Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014- 2018 гг.
материал на тему
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2014- 2018 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_plotitsinoy_2014-2018_gg.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2014- 2018 гг.
Тема: «Формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания».
(Ф.И.О. педагога) Плотицина светлана Андреевна
(специальность) Воспитатель
(образование) средне-специальное
(стаж педагогической работы) 30 лет
(квалификационная категория) 1
(курсы повышения квалификации) 2016 г
(дата начала работы над темой) 2014 год
(предполагаемая дата окончания работы) 2018 год
Актуальность темы
«Человек, конечно, хозяин природы, но не
в смысле её эксплуататора,
а как её понимающий и несущий
нравственную ответственность за
сохранение и совершенствование
в ней всего живого и прекрасного»
А. Арсеньев
Взрослых людей не научишь радоваться простым вещам: зеленой траве, тишине леса, не научишь любить и беречь природу, если их не научили этому в детстве. По мнению детей, природу можно увидеть в деревне, у бабушки, на даче, в лесу. А ведь она кругом. Проблемой так же является замена реальной природы виртуальной (где про всё и про всех дети узнают по телевизору и компьютеру). Даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней.
Ознакомление с окружающим миром природы создает базу для перехода к экологическому образованию. Экология «наука о доме» о доме, где мы живем. Экология – это общение с природой. В своей работе по экологическому образованию я стараюсь, чтобы дети приобретали знания не только из книг, но и от неба и земли, от дуба и березы, от животных и птиц.
Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям её красоты и выразительности, развитые в дошкольном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности. Экологическая культура – процесс освоения новых знаний, обогащение чувственным опытом и проявление в виде экокультурных ценностей. Специфика природной среды заключается в её минимальной анонимности и близости к ребёнку, что объективно способствует естественному слиянию и единению с ней. Она обладает сложностью, смысловой наполненностью и визуальной определённостью. Природная среда — педагогическое средство с большим педагогическим потенциалом не только для нравственно-экологического воспитания дошкольников, но и для развития интегративных качеств личности.
Моя активная позиция- это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей. Вместе с тем приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» экологическое образование как самостоятельное направление деятельности ДОУ не рассматривает. В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, прописанных в данном номенклатурном документе , указаны образовательные области, которые позволяют обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При этом содержание экологического образования, возможно, реализовать посредством интеграции в экологической работе с детьми различных видов деятельности. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, исключая авторитарную модель обучения. Непосредственно-образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениями объектам.
Изучив программы экологического воспитания нескольких авторов, пришла к выводу, что в их составе можно выделить следующие элементы: цели, содержания, методы, средства, условия. В своей работе опираюсь на такие программы: С.Н. Николаева «Юный эколог», Т.А.Серебрякова «Край родной», образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, а также программа «Золотой ключик» Кравцовых. Хочется отметить, что любое направление воспитательного процесса будет иметь позитивный результат только в том случае, если основывается на конкретных принципах. Применительно к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста одним из таких принципов является интеграция интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, а так же практической деятельности, ориентированной на её улучшение, совершенствование. Не мене значимым является и принцип систематичности и непрерывности экологического воспитания. Именно этот принцип позволяет обеспечить систему преемственных связей детского сада, школы, районного дома культуры, детского эколого-биологического центра, что в совокупности обеспечит успех экологической работы с детьми. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия общества на окружающую среду стало очень острой, и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое значение приобретает экологическое воспитание.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий экологической направленности с участниками образовательных отношений, применение приемов, направленных на формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей.
Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения эмоционально-нравственного отношения к природе детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, участие в семинарах;
- Разработать перспективный план работы с детьми группы;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Принять участие в семинаре педагогов НМР РТ кустового методического объединения по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным образованием, начальной школами»;
- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраст.
