ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ ПЯТКИНОЙ АННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ТЕМА: «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр»
занимательные факты (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Яблонька»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ
ПЯТКИНОЙ АННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ТЕМА: «Развитие мелкой моторики
с помощью дидактических игр»
Актуальность: Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия. Дидактические игры созданы для дошкольников и младших школьников специально в целях их воспитания и обучения. Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, внимание, или мышление и т. д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т. е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Из этого возникла необходимость в создании дидактических игр по развитию у детей мелкой моторики.
Цель: Повышение профессиональных компетенций по созданию условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Раздел плана | Сроки | Содержание и формы работы |
Работа с методической литературой | Сентябрь-май | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме |
Создание условий | Сентябрь-Май | Создание картотеки дидактических игр; Создание картотеки пальчиковых игр; Создание картотеки самомассаж кистей рук; Изготовление дидактических игр; Подбор аудио-видео игр на развитие мелкой моторики рук; Изготовление лэпбука «Играя, мы развиваем мелкую моторику рук |
Работа с детьми | Сентябрь-Май | Заучивание пальчиковых игр: «Капуста», «Зайка», «Фрукты», «Елка», «Снежок», «Замок», «Медведь», «Белка», «Перчатка», «Человечек», «Зима», «Весна», «Кап, кап, кап», «Уточка» |
Сентябрь-Май | Заучивание игр с массажным мячиком: «Ёжик», «Орех», «Шарик», «Иголки», «Горка», «Месим тесто» | |
Сентябрь-Май | Дидактические игры: «Конструктор», «Бусы для любимой мамы», «Чудесный мешочек», «Найди вторую половинку» (разрезные картинки), «Строим забор» ( из счетных палочек),«Развяжи узелок на бельевой веревке», «Помоги развесить одежду» (при помощи прищепок), «Выложи дом»( из цветных геометрических фигур), «Кто в домике живет?» (найди фигурку в сухом бассейне) «Золушка» (сортировать крупу фасоль, горох), игры из лэпбука . | |
Сентябрь-Май | Проект: «Играя развиваем мелкую моторику рук». | |
Работа с родителями | Сентябрь | Семинар-практикум «Развиваем мелкую моторику рук у детей». |
Октябрь | Конкурс: «Изготовление семейной дидактической игры на развитие мелкой моторики». | |
Ноябрь | Анкета: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». | |
Сентябрь-Май | Индивидуальные беседы на данную тему. | |
Сентябрь-Май | Консультации: «Ум на кончиках рук», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Игры для развития мелкой моторики», «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев у детей дошкольного возраста», «Крупная польза мелкой моторики». | |
Обобщение педагогического опыта | Ноябрь | Консультация: «Играем и развиваем наши пальчики». |
Декабрь | Показ открытого занятия с использованием дидактических игр на развитие мелкой моторики. | |
Май | Отчет по теме самообразования (презентация). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения воспитателей групп раннего возраста на 2013-2014 учебный год
1. Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.2. Расширить дидактический кругозор воспитателей, способствовать выработке собственных профессиональны...
Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год
Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...
План работы по самообразованию воспитателя группы№ 11 Сураевой Ирины Владимировны на 2018-2019 учебный год.
План работы по самообразованиювоспитателя группы№ 11Сураевой Ирины Владимировнына 2018-2019 учебный год. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»...
План работы по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора» 2018 - 2019 г.
План работы по самообразованию...
План работы по самообразованию воспитателя группы №2 Чумаковой Е.И. Тема: «Развитие мелкой моторики рук при помощи песочной терапии для детей раннего возраста»
Совершенствование профессиональной деятельности. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи песочной терапии....
План работы по самообразованию воспитателя группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Актуальность темы: Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте – одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рук понижена работоспособность с мелким...
План работы по самообразованию воспитателя ( группа раннего возраста ) на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию на тему «Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»...