Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководителей ДОУ в качестве дополнительного материала для музыкальных занятий с джошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_wordpad.doc43.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» (ОГАОУ ДПО  «БелИро»)

Мастер класс

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          Скрипникова А. В.

                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                 МБДОУ детский сад № 33

                                                                  г. Старый Оскол Белгородской области

Белгород

2014

Методическая разработка

мастер-класса для музыкальных руководителей детских садов

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Форма проведения: практикум

Участники музыкальные руководители курсов повышения квалификации

г. Белгорода

Цель: 

- способствовать формированию певческого и дыхательного аппарата ребенка.

- формировать у детей потребности к здоровому образу жизни.

Задачи: 

- познакомить участников мероприятия с различными видами упражнений (дыхательная, артикуляционная гимнастика) для развития певческих навыков, способствовать получению практических навыков по их проведению в своей работе.

План проведения

1.        Вступительная часть.

2.        Педагогический всеобуч «Пение – основной вид деятельности дошкольника».

3.        Практикум.

4.        Заключительная часть.

I Вступительная часть

музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.  

    Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:

по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой,  «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» И. Волошиной, «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Е. Анищенковой, «Речевая гимнастика для дошкольников» Н. Новоторцевой, «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т. Нестерюк, «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М. Щетинина.

II  Педагогический всеобуч «Пение - это жизнь»

Музыкальный руководитель:

Задача детского сада - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное музыкальное и эстетическое развитие.

   Певческая деятельность детей проявляется в разных формах: музыкальные занятия, хореография, подвижные игры, динамические паузы, разнообразные досуги и праздники, и пр.

   Сегодня я представлю вашему вниманию разные виды здоровьесберегающих  видов деятельности, которые мы используем в работе с нашими воспитанниками на музыкальных занятиях.

Я очень надеюсь, что все то, чему вы сегодня научитесь, будете применять в своей работе.

III   Практикум

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения на распевание.

Пение- усиленная по выразительности речь, основной вид музыкальной деятельности детей. Пение способствует развитию речи. Это сложный процесс звукообразования, в котором важно не только устойчивое интонирование и выразительность исполнения, но и координация слуха и голоса, чистая речь, дикция, навыки певческого дыхания.

—        Распевание - необходимый процесс, который готовит певцов
к предстоящей работе. Задача распевания
 - настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим. В распевание входят такие упражнения, как:

—        - упражнения- попевки на определенной высоте, их цель - работать над мягким, естественным унисоном, добиваться чувства точности интонации, ощущения красоты звука. В эту группу входят упражнения
на развитие кантилены, беглости, владения динамикой и расширение диапазона.

—        - вторая группа упражнений направлена на развитие различных вокально-хоровых умений и навыков. Это ритмические и артикуляционные упражнения, а также упр., направленные
на развитие цепного дыхания, многоголосного пения и пения a cappella.

—        - третья группа – упражнения для  развития певческого дыхания, включают в себя дыхательную гимнастику.

Виды дыхания:

—        В пении принято различать несколько типов дыхания:
* грудное - преобладание работы грудной клетки
* брюшное- преобладание работы диафрагмы
* грудодиафрагматическое- грудная клетка и диафрагма
работают в равной степени
* ключичное- преобладают движения верхних рёбер и плеч, участие диафрагмы незначительное.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

 Преимущества:

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,

бег, плавание - особенно.

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5.  Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного

аппарата и грудной клетке.

6. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования: - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; - заниматься до еды; - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-        улучшает дренажную функцию бронхов;

-        восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

- восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

- налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

- исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает.

Минутки дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях:

-        во время распевания;

-        в перерывах между видами музыкальной деятельности.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения

—        1. «Свеча»

—        2. «Шарик»

—        3. «Гармошка»

—        4. «Ёжик»

—        5. «Собачка»

—        6. «Пальчики»

—        

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

—        Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.

—        Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.

—        Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

—        Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Основная цель артикуляционной гимнастики:

– выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика (Куликовской, Картушиной) помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок.

Необходимо выработать  навык выразительной дикции для красивого, выразительного пения. Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях бывает неского видов:

—        для лицевых мышц;

—        для языка;

—        для губ.

( книги Е. С. Анищенковой, Н. В. Новоторцевой, И. А. Волошиной)

Начинаем выполнять несколько упражнений:

«Окошко»

-Широко открыть рот – «жарко»

-Закрыть рот – «холодно».

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот

-Кончиком языка с внутренней стороны, «почистить» поочередно нижние и верхние зубы .

           «Дудочка»

—        С напряжением вытянуть губы

   (зубы сомкнуты)

Упражнения для распевания на неопределенной высоте (экспресс распевание).

—        «Самолёт гудит»

—        «Пчела летит»

—        «Собачка лает»

—        «Кошечка»

—        «Мышка»

—        «В лесу»

IV  Заключительная часть

И в конце своего выступления мне хочется сказать следующее:

—        Пение – естественное проявление творчества, основной вид творческой деятельности у дошкольников. Развивать певческие навыки возможно с помощью здоровьесберегающих технологий, их роль в укреплении здоровья дошкольников бесспорна. Дыхательная и артикуляционная гимнастика оздоравливает, развивает певческий аппарат, помогает педагогу разнообразить музыкальные занятия. Надеюсь представленный мной опыт будет полезен для Вас в дальнейшей работе.

Затем педагогам предлагается высказать свое мнение о проведенном мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер – класс на тему «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.Задачи: пробудить интерес к певческой деятельн...

Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Сценарий мастер-класса для родителей  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....