Мастер-класс по формированию певческих способностей у старших дошкольников "Голос-игра-дети"
методическая разработка на тему
Цель:
Распространение опыта в педагогическом сообществе.
Задачи:
- Создать дружескую атмосферу;
- Научить работать с пособием «Разноцветные лоскутки»;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Формировать правильное дыхание при пении;
- Развивать фантазию и воображение;
- Развивать звуковысотный слух;
- Развивать ритмический слух;
- Развивать воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по формированию певческих способностей у старших дошкольников | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
по формированию певческих способностей
у старших дошкольников
«Голос-дети-игра»
(на основе дидактического пособия «Разноцветные платочки»)
Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 1 г.Починка
Корец Ю.А.
Цель:
Распространение опыта в педагогическом сообществе.
Задачи:
- Создать дружескую атмосферу;
- Научить работать с пособием «Разноцветные лоскутки»;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Формировать правильное дыхание при пении;
- Развивать фантазию и воображение;
- Развивать звуковысотный слух;
- Развивать ритмический слух;
- Развивать воображение.
Оборудование:
Мультимедийный видеопроектор, экран, ноутбук, дидактическое пособие «Разноцветные лоскутки», большой лоскут ткани – «тучка».
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы с вами живём в мире, который отличается большим разнообразием. Нас окружают самые разнообразные деревья, цветы, животные, растения. В мире нет двоих абсолютно одинаковых людей. Да и имена у всех нас разные. Вот, например, интересно, есть ли среди нас кто-то с именем Виталина. А Галина. А Татьяна. Вот видите, какие разные и прекрасные у всех вас имена. А вот тех, кто называл своё имя, я попрошу выйти в зал. Счастливый случай выбрал вас участниками фокус группы моего мастер-класса.
- Раздать участникам мастер-класса по вырезанной из бумаги нотке
На каждой нотке вы видите какие-то слоги. Прошу, составьте из них слова.
- Получается «Голос-дети-игра»
Итак, тема мастер-класса «Голос-дети-игра». Говорить мы будем о развитии певческих способностей у детей посредством игры. Ведь именно игра является основным видом деятельности детей. Игра забавляет детей, в ней они познают что-то новое, развиваются.
Научить детей петь непросто. На музыкальных занятиях детям должно быть интересно, весело. Не последнюю роль в этом играют различные пособия, применение которых повышает познавательную активность, вносит разнообразие.
Сегодня мы научимся работать с пособием «Разноцветные лоскутки». Оно помогает решать задачи музыкального воспитания в интеграции с другими образовательными областями. Например, познавательное развитие (мы можем говорить о форме, цвете, структуре материала). Социально-коммуникативное развитие (играя вместе, мы развиваем навык общения в коллективе, умение согласовывать свои действия). Развитие речи и обогащение словаря происходит в процессе того же анализа предмета.
- Предложить каждому взять по розовому платочку.
- Сели на стулья
Приём «Ветерок» (дых.гимн)
Перед пением с детьми обычно проводится артикуляционная гимнастика, небольшое распевание. А мы с вами при помощи платочков сделаем дыхательную гимнастику. Ведь именно дыхательная гимнастика помогает формировать правильное дыхание при пении. Научиться петь на правильном дыхании очень непросто даже взрослым. Мы с детьми затрагиваем только верхушку айсберга. Итак, делаем вдох через нос и плавный выдох через рот. Приготовились. Дуем на свой платочек.дуют
А сейчас проверим у кого самые сильные лёгкие. Делаем то же самое, но тот, у кого закончится дыхание, кладёт свой платок на колени.
Приём «Пение про себя» - сидя (внутреннее чувство ритма)
Ещё один приём в пении – это пение про себя. Но как объяснить детям, что это такое. Нам опять помогут платочки. Можно предложить детям спеть знакомую им песню, а в определённый момент прикрыть рот платочком, но при этом продолжать петь песню беззвучно, только шевеля губами. В это время развивается не только артикуляционный аппарат, но и внутреннее чувство ритма. Давайте проверим, как этот приём работает. Зрители тоже могут играть вместе с нами, только прикрывайте рот ладонью. Петь будем песню «В траве сидел кузнечик». Первую строчку поём вслух, на вторую закрываем рот платочком, беззвучно шевеля губами и проговаривая текст.
