План работы по самообразованию воспитателя ( группа раннего возраста ) на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
План по самообразованию на тему «Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию воспитателя
Варнашевой Татьяны Владимировны
1 младшей группы № 1 общеразвивающей направленности на 2023-2024 учебный год
Стаж работы: 22 года
Квалификационная категория: 1 категория
на тему:
«Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет
посредством дидактических игр»
Актуальность темы.
Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагогии психологи: В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддъякови др.
Одним из эффективных средств развития восприятия являются дидактические игры. Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ.
Успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-пространственной среды;
- повышение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;
- взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сенсорного воспитания.
Уже в раннем детстве у ребенка накапливается запас определенных представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение же дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит в ходе овладения различными видами продуктивной деятельности. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Необходимо еще, чтобы ребенок выделял не основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ним свойства разнообразных предметов.
Цели:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства.
Работав в данном направлении поможет мне:
- Научать детей различать основные цвета;
- Развить творческие способности, наблюдательность, любознательность;
- Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Логическое мышление;
- Память;
- Речь;
- Произвольное внимание;
- Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы;
- Зрительное и слуховое восприятие.
Задачи:
- Расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста;
- Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр по сенсорному развитию).
- Образование родителей по данное теме (подготовка консультаций).
Интегрируемые области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Форма проведения работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
Перспективный план на 2023-2024 г. на тему:
«Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр».
Направления работы | Месяц |
| Сентябрь |
| Октябрь
|
| Ноябрь |
| Декабрь
|
| Январь |
| Февраль |
| Март |
| Апрель |
| Май |
Список использованной литературы:
- Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
- И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. - Москва, 2010.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- О. И. Давыдова «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
- Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
- Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
- Д, Н, Колдина «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения воспитателей групп раннего возраста на 2013-2014 учебный год
1. Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.2. Расширить дидактический кругозор воспитателей, способствовать выработке собственных профессиональны...
Перспективный план работы с родителями в группе раннего возраста «Черепашки» 2020-2021 учебный год
Перспективный план работы с родителями в группе раннего возраста «Черепашки» ЧДОУ детский сад № 161 ОАО "РЖД" на 2020-2021 учебный год....
План работы с родителями в группе раннего возраста на 2020-2021 учебный год
План работы с родителями в группе раннего возраста на 2020-2021 учебный год...
План работы с родителями в группе раннего возраста на 2021-2022 учебный год
План работы с родителями в группе раннего возраста на 2021-2022 учебный год...
Перспективный план работы с родителями в группе раннего возраста на 2023-2024 учебный год.
Перспективный план работы с родителями в группе раннего возраста на 2023-2024 учебный год....