План
работы над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения |
2 | Постановка целей, задач работы |
3 | Выдвижение гипотезы |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы |
1 | Составление плана работы по самообразованию |
2 | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы |
1 | Теоретическая часть:
|
2 | Практическая часть:
|
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме |
2 | Оформление опыта работы:
|
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы |
1 | Выступление на педагогических советах:
|
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи |
3 | Подготовка материалов к публикации на сайте ДОУ |
4 | Участие в дистанционных педагогических конкурсах |
Способы реализации:
1. | «Осень в гости к нам пришла» | Муниципальный | Презентация проекта на районном методическом объединении воспитателей вторых младших и средних групп ДОУ НМР РТ на тему: «Реализация образовательной области «Познание». Развитие элементарных математических представлений в условиях ФГОС» на базе МБДОУ «Ручеек» с.Большое Афанасово НМР РТ | 2015 год |
Чтобы не было беды» | Муниципальный | Открытое ООД на районном методическом объединении воспитателей вторых младших и средних групп ДОУ НМР РТ на тему: «Современные подходы к содержанию и организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности га основе принципа интеграции в условиях совместной деятельности педагога и детей» на базе МБОУ «Прогимназия «Сказка» НМР РТ | 2015 год | |
2. | «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» | Муниципальный | Открытый показ театрализованной постановки «Курочка Ряба» с детьми старшей группы на методическом объединении для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Развитие творческих способностей детей » на базе МБДОУ «Детский сад №40», г. Нижнекамск | 2016 год |
3. | «Три дочери» | Муниципальный | Презентация видеопоказа театрализованной постановки на методическом объединении педагогов ДОУ Нижнекамского муниципального района по теме: «Значение фольклора, как основы воспитания любви к родному краю» на базе МБДОУ № 5 «Айгуль», п.г.т. Камские Поляны НМР РТ | 2016 год |
4. | «Путешествие с капелькой» | Муниципальный | Открытый показ ООД с детьми подготовительной к школе группы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР на тему: «Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников через организацию совместной деятельности взрослых и детей» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный НМР РТ | 2016 год |
5. | «Спешим на помощь лесу» | Муниципальный | Открытый показ ООД с детьми подготовительной к школе группы на методическом объединении педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ | 2017 год |
«Ах, как бабушка, напекла оладушушки!» | Муниципальный | Открытый показ ООД с детьми второй младшей группы на методическом объединении педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ | 2018 год |
Участие в семинарах
1. | «Использование технологий УМК «Говорим по-татарски» | Муниципальный | Выступление на семинаре «Система работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков практического владения татарским языком» для студентов и педагогов ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», г. Нижнекамск | 2015 год |
2. | «Юный архитектор» | Республиканский | «Реализация образовательных областей основной образовательной программы средствами конструирования и робототехники» научно-методический семинар для педагогов ДОУ, г. Набережные Челны, МАДОУ №98 | 2017 год |
Выступления на конференциях
1. | «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» | Федеральный | Научно-образовательная конференция «Великая Отечественная война (1941-1945гг.): Знание, память, служение», на базе: Института экономики, управления и права (г. Казань) Нижнекамского филиала, кафедры «Психология и педагогика», для научных и педагогических работников, студентов, г. Нижнекамск | 2015год |
2. | «Проектная деятельность в средней группе «Осень в гости к нам пришла» | Федеральный | Информационно-методическая интернет-конференция по теме: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эффективные педагогические практики реализации». Всероссийский педагогический портал МЕТОДКАБИНЕТ.РФ. | 2016 год |
Результаты участия в конкурсах
«Восемь жемчужин дошкольного образования – 2014» | Федеральный | Диплом лауреата в номинации «Здоровый дошкольник» от Министерства образования и науки «Вестник Образования России» | 2014 год | |
«Рассударики» | Федеральный | Диплом, Всероссийского творческого конкурса в номинации «Безопасная среда» | 2015 год | |
«Лучшая методическая разработка-2015» | Федеральный | Сертификат Всероссийского конкурса, ООО «Центр дистанционного сотрудничества» «Педагогическое мастерство» | 2015 год | |
«Восемь жемчужин дошкольного образования – 2015» | Федеральный | Диплом лауреата в номинации «Здоровый дошкольник» от Министерства образования и науки «Вестник Образования России» | 2015 год | |
«Компьютерная грамотность» | Республиканский | Свидетельство участника финала | 2017 год | |
Конкурс «Школа юного эколога» в рамках Года экологии площадка «Сделаем город чище» | Муниципальный | Диплом 3 степени в номинации «Работа, выполненная педагогом» | 2017год | |
Конкурс дидактических пособий «Жалобная книга планеты Земля» приуроченный Всероссийскому Году экологии | Региональный | Диплом | 2017 год | |
Конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2017» | Федеральный | Диплом дипломанта в номинации «Создание предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры» | 2017год | |
Конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2017» | Федеральный | Диплом лауреата в номинации «Системная поддержка семейных традиций и инноваций» | 2017год |
Результаты участия воспитанников в конкурсах
Конкурс-выставка «Дары Осени» | Муниципальный | Участие | 2014 год | Грамота за 2 место в номинации «Природная мастерская» |
Конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности | Всероссийский | Победители | 2015 год | Диплом за 1 место в номинации «Самый юный участник декоративно-прикладного творчества» |
Очный конкурс чтецов «Вклад в победу» в рамках международного проекта «Сомик» | Федеральный | Призер | 2017 год | Диплом призера |