- Поют песенку
- Попросить участников встать
- Двое берут по одному красному платку, у остальных четверых розовые
- Поставить их в порядке «2 маленьких платочка-1 большой, 2 маленьких платочка-1 большой»
Приём «Покажи песенку» - стоя (чувство ритма)
Развитие певческих способностей идёт параллельно с развитием чувства ритма. Ведь у каждой песни свой ритмический рисунок. А что такое ритмический рисунок? (это чередование коротких и долгих звуков). Сейчас мы с вами при помощи платочков попробуем выложить ритмический рисунок известной всем песенки «Петушок». Давайте вместе вспомним, как она звучит.
- Все проговаривают текст, хлопая в ладоши
Большие платочки это долгие звуки, маленькие платочки это короткие звуки. Фокус-группа, встаньте, пожалуйста, так, чтобы мы могли глядя на вас прочитать и прохлопать ритмическую цепочку песенки «Петушок».
- Участники становятся, зал хлопает
Этот приём можно варьировать по-разному.
Второй вариант игры такой. (к фокус-группе) встаньте врассыпную так, чтобы маленькие и большие платочки перемешались. Мы с залом будем хлопать ритм песенки, а вы будьте внимательны, на короткий звук те, у кого маленькие платочки, должны сделать взмах, когда услышите долгий звук, то взмах делают те, у кого платок большой. выполняют
Третий вариант может быть таким. Зал разделён на две половины. Большие платочки встаньте слева по отношению к залу, а маленькие справа. Сейчас опять будьте внимательны хлопать будет только так половина, чей звук звучит. выполняют
Вот видите, какой простор для фантазии дают простые лоскутки ткани.
Приём «Найди своё дерево» (ориентация в пространстве)
- Участникам предлагается взять по два лоскутка одного цвета и разбиться на пары. У каждой пары платки одинакового цвета. Цвета разные жёлтые, зелёные, розовые.
Попрошу фокус группу встать парами, спиной друг к другу. Руки с лоскутками поднять вверх. У нас получилось три дерева. Лоскутки это листья. (У каждого дерева спросить какое оно, варианты разные красивое, осеннее, рябина…)
Деревья наклоняются, листики качаются.
Раз и два, раз и два, зашумела вся листва.
Лист от ветки оторвался, разбежались кто куда.
1-2-3, 1-2-3, дерево своё найди. (пары становятся по цвету на прежние места)
Повернулись лицом в круг, продолжаем мы игру. (стали лицом в круг)
Приём «Тучка»(на развитие звуковысотног слуха)
Детям очень трудно переходить в пении от низких нот к высоким. Наш следующий приём в этом поможет.
- положить на пол большой лоскут
- все участники кладут на него свои лоскуточки
- берутся за края большого лоскута, поднимают его
Сейчас мы будем делать голосом глиссандо, т.е. очень плавно, без скачков переходить от низких звуков к высоким. Поём на звук «у». Поднимая нашу тучку наверх делаем глиссандо вверх, опуская тучку вниз, делаем глиссандо вниз.
А теперь плавно и непрерывно вверх-вниз. Вот на таком наглядном примере детям намного легче переходить от высоких звуков к низким.
Приём «Повороты» (ориентация в пространстве)
Он поможет детям располагаться относительно заданного направления, например, становиться лицом в круг, спиной в круг и т.д.
- Положить в центр жёлтый платок
Возьмите синие шарфики и выложите на полу в форме цветка. А теперь станьте к цветку левым плечом и пошли.
Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём. (2 раза)Стоп.
Повернулись в круг лицом,
Левым плечиком потом,
Повернулись в круг лицом,
Правым плечиком потом.
И опять пошли гулять.
Мы идём, мы идём
Громко песенку поём.(2 раза)
Повернулись в круг спиной,
Левым плечиком потом,
Повернулись в круг лицом,
Молодцы же мы с тобой. (хлопают)
«Придумай игру»
Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Я хочу предложить вам самим придумать какую-нибудь игру с использованием наших платочков. А в какой образовательной области будет игра, решит жребий.
- Тянут нотки, на обратной стороне которых указана образовательная область
- Предлагают свои варианты
В заключение я попрошу вас выложить из лоскутков картину «Настроение». Как видите, тканью ещё можно и рисовать. Она мягкая, податлива. Её можно смять, скрутить, изогнуть.
На прощание я хочу процитировать слова Ричарда Баха:
«Есть вершины, взяв которые ты больше не опускаешься вниз, а расправив крылья, летишь только ввысь.»
Я желаю вам всем полёта только ввысь к вершинам профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...
Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...
Мастер -класс на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)
МАСТЕР -КЛАСС НА ТЕМУ::ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...