Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»
методическая разработка (старшая группа)
Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса для родителей
«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста
посредством музыкальных игр и упражнений»
Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».
Цель: овладение вокальными навыками детей младшей группы детского сада.
Задачи:
1. пробудить интерес к певческой деятельности;
2. научить «певческому дыханию»;
3. развитие дикции.
Участники мастер – класса: родители и дети.
План проведения мастер – класса:
1. Вступительная часть мастер – класса;
2. Практическая часть мастер – класса;
3. Заключительная часть мастер – класса.
Вступительная часть мастер – класса.
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особый музыкальный инструмент – голос. Пение способствует развитию певческой культуры детей, общему и музыкальному развитию. Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.
Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.
В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами, того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
Практическая часть мастер – класса.
Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот.
Запомните следующие правила:
- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать;
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; - нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка». Выполняется упражнение «Берёзка».
Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабление своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова.
Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.
И так что же включают в себя «вокальные навыки»? Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем. Начнём мы с дыхания.
Дыхание - бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во - первых, ни в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой - она отделяет лёгкие от желудка. Чтобы её почувствовать, необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.
И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты. Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».
Выполняется дыхательное упражнение «Шарик».
(сели на стулья)
Очень важно запомнить, что дыхание для пения мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу.
Теперь поговорим о звукообразовании. Наша задача научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания, также пение гласных букв «А, о, у, э, и, ы» под музыку.
Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем выполнять упражнение «РАСЧЁСКА». Нужно улыбнуться, закусить язык между зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования. Чистое интонирование - это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание.
Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Сначала спою я, а вы будете моим «эхо», а потом наоборот, начнёте вы, а я буду вашим «эхо». Выполняется упражнение «Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой. Эхо, отзовись! Чисто петь научись! Слушай не зевай! Всё за мной повторяй!
Ещё очень хорошо развивает музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Скрип двери».
Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка - «Андрей-воробей». Сейчас мы попробуем её спеть.
Андрей-воробей не гоняй голубей, Гоняй галочек из-под палочек.
А теперь споём попевку «Как под горкой под горой», в которой мелодия поднимается сначала вверх, затем опускается вниз. Предлагается карточка «Как под горкой под горой». Родители смотрят в карточку и поют попевку: Как под горкой под горой торговал старик золой.
Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.
Давайте исполним куплет из знакомой песни «Голубой вагон».
Заключительная часть мастер – класса.
И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем учиться петь в ансамбле, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.
Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!
Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...
"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необход...
Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...
«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру»
laquo;Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру» Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox). И уникальность его заклю...
Доклад по теме самообразования "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игра и упражнений"
Самообразование...
Сценарий мастер – класса «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...