Конкурс-выставка, посвященный 80-летию со дня рождения Э.Успенского | Республиканский | Участие в номинации «Удивительная пластика» | 2017 год | Сертификат лауреата |
Конкурс «Умники и умницы» | Муниципальный | участие | 2017год | Диплом участника второго этапа |
Олимпиада «Умка» | Муниципальный | Абсолютные победители, призеры | 2017 год | Дипломы абсолютного победителя (2), дипломы призеров (2) |
«Природа и мы», в рамках Года экологии и общественных пространств РТ | Республиканский | Победители | 2017 год | Диплом 3 место |
Организация предметно-развивающей среды
Организация выставки | «Негосударственные символы России» | Отзыв педагогов на методическом объединении педагогов по теме: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ, 2017г. |
Конспект ООД | «Путешествие с капелькой» | Отзыв педагогов на методическом объединении воспитателей ДОУ НМР по теме: «Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников через организацию совместной деятельности взрослых и детей» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный НМР РТ, 2017г. |
Папка авторских сценариев утренников | «Приходите к нам на праздник» | Отзыв педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ |
Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы) | ||
Представление многофункционального дидактического пособия. | «Лес у нас в гостях» | Отзыв педагогов при осмотре групповых помещений в рамках подготовки к новому учебному году МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ, 2017г. |
Представление комплекса дидактических игр «Своими руками» | «Сенсорика – чудесная страна» | Отзыв педагогов в рамках подготовки к новому 2017-2018 учебному году МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ |
Работа с родителями воспитанников или лицами, их заменяющих
Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.) | Тема, название | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Дата |
Совместное благоустройство участка группы | Подготовка к смотру «Готовность муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района к учебному году» | Нижнекамский муниципальный район | Ежегодно |
Привлечение родителей к помощи в омолаживании зеленых насаждений прогулочного участка | Акция «Зеленый участок» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | 2017 год |
Привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из природного материала | Организация выставки поделок из природного материала «Осень в Незабудках» для родителей, педагогов детского сада «Сказка» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | Ежегодно |
Взаимодействие с родителями по подготовке к конкурсу-выставке детского творчества | «Удивительная пластика» | Республиканский | 2017 год |
Оформление стенда | «Для Вас, родители» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | Ежеквартально |
Тематические родительские собрания | «Теплые встречи» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | Ежеквартально |
Привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из бросового материала | «Новогодние игрушки – бусы и хлопушки…» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | Ежегодно |
Оформление приемной комнаты к праздничным и тематическим событиям | «Наши события» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | Ежегодно |
Совместные праздники и развлечения |
| МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | 2014-2018 гг. |
Другие результаты
2014 год | Республиканский смотр-конкурс среди дошкольных образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» | Диплом I место |
2015 год | Смотр-конкурс «Готовность образовательных организаций к новому учебному году» среди сельских образовательных учреждений | Диплом I степени |
2015 год | Правление Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов, протокол №3 | Свидетельство |
2017 год | Публикация в сборнике авторский произведений по итогам муниципального конкурса «Калейдоскоп талантов» | Сертификат |
2017- 2018 год | Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году» | Диплом III степени |
2018-2019 год | Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году» | Почетная грамота -победитель, кубок «Детский сад года» |
Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях введения и реализации ФГОС ДО», в объеме 72 часов на базе ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», удостоверение 160400000818, регистрационный номер 2956, дата выдачи 08 июня 2016г.
Литература:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2015. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2014. - 128с.
В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2014. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2016. - 256 с. - (Образование и творчество).
Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2014. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 336с.
В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2016. - 96с.
Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию Ахметшиной Аниты Фаритовны на 2018-2022 гг.
Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Айгуль"" п. г. т. Камские поляны на 2018-2022 гг....
Индивидуальный план работы по самообразованию 2018-2022 гг.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2018-2022 год
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет (2018-2022гг.) Габдрашитова Диляра Ринатовна по теме самообразования «Развитие речи детей мла...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год
Методическая тема "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования". Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности, ...
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014-2015.
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Азбука общение »Старшая общеразвивающая группа. (Ф.И.О. педагога): Понягина Светлана Владимировна. (специал...
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2017-2018 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2017-2018 г.Тема :« «Сенсорное развитие у детей через дидактические игры» Вторая младшая группа. (Ф.И.О. педагога): Понягина...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018-2020 учебный год.
Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей....