Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014- 2018 гг.
материал на тему

Плотицина светлана Андреевна

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2014- 2018 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_plotitsinoy_2014-2018_gg.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2014- 2018 гг.

Тема: «Формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания».

(Ф.И.О. педагога) Плотицина светлана Андреевна

(специальность) Воспитатель        

(образование) средне-специальное

(стаж педагогической работы) 30 лет

(квалификационная категория) 1

(курсы повышения квалификации) 2016 г

(дата начала работы над темой)  2014 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2018 год

Актуальность темы

«Человек, конечно, хозяин природы, но не 

в смысле её  эксплуататора,

а  как её  понимающий  и несущий 

нравственную  ответственность за

сохранение  и  совершенствование 

в  ней  всего  живого  и  прекрасного»
                                                                                   А. Арсеньев

     Взрослых людей не научишь радоваться простым вещам: зеленой траве, тишине леса, не научишь любить и беречь природу, если их не научили этому в детстве. По мнению детей, природу можно увидеть в деревне, у бабушки, на даче, в лесу. А ведь она кругом. Проблемой так же является замена реальной природы виртуальной (где про всё и про всех дети узнают по телевизору и компьютеру). Даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней.

     Ознакомление с окружающим миром природы создает базу для перехода к экологическому образованию. Экология «наука о доме» о доме, где мы живем. Экология – это общение с природой. В своей работе по экологическому образованию я стараюсь, чтобы дети приобретали знания не только из книг, но и от неба и земли, от дуба и березы, от животных и птиц.

     Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям её красоты и выразительности, развитые в дошкольном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности. Экологическая культура – процесс освоения новых знаний, обогащение чувственным опытом и проявление в виде экокультурных ценностей. Специфика природной среды заключается в её минимальной анонимности и близости к ребёнку, что объективно способствует естественному слиянию и единению с ней. Она обладает сложностью, смысловой наполненностью и визуальной определённостью. Природная среда — педагогическое средство с большим педагогическим потенциалом не только для нравственно-экологического воспитания дошкольников, но и для развития интегративных качеств личности.

     Моя активная  позиция- это  непосредственное  участие  в  самом  процессе  экологического  образования: повышение  своей  компетентности  в  новом  направлении  педагогики  и  реализации  идей. Вместе с тем приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» экологическое образование как самостоятельное направление деятельности ДОУ не рассматривает. В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, прописанных в данном номенклатурном документе , указаны образовательные области, которые позволяют обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При этом содержание экологического образования, возможно, реализовать посредством интеграции в экологической работе с детьми различных видов деятельности. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, исключая авторитарную модель обучения. Непосредственно-образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениями объектам.

     Изучив  программы  экологического  воспитания  нескольких  авторов,  пришла  к  выводу, что  в  их  составе  можно  выделить  следующие  элементы: цели,  содержания,  методы, средства, условия.  В  своей  работе  опираюсь на  такие  программы: С.Н. Николаева   «Юный  эколог», Т.А.Серебрякова «Край родной», образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, а также программа «Золотой ключик» Кравцовых. Хочется отметить, что любое направление воспитательного процесса будет иметь позитивный результат только в том случае, если основывается на конкретных принципах. Применительно к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста одним из таких принципов является интеграция интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, а так же практической деятельности, ориентированной на её улучшение, совершенствование. Не мене значимым является и принцип систематичности и непрерывности экологического воспитания. Именно этот принцип позволяет обеспечить систему преемственных связей детского сада, школы, районного дома культуры, детского эколого-биологического центра, что в совокупности обеспечит успех экологической работы с детьми. Экологическая проблема  взаимодействия человека и природы, а также воздействия  общества на окружающую среду стало очень  острой,   и приняла огромные    масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое  значение приобретает  экологическое воспитание.        

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий экологической направленности с участниками образовательных отношений, применение приемов, направленных на формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания создает условия для всестороннего развития детей, в частности:  развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей.

Цель работы по теме самообразования:    создать условия для обеспечения эмоционально-нравственного отношения к природе детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, участие в семинарах;
  • Разработать перспективный план работы с детьми группы;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Принять участие в семинаре педагогов НМР РТ кустового методического объединения по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным образованием, начальной школами»;
  • Составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраст.

План

работы  над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

2

Постановка целей, задач работы

3

Выдвижение гипотезы

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

1

Составление плана работы по самообразованию

2

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2

Практическая часть:

  • Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогических советах
  • Участие в работе творческих групп

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Оформление результатов обследования детей по проблеме

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

1

Выступление на педагогических советах:

  • Рассказ.

2

Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

3

Подготовка материалов к публикации на сайте ДОУ

4

Участие в дистанционных педагогических конкурсах

Способы реализации:

1.

