проявлений;

Продолжение тренинга взаимодействия.

Приветствие

Задание 9.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна);

цветные журналы с иллюстрациями;

бумажные цилиндры на палец;

бумага для рисования; тряпичное сердечко;

тетрадь (блокнот для дневника «Мои победы и достижения»);зеркало настенное .

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Работа с пальчиковой куклой: изготовление куклы в технике «коллаж», манипуляции с куклами, пояснение выбора.

Игра «Пианино».

Выставка рисунков «Картинная галерея», выполненных по контуру кисти своей руки; с обсуждением.

2. «Театрализация».

Выступление: сочинение и рассказ сказок, историй по рисунку.

Подведение итогов. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

10 занятие

Театр-экспромт

Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческой активности детей;

Заключительная коррекция актуальных страхов и высоких показателей тревожности.

Приветствие

Задание 10.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, куклы – марионетки);

бумажные цилиндры на палец; бумага для рисования; тряпичное сердечко; нитки (белые, черные), иглы для шитья; нитки шерстяные, мулине (для волос); носки махровые;

цветные журналы с иллюстрациями; нитки – мулине; ножницы; шитье; кружево;

зеркало настенное.

Ход занятия:

Разогрев».

Упражнение «Мое настроение...».

2. «Творческая мастерская».

Изготовление носочной куклы.

3. «Театрализация».

Театр-экспромт (работа в парах): сочинение, рассказ и показ кукольных историй.

Заключительная беседа.

Подведение итогов. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание с группой «Я желаю тебе» с куклами-марионетками.

Список используемой литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Школа рукоделия: мягкая игрушка. – М.: Дом XXI век, 2007.
  2. Грушина Л.В. Ручные перчатки // Мастерилка 4-10 лет. – № 7, Дмитров, 2007.
  3. Ковтун А. Театр кукол своими руками // Юный техник, № 3, 1986.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. –Спб: Речь.2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены упражнения артикуляционной гимнастики для всех органов речевого аппарата, рекомендации к их выполнению. Для интереса детей к упражнениям весь материал сгруппирован в ви...

Презентация: "Коррекционно – развивающая среда как условие повышения уровня познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".

Актуальность:     Коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...