Звуковой анализ слов. Знакомство с буквой ш, с правилом написания сочетания ши
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

 

План конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуковой анализ слов. Знакомство с буквой ш, с правилом написания сочетания ши»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_sh.docx13.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей составлять предложения из трёх и более слов и зарисовывать их на доске.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

3. Закрепить умение детей делить слова на слоги.

4. Познакомить с буквой «ш», с правилом написания сочетания «ши».

5. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Демонстрационный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с пройденными буквами; буква «ш» и таблица с написанным сочетаниям «ши»; фишки или мелкие игрушки; указка; два домика – синий и зелёный.

Раздаточный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с пройденными буквами; буквы «ш» и «Ш»; методическое пособие «окошечки» с полосками; карты – схемы слов по две на каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Работа с предложением. Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом игрушка. Спрашивает 4-5 детей, каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нём и слова по порядку, рисует схему.

2. Звуковой анализ слова машина. Дети выкладывают слова на своих листах. У доски слово разбирает один ребёнок, уже выложивший слово на листке. Вызванный ребёнок интонационно выделяет первый звук, называя его, обозначает синей фишкой, выделяет второй звук, обозначая красной фишкой, называет третий звук и обозначает синей фишкой. После этого воспитатель говорит, что звук «ш» обозначается буквой «ш» и у этого звука нет мягкой пары, он всегда твёрдый. Далее ребёнок называет четвёртый звук, обозначая его красной фишкой. Воспитатель объясняет, что после ш слышится «ы», а пишется «и». Дети повторяют правила, после этого ребёнок называет и обозначает остальные звуки.

3. Определение гласного звука и количества слогов в слове машина. Дидактическая игра «Телеграф». Воспитатель называет слова, дети повторяют и отхлопывают количество слогов.

4. Закрепление правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Игра «Найди свой домик». Работа с раздаточными материалами «окошечки». Воспитатель ставит на доску синюю фишку и предлагает детям сказать какие гласные буквы пишутся после твёрдых гласных (а, у, о, ы, э). Под синей фишкой воспитатель ставит зелёную фишку и предлагает сказать, какие гласные пишутся после мягких согласных (я, е, ё, ю, и). Воспитатель предлагает взять специальное пособие «окошечки» с полосками. На одной полоске написаны пройденные согласные, на другой все гласные буквы, дети начинают читать слоги. После чтения проводится игра «Найди свой домик». Воспитатель предлагает детям взять по одной гласной букве, выбирает ведущих. Одному даётся домик синего цвета, где живёт согласный звук. Другому зелёный домик, где живёт мягкий согласный звук. Остальные дети гласные буквы. По сигналу воспитателя каждый ребёнок, который изображает гласный звук должен спрятаться в свой домик.

5. Звуковой анализ слова лапа. Словоизменение. Слово лапа дети выкладывают самостоятельно за столами, а затем у доски его разбирает вызванный ребенок. Фишки заменяются буквами. Воспитатель убирает по счёту вторую букву «а» и ставит вместо неё букву «и». Дети читают изменившееся слово и говорят, как повлияла замена буквы.

6. Игра «Назови слова со звуком «ль» и звуком «л». Воспитатель осуществляет беглый опрос по 8-10 детей по каждому звуку. В конце определяется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

Конспект занятия по обучению грамоте: "Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М".

Данный конспект занятия, я разработала для детей подготовительной группы по обучению грамоте.  Тема занятия, которую я разработала называется :"Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М&q...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Тема: "Знакомство с буквой г и звуковой анализ слова град" с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение детей грамоте очень сложный материал для ребят, но и родители часто допускают ошибки при обучении детей буквам и чтению. Для того чтобы родители не делали грубых ошибок при обученнии грамоте ...

Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»

Подготовка к обучению грамоте.Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группеТема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание:1) закреплять умение детей дели...