Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему
Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководителей ДОУ в качестве дополнительного материала для музыкальных занятий с джошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_wordpad.doc | 43.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» (ОГАОУ ДПО «БелИро»)
Мастер класс
«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Выполнила:
Скрипникова А. В.
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 33
г. Старый Оскол Белгородской области
Белгород
2014
Методическая разработка
мастер-класса для музыкальных руководителей детских садов
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Форма проведения: практикум
Участники музыкальные руководители курсов повышения квалификации
г. Белгорода
Цель:
- способствовать формированию певческого и дыхательного аппарата ребенка.
- формировать у детей потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
- познакомить участников мероприятия с различными видами упражнений (дыхательная, артикуляционная гимнастика) для развития певческих навыков, способствовать получению практических навыков по их проведению в своей работе.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Педагогический всеобуч «Пение – основной вид деятельности дошкольника».
3. Практикум.
4. Заключительная часть.
I Вступительная часть
музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:
по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» И. Волошиной, «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Е. Анищенковой, «Речевая гимнастика для дошкольников» Н. Новоторцевой, «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т. Нестерюк, «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М. Щетинина.
II Педагогический всеобуч «Пение - это жизнь»
Музыкальный руководитель:
Задача детского сада - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное музыкальное и эстетическое развитие.
Певческая деятельность детей проявляется в разных формах: музыкальные занятия, хореография, подвижные игры, динамические паузы, разнообразные досуги и праздники, и пр.
Сегодня я представлю вашему вниманию разные виды здоровьесберегающих видов деятельности, которые мы используем в работе с нашими воспитанниками на музыкальных занятиях.
Я очень надеюсь, что все то, чему вы сегодня научитесь, будете применять в своей работе.
III Практикум
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения на распевание.
Пение- усиленная по выразительности речь, основной вид музыкальной деятельности детей. Пение способствует развитию речи. Это сложный процесс звукообразования, в котором важно не только устойчивое интонирование и выразительность исполнения, но и координация слуха и голоса, чистая речь, дикция, навыки певческого дыхания.
— Распевание - необходимый процесс, который готовит певцов
к предстоящей работе. Задача распевания - настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим. В распевание входят такие упражнения, как:
— - упражнения- попевки на определенной высоте, их цель - работать над мягким, естественным унисоном, добиваться чувства точности интонации, ощущения красоты звука. В эту группу входят упражнения
на развитие кантилены, беглости, владения динамикой и расширение диапазона.
— - вторая группа упражнений направлена на развитие различных вокально-хоровых умений и навыков. Это ритмические и артикуляционные упражнения, а также упр., направленные
на развитие цепного дыхания, многоголосного пения и пения a cappella.
— - третья группа – упражнения для развития певческого дыхания, включают в себя дыхательную гимнастику.
Виды дыхания:
— В пении принято различать несколько типов дыхания:
* грудное - преобладание работы грудной клетки
* брюшное- преобладание работы диафрагмы
* грудодиафрагматическое- грудная клетка и диафрагма
работают в равной степени
* ключичное- преобладают движения верхних рёбер и плеч, участие диафрагмы незначительное.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Преимущества:
1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,
бег, плавание - особенно.
2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.
4. Гимнастика доступна всем людям.
5. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного
аппарата и грудной клетке.
6. Гимнастика показана и взрослым, и детям.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования: - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; - заниматься до еды; - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
- восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;
- налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
- исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает.
Минутки дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях:
- во время распевания;
- в перерывах между видами музыкальной деятельности.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения
— 1. «Свеча»
— 2. «Шарик»
— 3. «Гармошка»
— 4. «Ёжик»
— 5. «Собачка»
— 6. «Пальчики»
—
Что такое артикуляционная гимнастика?
Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.
Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
— Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.
— Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
— Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
— Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Основная цель артикуляционной гимнастики:
– выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика (Куликовской, Картушиной) помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок.
Необходимо выработать навык выразительной дикции для красивого, выразительного пения. Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях бывает неского видов:
— для лицевых мышц;
— для языка;
— для губ.
( книги Е. С. Анищенковой, Н. В. Новоторцевой, И. А. Волошиной)
Начинаем выполнять несколько упражнений:
«Окошко»
-Широко открыть рот – «жарко»
-Закрыть рот – «холодно».
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот
-Кончиком языка с внутренней стороны, «почистить» поочередно нижние и верхние зубы .
«Дудочка»
— С напряжением вытянуть губы
(зубы сомкнуты)
Упражнения для распевания на неопределенной высоте (экспресс распевание).
— «Самолёт гудит»
— «Пчела летит»
— «Собачка лает»
— «Кошечка»
— «Мышка»
— «В лесу»
IV Заключительная часть
И в конце своего выступления мне хочется сказать следующее:
— Пение – естественное проявление творчества, основной вид творческой деятельности у дошкольников. Развивать певческие навыки возможно с помощью здоровьесберегающих технологий, их роль в укреплении здоровья дошкольников бесспорна. Дыхательная и артикуляционная гимнастика оздоравливает, развивает певческий аппарат, помогает педагогу разнообразить музыкальные занятия. Надеюсь представленный мной опыт будет полезен для Вас в дальнейшей работе.
Затем педагогам предлагается высказать свое мнение о проведенном мастер-классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер – класс на тему «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.Задачи: пробудить интерес к певческой деятельн...
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Развитие нравственных качества личности ребенка с помощью игры....
Доклад по теме самообразования "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игра и упражнений"
Самообразование...
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...
Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»
(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...
Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....