«Осень в гости к нам пришла»

Муниципальный

Презентация проекта  на районном  методическом объединении воспитателей вторых младших и средних групп ДОУ НМР РТ на тему: «Реализация образовательной области «Познание». Развитие элементарных математических представлений в условиях ФГОС» на базе МБДОУ «Ручеек» с.Большое Афанасово НМР РТ

2015 год

Чтобы не было беды»

Муниципальный

Открытое ООД  на районном  методическом объединении воспитателей вторых младших и средних групп ДОУ НМР РТ на тему: «Современные подходы к содержанию и организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности га основе принципа интеграции в условиях совместной деятельности педагога и детей» на базе МБОУ «Прогимназия «Сказка» НМР РТ

2015 год

2.

«Развитие творческих способностей через    театрализованную деятельность»

Муниципальный

Открытый показ  театрализованной постановки «Курочка Ряба» с детьми старшей группы на методическом объединении для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Развитие творческих способностей детей » на базе МБДОУ «Детский сад №40», г. Нижнекамск

2016 год

3.

 «Три дочери»

Муниципальный

Презентация видеопоказа театрализованной постановки на методическом объединении педагогов ДОУ Нижнекамского муниципального района по теме: «Значение фольклора, как основы воспитания любви к родному краю» на базе МБДОУ № 5 «Айгуль», п.г.т. Камские Поляны НМР РТ

2016 год

4.

«Путешествие с капелькой»

Муниципальный

Открытый показ  ООД с детьми  подготовительной к школе группы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР на тему: «Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников через организацию совместной деятельности взрослых и детей» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный НМР РТ

2016 год

5.

«Спешим на помощь лесу»

Муниципальный

Открытый показ  ООД с детьми  подготовительной к школе группы на методическом объединении педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ

2017 год

 «Ах, как бабушка, напекла оладушушки!»

Муниципальный

Открытый показ  ООД с детьми  второй младшей группы на методическом объединении педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ

2018 год

Участие в семинарах

1.

«Использование технологий УМК «Говорим по-татарски»

Муниципальный

Выступление на семинаре «Система работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков практического владения татарским языком» для студентов и педагогов ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», г. Нижнекамск

2015 год

2.

«Юный архитектор»

Республиканский

«Реализация образовательных областей основной образовательной программы средствами конструирования и робототехники» научно-методический семинар для педагогов ДОУ, г. Набережные Челны, МАДОУ №98

2017 год

Выступления на конференциях

1.

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Федеральный

Научно-образовательная конференция «Великая Отечественная война (1941-1945гг.): Знание, память, служение»,

на базе: Института экономики, управления и права (г. Казань) Нижнекамского филиала, кафедры «Психология и педагогика», для научных и педагогических работников, студентов, г. Нижнекамск

2015год

2.

 «Проектная деятельность в средней группе «Осень в гости к нам пришла»

Федеральный

Информационно-методическая интернет-конференция по теме: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эффективные педагогические практики реализации». Всероссийский педагогический портал МЕТОДКАБИНЕТ.РФ.

2016 год

Результаты участия в конкурсах

«Восемь жемчужин дошкольного образования – 2014»

Федеральный

Диплом лауреата в номинации «Здоровый дошкольник» от Министерства образования и науки «Вестник Образования России»

2014 год

«Рассударики»

Федеральный

Диплом,  Всероссийского творческого конкурса в номинации «Безопасная среда»

2015 год

«Лучшая методическая разработка-2015»

Федеральный

Сертификат Всероссийского конкурса, ООО «Центр дистанционного сотрудничества» «Педагогическое мастерство»

2015 год

«Восемь жемчужин дошкольного образования – 2015»

Федеральный

Диплом лауреата в номинации «Здоровый дошкольник» от Министерства образования и науки «Вестник Образования России»

2015 год

 «Компьютерная грамотность»

Республиканский

Свидетельство участника финала

2017 год

Конкурс «Школа юного эколога» в рамках Года экологии площадка «Сделаем город чище»

Муниципальный

Диплом 3 степени в номинации «Работа, выполненная педагогом»

2017год

Конкурс дидактических пособий «Жалобная книга планеты Земля» приуроченный Всероссийскому Году экологии

Региональный

Диплом

2017 год

Конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2017»

Федеральный

Диплом дипломанта в номинации «Создание предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры»

2017год

Конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2017»

Федеральный

Диплом лауреата в номинации «Системная поддержка семейных традиций и инноваций»

2017год

Результаты участия  воспитанников в конкурсах

Конкурс-выставка «Дары Осени»

 Муниципальный

Участие

2014 год

 Грамота за 2 место в номинации «Природная мастерская»

Конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Всероссийский

Победители

2015 год

Диплом за 1 место в номинации

«Самый юный участник декоративно-прикладного творчества»

