План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.
Задачи КРР:
- способствовать снижению эмоционального, нервно-мышечного напряжения;
- создать условия для снижения уровня тревожности, уменьшения интенсивности и количества страхов;
- совершенствовать коммуникативные навыки, способность к рефлексии;
- способствовать творческому самовыражению, развитию самостоятельной творческой активности участников программы;
- формировать адекватную самооценку детей.
Цикл занятий: 10 занятий, по 25 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 «Земляничка»
План коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
по коррекции тревожности, средствами куклотерапии
у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Педагог-психолог:
Рябова Ксения Олеговна
Нижегородская область
г. Бор
2024 год
Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.
Задачи КРР:
- способствовать снижению эмоционального, нервно-мышечного напряжения;
- создать условия для снижения уровня тревожности, уменьшения интенсивности и количества страхов;
- совершенствовать коммуникативные навыки, способность к рефлексии;
- способствовать творческому самовыражению, развитию самостоятельной творческой активности участников программы;
- формировать адекватную самооценку детей.
Цикл занятий: 10 занятий, по 25 минут.
План
КРР педагога-психолога
по коррекции тревожности, средствами куклотерапии
у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
№ заня-тия | Тема занятия | Задачи | Содержание занятий |
1 занятие | Знакомство | Установление эмоционального контакта между психологом и всеми участниками; диагностика актуальных страхов детей; первичная коррекция страха самовыражения; формирование адекватной самооценки детей. | Приветствие Задание 1.Знакомство друг с другом, с психологом, правилами работы в группе при помощи перчаточных кукол. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; ширма и настольная лампа; готовые куклы (Царь, Царевна); тряпичное сердечко; картон (10 листов); веревочки, толстые нити (для управления куклами); ножницы; бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное или напольное; Установление правил Ход занятия: «Творческая мастерская» и «Театрализация». Работа с пальчиковой куклой: произвольное изготовление образа «Я», манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора. Работа с картонной куклой Страха: индивидуальное изготовление, сочинение истории про куклу Страха, показ мини-спектакля за ширмой с изготовленной куклой (театр теней); уничтожение куклы Страха. Обратная связь Ритуал прощания Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе.. |
2 занятие | Куколки-игрушки | Закрепление знаний об особенностях работы в группе, о членах группы; Формирование позитивного отношения к участникам группы; Коррекция тревожности; Снятие нервно-мышечного напряжения; Развитие социального доверия, социальных эмоций; Развитие коммуникативных навыков. | Приветствие Задание 2. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, носочная кукла Страха, маска Собачки); тряпичное сердечко; бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное; Ход занятия: 1. «Разогрев» и «Творческая мастерская». Повторение правил работы в группе от имени кукол – соведущих. Работа с пальчиковой куклой: произвольное изготовление в образе животного, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора. Закрепление знакомства: упражнение «Снежный ком» с обсуждением. Подвижная игра с носочной куклой «Хваталки». 2«Театрализация». Психогимнастические этюды в костюмах-масках «Собачка и Хозяин» (И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова). Дыхательная гимнастика «Дудочка» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Обратная связь Ритуал прощания. Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе.. |
3 занятие | Волшебная сказка | Развитие социального доверия, чувства принадлежности к группе; снятие нервно-мышечного напряжения; развитие смелости, уверенности в поведении; коррекция страха, тревожных проявлений. | Приветствие Задание 3. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, Баба-Яга); воздушные шары; веревки, пояса (4 шт.); тряпичное сердечко; 2 подушки - щиты; бумажные цилиндры на палец; Ход занятия: 1. «Разогрев» и «Творческая мастерская». Повтор правил работы в группе. Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление в образе сказочного героя, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора. Сказочный зачин «Путешествие в сказку». Подвижные игры: «Волшебный клубок», «Волшебная нить» - с обсуждением. 2. «Театрализация». Продолжение сказки. Манипуляции с куклой-перевертышем «Встреча с Бабой-Ягой». Костюмированная игра «Битва Ивана-Царевича со Змеем Горынычем» с обсуждением Обратная связь Ритуал завершения Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе.. |
4 занятие дека | Космический полёт | Коррекция тревожных состояний; Развитие социального доверия; развитие смелости, уверенности в поведении; Тренинг активного взаимодействия. | Приветствие Задание 4. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна.); бумага для рисования; клей – карандаш; маты или коврики (2м х 2м); тряпичное сердечко; бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное. Ход занятия: «Разогрев» и «Творческая мастерская». Настрой на занятие. Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление в образе себя в будущем, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора. Подвижные упражнения и игры: «Искра» (Е. Коротаева), «Полет космического корабля». Работа в группе: изготовление общей бумажной цилиндрической куклы Гуманоида (Инопланетянина) с обсуждением. «Театрализация». Обратная связь Подведение итогов. Рефлексия. Ритуал прощания. Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...». |
5 занятие | В моих глазах страх | Коррекция страхов темноты, чудовищ, страшных снов, перед засыпанием; Развитие умения слушать и понимать эмоциональное состояние другого человека; Коррекция страхов, тревожности. | Приветствие Задание 5. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой, Царевна); аудио сказка «Канал Саймона»; бумага для рисования;разноцветные косынки (размер: равносторонний треугольник со сторонами 10 см ); тряпичное сердечко; зеркало настенное Ход занятия: 1. «Разогрев». Настрой на занятие. Работа с пальчиковой куклой «Я»: подбор для пальчиковой куклы косынки цвета настроения (Л.Д. Лебедева), манипуляции с куклами в парах, презентация куклы соседа, пояснение выбора. 2. «Творческая мастерская». Сказка «Канал Саймона» (английская народная сказка): прослушивание и обсуждение. Упражнение с ширмой «Кто там?». Открытка «Сон Саймона»: изготовление и рассказы участников «История волшебного превращения». 3. «Театрализация». Психогимнастические этюды по составленным рассказам. Подведение итогов. Смена (по желанию) косынки пальчиковой куклы (Л.Д. Лебедева). Рефлексия. «Ритуал прощания». Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...». |
6 занятие | Ночные страхи | Продолжение коррекции тревожных переживаний, страхов темноты. Развитие умения слушать и понимать эмоциональное состояние другого человека. | Приветствие Задание 6. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, перчаточные куклы Дракончика Памси и Приведения); воздушные шары; бумажные цилиндры на палец; тряпичное сердечко; зеркало настенное Ход занятия: 1. «Разогрев» и «Творческая мастерская». Приветствие. Настрой на занятие. Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление пальчиковой куклы-Настроения, манипуляции с куклами в парах, презентация куклы соседа «Мой хозяин (хозяйка)» с обсуждением. 2. «Театрализация» и «Творческая мастерская». Рассказ «Ночные страхи»: чтение (начало и кульминация), показ сюжета с использованием перчаточных кукол Дракончика Памси и Приведения (Н.П. Слободяник). Упражнение «Страшилка на воздушном шаре»: изготовление, уничтожение. Рассказ «Ночные страхи»: окончание, обсуждение. Упражнение двигательное «Замкнутый круг» с обсуждением. Беседа «О страхах». Обратная связь. Рефлексия. «Ритуал прощания». Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...» |
7 занятие | Один в поле- воин | Коррекция страха одиночества, тревожности; Закрепление умения взаимодействовать в группе. | Приветствие Задание 7. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой, Царевна); бумажные цилиндры на палец; тряпичное сердечко; зеркало настенное. Ход занятия: 1. «Разогрев» и «Творческая мастерская». Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление двусторонней пальчиковой куклы «Я один» - «Я не один», манипуляции с куклами, презентация куклы, пояснение выбора. Психогимнастический этюд «Крошка Енот» (Р. Калинина). Беседа «Свободное время». 2. «Творческая мастерская». Работа с тряпичной куклой: изготовление куклы-Друга, манипуляции с куклами, презентация своей куклы, пояснение выбора образа. Домашнее задание: сочинить и записать сказку «Про куклу-Друга». Подведение итогов. Рефлексия. «Ритуал прощания». Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...». |
8 занятие | Кукольный концерт | Самовыражение детей; Повышение самооценки, уверенности в своих силах; Закрепление умения взаимодействовать в малой группе. | Приветствие. Задание 8. Оборудование: готовые куклы (Царь, Царевна, тряпичные куклы); разноцветные косынки (размер: равносторонний треугольник со сторонами 10 см ); тряпичное сердечко;зеркало настенное. Ход занятия: 1. «Разогрев» и «Творческая мастерская». Работа с пальчиковой куклой: изготовление куклы в косынке цвета настроения, манипуляции с куклами, пояснение выбора (Л.Д. Лебедева). Домашнее задание: чтение и обсуждение. 2. «Театрализация». Концерт-экспромт с тряпичными куклами (по подгруппам). Музыкальный концерт-экспромт (по подгруппам). Подведение итогов. Рефлексия. «Ритуал прощания». Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...» |
9 занятие | Ручные эмоции | Повышение самооценки, уверенности в своих силах; Коррекция страха самовыражения и тревожных проявлений; Продолжение тренинга взаимодействия. | Приветствие Задание 9. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна); цветные журналы с иллюстрациями; бумажные цилиндры на палец; бумага для рисования; тряпичное сердечко; тетрадь (блокнот для дневника «Мои победы и достижения»);зеркало настенное . Ход занятия: 1. «Разогрев» и «Творческая мастерская». Работа с пальчиковой куклой: изготовление куклы в технике «коллаж», манипуляции с куклами, пояснение выбора. Игра «Пианино». Выставка рисунков «Картинная галерея», выполненных по контуру кисти своей руки; с обсуждением. 2. «Театрализация». Выступление: сочинение и рассказ сказок, историй по рисунку. Подведение итогов. Рефлексия. «Ритуал прощания». Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...». |
10 занятие | Театр-экспромт | Повышение самооценки, уверенности в своих силах; Развитие коммуникативных навыков; Развитие творческой активности детей; Заключительная коррекция актуальных страхов и высоких показателей тревожности. | Приветствие Задание 10. Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь, Царевна, куклы – марионетки); бумажные цилиндры на палец; бумага для рисования; тряпичное сердечко; нитки (белые, черные), иглы для шитья; нитки шерстяные, мулине (для волос); носки махровые; цветные журналы с иллюстрациями; нитки – мулине; ножницы; шитье; кружево; зеркало настенное. Ход занятия: Разогрев». Упражнение «Мое настроение...». 2. «Творческая мастерская». Изготовление носочной куклы. 3. «Театрализация». Театр-экспромт (работа в парах): сочинение, рассказ и показ кукольных историй. Заключительная беседа. Подведение итогов. Рефлексия. «Ритуал прощания». Прощание с группой «Я желаю тебе» с куклами-марионетками. |
Список используемой литературы
- Агапова И., Давыдова М. Школа рукоделия: мягкая игрушка. – М.: Дом XXI век, 2007.
- Грушина Л.В. Ручные перчатки // Мастерилка 4-10 лет. – № 7, Дмитров, 2007.
- Ковтун А. Театр кукол своими руками // Юный техник, № 3, 1986.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
- Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. –Спб: Речь.2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:· Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...
коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста
Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...
Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены упражнения артикуляционной гимнастики для всех органов речевого аппарата, рекомендации к их выполнению. Для интереса детей к упражнениям весь материал сгруппирован в ви...
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
Презентация: "Коррекционно – развивающая среда как условие повышения уровня познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".
Актуальность: Коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической...
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Пояснительная записка Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...