Очный конкурс чтецов «Вклад в победу» в рамках международного проекта «Сомик»

Федеральный

Призер

2017 год

Диплом призера

Конкурс-выставка, посвященный 80-летию со дня рождения Э.Успенского

Республиканский

Участие в номинации «Удивительная пластика»

2017 год

Сертификат лауреата

Конкурс «Умники и умницы»

Муниципальный

участие

2017год

Диплом участника второго этапа

Олимпиада «Умка»

Муниципальный

Абсолютные победители, призеры

2017 год

Дипломы абсолютного победителя (2), дипломы призеров (2)

 «Природа и мы», в рамках Года экологии и общественных пространств РТ

Республиканский

Победители

2017 год

Диплом 3 место

Организация предметно-развивающей среды

Организация выставки

«Негосударственные символы России»

Отзыв педагогов на методическом объединении педагогов по теме: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ, 2017г.

Конспект ООД

«Путешествие с капелькой»

Отзыв педагогов на методическом объединении воспитателей ДОУ НМР по теме: «Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников через организацию совместной деятельности взрослых и детей» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный НМР РТ, 2017г.

Папка авторских сценариев утренников

«Приходите к нам на праздник»

Отзыв педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)

Представление многофункционального дидактического пособия.

«Лес у нас в гостях»

Отзыв педагогов при осмотре групповых помещений в рамках подготовки к новому учебному году МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ, 2017г.

Представление комплекса дидактических игр «Своими руками»

«Сенсорика – чудесная страна»

Отзыв педагогов в рамках подготовки к новому 2017-2018 учебному году МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

 Работа с родителями воспитанников или лицами, их заменяющих

Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.)

Тема,  название

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Дата

Совместное благоустройство     участка группы

Подготовка  к смотру «Готовность муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района к учебному году»

Нижнекамский муниципальный район

Ежегодно

Привлечение родителей к помощи в омолаживании зеленых насаждений прогулочного участка

Акция «Зеленый участок»

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

2017 год

Привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из природного материала

Организация выставки поделок из природного материала «Осень в Незабудках» для родителей, педагогов детского сада «Сказка»

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Ежегодно

Взаимодействие с родителями по подготовке  к конкурсу-выставке детского творчества

«Удивительная пластика»

Республиканский

2017 год

Оформление стенда

«Для Вас, родители»

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Ежеквартально

Тематические родительские собрания

«Теплые встречи»

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Ежеквартально

Привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из бросового материала

«Новогодние игрушки – бусы и хлопушки…»

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Ежегодно

Оформление приемной комнаты к праздничным и тематическим событиям

«Наши события»

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Ежегодно

Совместные праздники и развлечения

  1. «Осенины»
  2. День дошкольного работника»
  3. День мудрости
  4. «Осенины»
  5. День матери
  6. Новый год
  7. Прощание с елкой
  8. Колядки
  9. День защитника отечества
  10. 8 марта
  11. «Веснянка»
  12. Навруз
  13. Масленица
  14. День смеха
  15. День родного языка
  16. День Победы
  17. Выпускной бал

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

2014-2018 гг.

Другие результаты

2014 год

Республиканский смотр-конкурс среди дошкольных образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек»

Диплом I место

2015 год

Смотр-конкурс «Готовность  образовательных организаций к новому учебному году» среди сельских образовательных учреждений

Диплом I степени

2015 год

Правление Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов, протокол №3

Свидетельство

2017 год

Публикация в сборнике авторский произведений по итогам муниципального конкурса «Калейдоскоп талантов»

Сертификат

2017- 2018 год

Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году»

Диплом III степени

2018-2019 год

Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году»

Почетная грамота -победитель, кубок «Детский сад года»

        Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях введения и реализации ФГОС ДО»,  в объеме 72 часов на базе ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», удостоверение  160400000818, регистрационный номер 2956, дата выдачи 08  июня 2016г.

 

 Литература:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы. 

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2015. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2014. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

  1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2014. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

  1. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2016. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

  1. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2014. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

  1. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 336с.

В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.

  1. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2016. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию Ахметшиной Аниты Фаритовны на 2018-2022 гг.

Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Айгуль"" п. г. т. Камские поляны на 2018-2022 гг....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2018-2022 гг.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2018-2022 год

    Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет (2018-2022гг.) Габдрашитова Диляра Ринатовна по теме самообразования «Развитие речи детей мла...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год

Методическая тема "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования". Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности, ...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014-2015.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Азбука общение »Старшая  общеразвивающая группа.  (Ф.И.О. педагога): Понягина Светлана  Владимировна. (специал...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2017-2018 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2017-2018 г.Тема :« «Сенсорное развитие у детей через дидактические игры»  Вторая младшая группа. (Ф.И.О. педагога): Понягина...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018-2020 учебный год.

Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей....